Сегодня на Амуре № 15 (21 апреля) 2015 г.


«Зайцам» усложнят жизнь

 

законотворчество

 

Проблема безбилетников на транспорте в России застарелая и, пожалуй, самая острая. Специалисты отмечают, что желание проехать «зайцем» связано с экономией денежных средств. К более редким причинам можно отнести детскую шалость - не заплатить и остаться безнаказанным - или рассеянность.

 

Тем не менее, по статистике, около 30 процентов пассажиров проезжают на общественном транспорте бесплатно, особенно много безбилетников в час пик. Конечно, больше всего их в маршрутных автобусах. Борьба с «зайцами» в автобусах пока ведется прежними способами - их просят оплатить проезд или высаживают на остановках, к штрафным санкциям прибегают очень редко. Куда более жесткое наказание ждет железнодорожных безбилетников.

 

6 апреля президент России подписал закон «О внесении изменений в федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», который в несколько раз увеличил штрафы за безбилетный проезд в поездах.

 

Если раньше согласно Кодексу об административных правонарушениях штраф за безбилетный проезд в пригородном поезде составлял сто рублей, а в поездах местного и дальнего сообщения - двести рублей, то сейчас суммы увеличились в пригородных поездах в 50 раз на расстояние 10 километров, в поездах дальнего следования в 5 раз на расстояние 100 километров. Как ни крути, это уже не малая сумма и неслабо может ударить по карману безбилетника. Но, возможно, принципиальных «зайцев», которые бастуют против высоких цен на билеты, перевоспитать рублем не получится.

 

Как прописано в законе, «в случае обнаружения безбилетного физического лица при выходе через пункт контроля, плата за проезд взимается за расстояние от указанного им пункта отправления, в том числе железнодорожной станции отправления, до пункта назначения, в том числе железнодорожной станции назначения, где расположен пункт контроля».

 

При этом у безбилетника есть возможность реабилитироваться и приобрести билет, а также заплатить за оказание услуги по оформлению проездного документа «в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом». При этом плата за проезд зависит от действующих тарифов по оплате и категории поезда, типа, класса, вагона, места, маршрута…

 

Если «заяц» отказывается покупать билет, то контролер будет обязан взыскать указанный штраф.

 

Специалисты недоумевают, почему человек может просто взять и не заплатить за проезд, сославшись на то, что цены слишком высоки или на то, что у него нет денег. В магазине бесплатно никто не даст продукты. Возникает вопрос, почему бесплатный проезд не считается кражей?

 

Случаев, что контролер на железной дороге случайно забыл проверить билеты, не бывает, значит, «заяц», скорее всего, попал туда незаконным способом. А значит, платить даже не собирался. Если говорить о маршрутных автобусах, то тут, конечно, другая история - из-за большого наплыва пассажиров, кондуктор мог не заметить вошедшего безбилетника, а тот, в свою очередь, деликатно промолчал. Один раз, второй… потом и в привычку может войти.

 

Стоит отметить, что штрафные меры к «зайцам» применяются во всех странах мира и составляют немаленькую сумму. Были случаи, что за неуплату штрафа безбилетников, у которых не было денег, даже сажали в тюрьму. А в Чехии создали услугу, при помощи которой можно оплатить проезд через смс-сообщение. После введения такой услуги количество безбилетников уменьшилось на 20 процентов.

 

Как говорят, в жизни бывает всякое. Ведь действительно есть случаи, когда билет на поезд просто напросто потерял. Без него уже не пустят, а денег больше нет, были последние. Хотя, в этом случае билет восстановить можно, но, как правило, это отнимает много времени. А иногда от такого безбилетника требуют доказательства того, что он действительно приобретал билет. Только где эти доказательства взять - неизвестно.

 

Но, как бы там не протестовали «зайцы» против высоких цен, специалисты отмечают, что снижаться они не будут.

Анна Сырбачева

НазадАрхив