Сегодня на Амуре № 15 (21 апреля) 2015 г.


Не допустить трагедии

 

забота о людях

 

«В Белогорске повесился 15-летний подросток», «В Белогорске нашли мертвого 15-летнего школьника» - два трагических события произошли в городе с периодичностью в четыре месяца. Между тем, по подростковым суицидам Россия находится на лидирующих позициях. Что может повлиять на желание детей проститься с жизнью, обсуждали педагоги Белогорска на семинаре, который проходил 16-17 апреля на базе СОШ N17.

 

«Прощай. Полетели!»

 

Напомним, 28 ноября прошлого года ушел в школу и не вернулся домой 15-летний учащийся СОШ N5. Тело подростка на следующий день обнаружили на пустыре возле дома N9/1 на улице Ломоносова. Школьник висел на крюке в бетонной стене. При ребенке предсмертной записки, которые часто обнаруживают правоохранительные органы во время случаев суицида, найдено не было.

 

По факту обнаружения тела подростка следственным отделом по городу Белогорску было возбуждено уголовное дело по статье 110 УК РФ «Доведение до самоубийства».

 

10 апреля этого года в соцсетях была выложена информация о том, что ушел на занятия и не вернулся 15-летний учащийся СОШ N200. 11 апреля подростка нашли мертвым в районе «Бочкаревского» моста. По информации Следственного комитета России по Амурской области, «предварительная версия смерти - самоубийство. Возбуждено уголовное дело по статье 110 УК РФ «Доведение до самоубийства».

 

Примечательно, что статистика самоубийств школьников регистрируется в России ежегодно. Такие случаи не редкость и для Приамурья. Так в 2006 году шагнули с балкона 12 этажа две старшеклассницы из Благовещенска. Перед самоубийством, по словам очевидцев, девчонки хором громко крикнули: «Прощай. Полетели!»

 

2 декабря 2010 года в областную больницу в состоянии комы была доставлена тринадцатилетняя школьница с диагнозом «асфиксия верхних дыхательных путей». Месяц врачи поддерживали ее жизнь, но школьница умерла, не приходя в сознание.

 

В 2012 году покончил жизнь самоубийством 8-классник Тамбовской школы.

 

В апреле 2013 года покончил жизнь самоубийством, спрыгнув с балкона пожарного перехода, расположенного на восьмом этаже одного из домов Благовещенска, еще один 13-летний школьник.

 

8 мая 2014 года повесился на веранде своего дома 15-летний школьник из поселка Октябрьского Зейского района. Родственники мальчика говорили, что к самоубийству ребенка подтолкнули проблемы в школе.

 

Случаи подросткового суицида можно перечислять долго. Как стало известно газете «Сегодня», больше всего юных амурчан ушло из жизни по собственному желанию в 2009 году. Тогда погибло 15 детей. Печальная статистика выпала и на 2010 год, когда в области было зафиксировано 11 детских суицидов, завершившихся смертью.

 

Что двигало детьми, которые не оставили предсмертных записок, было известно только им самим.

 

«Я всегда на стороне ребенка»

 

Тенденцию увеличения числа детских суицидов, в том числе и в Амурской области, отметила заведующая кафедрой акмеологии и профессиональной деятельности «Амурского областного института развития образования», сотрудники которого проводили семинар-практикум в Белогорске, Елена Самсонова. По ее словам, причиной практически всех трагедий является социальный фактор.

 

- И сюда входят не только трудная ситуация в семье, в школе, - подчеркнула она. - В последние годы огромную роль на психологическое состояние детей, подростков оказывает Интернет, СМИ, реклама. Казалось бы, рекламные баннеры с изображением девушек вызывающего вида, развешанные по всему областному центру, уже никого не удивляют. Но мало кто понимает, насколько они нарушают детскую психику.

 

В то же время, самое большое влияние на внутреннее состояние ребенка оказывает семейный фактор.

 

- Родители, желая своему ребенку только самого лучшего, порой не понимают, что ежедневные высказывания: «Не сдашь ЕГЭ, пойдешь мыть полы!» приводят к тому, что ребенок, действительно начинает склоняться к мысли, что «нормальная жизнь без сдачи госэкзамена невозможна», - говорит Елена Самсонова. - Внутри ребенка начинает вырабатываться негативное отношение к самому себе.

 

- Когда обсуждается какой-либо конфликт в школе, я всегда на стороне ребенка, - подчеркивает Елена Самсонова. - Дети неприспособлены к жизни, им необходимо приспособиться к характеру и требованиям родителей, к характеру каждого педагога в школе, друг к другу в классе. Это очень сложно. Часто подстроиться под всех сложно даже взрослым, а представьте, каково детям.

 

«Один на один с проблемой»

 

Одна из ошибок, которая есть в каждом муниципальном образовании, в каждом учебном учреждении - неумение либо нежелание родителей и педагогов сотрудничать.

 

- Нет полной связи между специалистами и родителями, - отмечает Елена Самсонова. - Педагоги не всегда могут достучаться до них.

 

Как заверяют сотрудники Амурского областного института развития образования, только совестная деятельность педагогического коллектива и семьи могут создать ту среду, в которой ребенок не будет испытывать унижений, страха, тревожности, боязни.

 

- Буквально сегодня в коридоре школы наблюдала диалог двух младшеклассников, которые обсуждали невыполненное домашнее задание, - приводит пример завкафедрой, - один из них говорит об этом легко. Мол, не выполнил, значит попадет. Второй мальчик, говоря об этом, как-то съежился и в глазах страх. Страх наказания, что влетит в классе, а потом будут проблемы дома. Этого быть не должно.

 

Исходя из практики, Елена Самсонова говорит, что идеальный педагог - это педагог требовательный, строгий и одновременно добрый.

 

- Таких педагогов примерно 20 процентов, - замечает она. Однако обвинять в том, что происходит с детьми в школе только учителей ни в коем разе нельзя. Все-таки основная составляющая внутреннего состояния детей зависит от домашней обстановки. Если педагог или сверстники унизили, оскорбили, ребенок, который доверяет семье, не боится родителей, обязательно об этом им расскажет, далее дело родителей не пустить ситуацию на самотек, а идти в школу и решать проблему.

 

Самое худшее - если ребенок остается с проблемой один на один. Как правило, такая ситуация возникает в семьях, когда дети предоставлены сами себе. И пусть даже семья с виду вполне благополучная, когда у ребенка есть все необходимое и даже больше. Но ребенку не хватает самого главного - внимания.

Нина Сапрыкина

НазадАрхив