Сегодня на Амуре № 20 (26 мая) 2015 г.


Жизнь надо прожить в доброте

 

юбилей

 

28 мая свой 90-летний юбилей отметит ветеран труда, труженица тыла и просто замечательная женщина Татьяна Григорьевна Кожемякина. Корреспонденту газеты «Сегодня» Ульяне Мукаиловой она рассказала о своем детстве, юности, которая пришлась на годы Великой Отечественной войны, и секрете своего долголетия.
Татьяна Григорьевна родилась в глухой деревне в пятидесяти километрах от Белогорска.

 

Ее родители приехали из Курской области в 1910 году будучи детьми.

 

- Мама вышла замуж за папу в 1922 году еще совсем молоденькой, отец у нее умер рано, а мать осталась с двумя сыновьями и дочерью, - рассказывает Татьяна Григорьевна. - Семья у нас была большая, только детей было одиннадцать человек, нас было три брата и восемь сестер, а я была самой старшей в семье. В нашей деревне все жили в землянках, а кругом была непроходимая тайга.

 

В деревне, где жила семья стояла только одна школа-четырехлетка. Желающие продолжить учебу переезжали в соседнюю деревню.

 

- Чтобы доучиться в школе-семилетке, мне нужно было ехать в соседнюю деревню, которая находилась в 20 километрах от нашей, - вспоминает пенсионерка. - Помню, у нас был очень хороший учитель, он был приезжий издалека, помню, у него была одна рука. Я училась очень хорошо, мне даже премии выдавали, грамоты вручали.

 

После окончания четвертого класса учитель юной Татьяны Кожемякиной подошел к ее матери, пытался уговорить женщину, отправить дочь продолжить учебу.

 

- Он говорил моей маме: «Анна Ивановна, ну пустите Вы девочку, она же очень способная, ей нужно учиться дальше», а мама отвечала, что у нее нет денег ни на учебу, ни на пальтишко, ни на обувь для меня, - рассказывает именинница. - Так меня и не пустили учиться, как я плакала, как я переживала, как я хотела учиться!

 

Но, смирившись с тем, что продолжить учебу ей не удастся, Татьяна Григорьевна совсем еще юной девочкой пошла работать в колхоз.

 

- Соберут нас малолеток и на поле увезут, дадут нам работы по рядам, семечек, картошки посадить и оставляли на весь день в поле, время от времени приезжал бригадир, смотрел, как мы работаем, водички нам привозил, - рассказывает Татьяна Кожемякина.

 

Так бы и работала она в колхозе, если бы не страшное известие о начале войны.

 

- Это было что-то страшное, - рассказывает долгожительница, - в день, когда нам сообщили о том, что началась Великая Отечественная война, из колхоза забрали всех до единой лошади, а у нас их было 35. На следующий день забрали всех мужчин в деревне, а еще через день собрали всю молодежь, а в основном это были молоденькие девчонки и увезли нас рыть окопы.

 

Спустя время молодую Татьяну Григорьевну направили обучаться на трактористку.

 

- В следующую зиму меня направили ремонтировать тракторы, всю мужскую работу выполняла, было очень тяжело. Но у нас даже мысли не было жаловаться или отлынивать от работы. Все работали, значит, и ты должен, значит, и ты сможешь, - говорит она.

 

Каждое лето в течение всех военных лет Татьяна Кожемякина трудилась на полях.

 

- А на третью зиму нас увезли валить лес, сначала нам показали, как правильно пилить деревья и оставлять после себя аккуратные пеньки, - вспоминает пенсионерка. - Я в ту зиму, помню, работала без выходных и без обеда, потому что ехать на обед нужно было очень далеко, а возможности такой не было, закинешь за пазуху кусок хлеба и грызешь его весь день.

 

Следующие два года Татьяна Кожемякина проработала учетчиком тракторного бригадира.

 

- На мне было все горючее, я была ответственная за смазочные, замеряла, кто и сколько вспахал, и три раза в месяц сдавала отчет в Новосергеевку.

 

Сразу после окончания войны Татьяна Григорьевна хотела устроиться на работу, но у судьбы были свои планы на этот счет, она встретила своего будущего супруга.

 

Приехав в город, она собиралась идти ночевать к родственникам, но встретила по пути знакомую, которая раньше жила в их деревне. Женщина позвала юную Татьяну к себе домой.

 

- Так я и осталась в тот день ночевать у знакомой, а у нее был сын, который только вернулся с фронта, - рассказывает юбилярша. - И этот сын пришел домой со своим другом, мы в тот вечер долго общались, смеялись, играли в карты. А на следующий день в эту же землянку приходят меня сватать. Я им ответила, что не могу дать ответ, пока не скажу родителям и своей бабушке. И пока они мне не дадут добро, ответа я не дам.

 

Приехав в деревню, она рассказала о том, что ее хотят сватать родителям и бабушке, мнение которой для Татьяны Григорьевны было очень ценно.

 

- Она у меня была разумница, очень мудрая была женщина, - говорит именинница. - Оказалось, что бабушка знала семью моего будущего жениха, и дала добро. Так я и замуж сразу вышла. Хотя до встречи со мной моему будущему мужу хотели засватать девушку -сироту из деревни, но после встречи со мной он сказал: «Если эта девка пойдет за меня, то мне другую не надо». А я была видная, пышная девушка и общительная очень, понравилась, видимо.

 

В браке супруги прожили 28 лет, мужа Татьяны Григорьевны не стало, больше замуж она не выходила. Татьяна Кожемякина родила двоих детей, сына и дочь. Сына она потеряла в 1970 году, сейчас живет вместе с дочерью и ее семьей.

 

- Я считаю себя очень богатым человеком, потому что у меня большая семья, у меня замечательная дочь, два внука, четверо правнуков, а недавно я стала прапрабабушкой, - говорит Татьяна Григорьевна.

 

Много лет своей жизни Татьяна Кожемякина отдала работе на Мясокомбинате, какое-то время работала на Нефтебазе. Именинница является ветераном труда.

 

Кстати, именно в труде она и видит отчасти секрет своего долголетия.

 

- Движение - это жизнь, чтобы жить долго, надо много работать, трудиться и двигаться, - говорит юбилярша. - Но главное, жизнь надо прожить без нервов, в доброте и спокойствии. Я всю жизнь помогала всем, кто в этом нуждался. Если кому-то надо было, могла и свою последнюю рубаху отдать.

НазадАрхив