Сегодня на Амуре № 22 (9 июня) 2015 г.


Со дна… навстречу родной дочери

 

забота о детях

 

Говорят, родителей не выбирают. Именно такой фразой ответила когда-то девятилетняя жительница Белогорска Алина навязчивой соседке на некорректный вопрос: «Что же ты милочка живешь с матерью-алкоголичкой? Жила бы в детском доме на казенных харчах, как у Христа за пазухой».

 

«Родила для себя, значит сама и корми»

 

Беда в жизни не по-детски рассудительной девочки началась, когда ребенок должен был идти в первый класс. Сама Алинка не любит вспоминать процесс лишения ее матери родительских прав. Чего не скажешь о ее родной тетке, двоюродной сестры матери, которая до сих пор относится к родственнице отрицательно.

 

- Нельзя было ей ребенка доверять, пила, гуляла, - возмущенно делится воспоминаниями Евгения Петровна. - Дочка постоянно побиралась, в лохмотьях ходила. Голодная часто была. Я хотела Алинку себе забрать, чтобы у ребенка детство было, но она ни в какую от матери. День погостит, а к вечеру плакать начинает: «К маме хочу». А Лидка два дня не пьет - идеальная мать: и варит, и убирается, и о дочке заботится. Как в запой уйдет, становится совершенно другим человеком. Вульгарной, агрессивной.

 

Лидка - это мать Алины. Пить, по ее словам, она начала в итоге неудачной личной жизни. Отец ребенка замуж не позвал, да и, узнав о том, что скоро станет отцом, сказал, что понятия не имеет от кого у Лиды будет ребенок. Решение о том, чтобы родить для себя, она приняла самостоятельно. На свет Алина появилась здоровенькой, голубоглазой и была на редкость спокойным младенцем. Родить для себя оказалось делом тяжелым. Не в прямом смысле. В финансовом. Если бы не родственники, то во время декретного отпуска молодая мать могла умереть от голода. Женщина неоднократно пыталась связаться с отцом ребенка. Увы. Мужчина не один раз захлопывал перед ней дверь со словами: «Родила для себя, значит сама и корми».

 

Со своей первой подругой, собутыльницей Веркой, Лидия познакомилась во дворе их многоквартирного дома. Немолодая женщина с засаленными волосами и видавшей виды одежде подсела на лавочке.

 

- Из-за мужика плачешь? - словно прочитав мысли молодой матери, спросила она, с любопытством разглядывая сладко спящую Алинку.

 

- Не ной. На, вот, глотни, - протянула она бутылку со светлой жидкостью. - Да не бойся, собственного изготовления. Чистейший самогон. Я детские получила, поэтому сегодня угощаю.

 

Недетская жизнь

 

С этого знакомства у матери Алинки началась совершенно другая, несмотря на нехватку денег, беззаботная жизнь. Многочисленные «друзья», ежедневные «праздники», веселье, которое со временем стало чередоваться с жутким похмельем. В такие дни молодая мать закрывала Алину одну в квартире и отправлялась на поиски выпивки. Понятно, что все деньги, положенные для ухода за ребенком, так называемые «детские», уходили в одном направлении - на приобретение суррогата. Каждый день напоминал один и тот же. Незаметно для матери, Алинка сделала свои первые шаги, незаметно для матери, малышка сказала первое слово «мама». Удивительно, но, несмотря на то, что девочка находилась чаще в одиночестве, она очень быстро и хорошо научилась говорить. К трем годам ребенок наизусть повторял фразы из известных мультфильмов и вызывал слезы и жалость у соседей частым вопросом: «А у вас хлебушек есть?»

 

Читать тоже Алина научилась быстро. Правда не без помощи соседки пенсионерки, которая часто общалась с девочкой на скамейке и подкармливала ее. Неравнодушные соседки отдавали Варваре Степановне детские книжки, с помощью которых она с удовольствием обучала Алину. Сегодня многие, кто знает эту печальную историю, говорят, что пенсионерка отчасти заменила ребенку мать и может быть, если бы пожилая женщина не ушла из жизни в результате тяжелого заболевания, девочка могла бы не оказаться в детском доме.

 

«Ты бросишь пить, и все у нас с тобой будет хорошо»

 

В середине августа, когда Алинке исполнилось 5 лет, она в привычное время пошла во двор, чтобы сообщить об этом бабушке Варе, но пенсионерки там не оказалось. Тогда ребенок побежала к пожилой женщине домой. На стук открыла тетя Таня, дочь Варвары Степановны. Наверняка, именно этот день можно считать временем, когда малышка поняла, что значит горе.

 

Несмотря на возраст, девочка вместе с матерью провожала бабу Варю в последний путь. После похорон ребенок еще долго плакал. Особенно тяжело девочке было, когда она по нескольку дней жила одна. Надо сказать, что после ухода Варвары Степановны, тяжело Алине стало не только морально. Чувство голода. При нынешней жизни оно в большинстве знакомо людям, кто переживал тяжелые годы Великой Отечественной войны. Не понаслышке о нем знают дети, которые проживают в неблагополучных семьях. С лихвой поняла, что такое голод и 5-летняя Алинка. Впрочем, общительный ребенок понял, что рядом живет много добрых людей, и частенько просила у прохожих и соседей еды не только для себя, но и для матери. Сказать, что мать девочка любила, значит не сказать ничего. Ребенок родительницу-алкоголичку, а именно так называли, опустившуюся на дно, асоциальную женщину соседи, боготворила и всячески защищала. Надо было видеть, как Алина выгораживала ее перед специалистами отдела опеки, которые неоднократно грозились забрать ребенка в детский дом, если Лида не прекратит пить. Перед приходом сотрудников органов опеки Алина вместо матери наводила в доме порядок и в буквальном смысле собирала еду по соседям, чтобы показать строгим тетям, что она не испытывает голода и ее можно оставить жить с матерью.

 

- Вот ты бросишь пить, и все у нас с тобой будет хорошо, - гладила она по голове спящую после очередного запоя мать. - Мамочка, а тебе обязательно нужно бросить пить, по телевизору говорили, что от самогонки можно умереть. А я не смогу без тебя жить.

 

Такие слова девочка говорила матери часто. По взрослому детские нравоучения женщина выслушивала молча, потом плакала, жалела себя, обещала дочке «завязать»… Но все начиналось сначала…

 

«Спасибо за то, что ты когда-то подарила мне жизнь»

 

Роковой день для Алины настал за полгода до начала учебного года. Девочка как раз должна была идти в первый класс.

 

Сотрудники отдела опеки пришли с внеплановой проверкой, чтобы проконтролировать, как женщина, семья которой состоит на учете как неблагополучная, подготовила дочку в школу. Самой Алины дома не оказалось, дверь открыла еле стоящая на ногах мать. Дом был полон таких же пьяных гостей по виду без определенного места жительства. Один из собутыльников оказался более разговорчивым, чем родительница Алины и сообщил специалистам, что девочку отправили попрошайничать закуску и денег на выпивку. Через минуту на пороге появилась замерзшая Алина с мелкими купюрами и пакетом, наполненным булочками, бутербродами и прочей снедью. Несмотря на мольбы и просьбы Алины оставить ее с матерью, на этот раз сотрудники органов опеки были непреклонны. Несмотря на то, что мы считаем основной задачей сохранить семью, вразумить мать, таким образом направить ее на то, чтобы она заботилась о собственном ребенке, бывают случаи, когда мы понимаем, что вся профилактическая работа бесполезна, - пояснила начальник отдела опеки и попечительства Елена Ищенко.- Тогда мы выходим с иском в суд о лишении неблагополучных родителей родительских прав.

 

Для Алины разлука с матерью оказалась наравне с горем, которое она ощутила, когда умерла Варвара Степановна. Почти все время днем девочка сидела возле окна социального учреждения в ожидании матери. Часто плакала и постоянно твердила сотрудникам и другим воспитанникам, что она живет в детдоме временно, и мать в ближайшие дни ее заберет. К таким детским мечтам, которые, как правило, остаются мечтами, сотрудники детских домов привыкли. Почти каждый второй ребенок, проживающий в социальном учреждении, верит и надеется, что на его пороге появится мать или отец. И Алина верила. Наверное, настолько сильно верила, что жизненная история этой добродушной умной девочки закончилась хэппи-эндом. Потому что ее мать пришла за ней. Правда, сразу забрать ребенка, женщине не позволили. Свои права заботиться и жить вместе с дочерью она сначала доказывала окружающим, а позже и суду, когда восстанавливалась в родительских правах. Чтобы чаще видеть дочь, женщина, бросив пить, устроилась в социальное учреждение на работу. Каждый день, после выполнения трудовых обязанностей она использовала каждую минуту, чтобы наверстать упущенное время. Надо отметить, что Алинка в силу своей внутренней доброты всячески старалась сделать так, чтобы ее любимая родная и такая дорогая мамочка не чувствовала свою вину. Спустя полгода девочка спросила, когда мать заберет ее домой.

 

- Я у дочки тогда спросила, а тебе не стыдно, что у тебя будет такая мать? - вспоминает Лидия Александровна. - Помню, она тогда меня сильно растрогала, говорит: «Мамочка, родителей не выбирают. Каждый имеет право на ошибку. Я не имею права тебя осуждать и должна благодарить тебя за то, что ты когда-то подарила мне жизнь».

 

«Хочу, чтобы дочь была самой счастливой»

 

Сегодня Лидия Александровна - образцовая мать. Алина окончила десятый класс. Впереди девочку ждет самый сложный учебный год, а затем выпускной бал. Примечательно, что к важному событию они вместе с матерью готовятся уже сейчас.

 

- Я когда-то забрала у нее детство, испортила День знаний, ведь мой ребенок пошел в первый класс буднично, в поношенном платьице, которое отдали неравнодушные соседи, стареньких колготках и без цветов первому учителю, - смахивая слезы, предается воспоминаниям мать Алины. - Я понимаю, что время не вернуть… Хочу, чтобы на выпускной дочь была самой красивой, самой счастливой!

 

- Мамочка, я счастлива только потому, что ты у меня есть, - подключается к разговору дочь, заботливо обнимая мать.

 

Глядя на девочку, в этот момент становится понятно, что вот оно счастье. Родной ребенок, который боготворит мать, несмотря ни на что.

Нина Сапрыкина

 

P.S. По словам начальника отдела опеки и попечительства администрации Белогорска, к сожалению, такие истории, когда когда-то асоциальную мать восстанавливают в родительских правах, в практике органов опеки - редкость.

 

Тем не менее они есть и каждый из жителей Белогорска может изменить ход ситуации, сложившейся в неблагополучной семье. Важно не остаться равнодушным, если вы считаете, что здоровье или жизнь ребенка, проживающего по соседству, может быть в опасности. Или же, когда вы стали свидетелями, что ребенок попрошайничает, необходимо сообщить об этом в отдел опеки и попечительства администрации Белогорска, позвонив по телефону: 2-68-66.

 

Обращаем внимание белогорцев на то, что по данному телефону специалисты ответят в рабочие дни с 8.00 до 17.00. В другое время следует сообщать в дежурную часть полиции.

НазадАрхив