Сегодня на Амуре № 24 (23 июня) 2015 г.


Выбор быть приставом

 

профессия

 

На первый взгляд Ирина Костюченко не производит впечатления сильной женщины с волевым характером. Хрупкая, с ироничной улыбкой на губах и смешинкой в глазах. Однако, как это часто бывает, первое впечатление обманчивое. В своей работе она редко проявляет мягкость. Такой ее обязывает быть профессия. Ирина Костюченко - судебный пристав-исполнитель Белогорского отдела судебных приставов.

 

Так уж сложилось, что по долгу службы нам приходилось работать вместе не раз. Совместные рейды по должникам в Белогорске проводятся регулярно. Это одна из нелегких составляющих в работе пристава-исполнителя. Вот и в этот раз рабочий день Ирины Костюченко начался с ареста имущества из-за долга в 176 тысяч рублей перед банком. Белая «Тойота» стояла во дворе частного дома по улице Куйбышева, куда приехали приставы. О том, что машина будет описана и арестована в счет долгов, ее хозяйка знала. К процедуре, которая заняла около часа, отнеслась внешне спокойно. Подписывая акты, женщина сетовала на жизнь: из-за кризиса на работе практически вдвое урезали зарплату, поэтому вовремя платить по банковскому займу она не смогла. Надо было на что-то жить и учить ребенка-студента. С оценкой машины в 20 тысяч рублей согласилась. Возможно, ей удастся найти эти деньги и оплатить арест авто. Возможно…

 

Возвращаясь в отдел, Ирина Костюченко рассказывает:

 

- У некоторых должников, долги сложились из-за сложных жизненных ситуаций. И таких людей на сегодня много. Есть такие, которые уезжают из города, или прячутся по знакомым, не считая нужным платить долги. Кто-то ведет асоциальный образ жизни и не намерен тратить деньги на что-то другое, кроме спиртного. Однако многие неплательщики все же вполне платежеспособны, но по разным причинам предпочитают «забывать» о своих обязанностях оплачивать налоги, квартплату, штрафы. Вот и приходится им напоминать об этом, вынося постановления об ограничении выезда за границу, права пользования автомашиной или ареста денежных средств в банке.

 

Вот тут-то и начинается другая часть работы приставов. Узнав, что счет в банке заблокирован, должник идет к приставам. Последним же приходится быть и психологом, и юристом, и педагогом, ведь нужно уметь и пожалеть, выслушав должника, и призвать того к совести. Ирине не раз приходилось выполнять все эти роли одновременно, но при этом быть решительной, твердой, непреклонной. По-другому нельзя.

 

Родом Ирина из Белогорска. Их семью в Белогорске многие знают. Отец - учитель физкультуры в одной из городских школ. Старшая сестра несет государеву службу в полиции. Ирина, получая юридическое образование в Хабаровском институте, работала в охранной фирме. А потом пришла в Белогорский отдел службы приставов-исполнителей.

 

Сегодня она работает с должниками по кредитам, налогам, квартплате, штрафам. Самым нелегким направлением считает взыскание алиментов. «Что угодно, но только не это, - честно признается она. - При всей своей выдержке просто не хватило моральных сил вести такие дела…»

 

В службе судебных приставов она шестой год. Но, несмотря на трудности, менять профессию не собирается. Кстати, младший брат Ирины, глядя на нее, окончив юрфак в институте, тоже пришел служить приставом. Возможно, это начало династии?..

 

Рабочий день пристава, как правило, начинается с планерок, совещаний. Однако особыми днями стоят в недельном расписании вторник и четверг. В эти дни ведется прием граждан. Работать с людьми - неблагодарный труд. Ведь нередко граждане не считают нужным сдерживать себя в эмоциях, выплескивая свой страх, отчаяние, а порой и ненависть, на того, кто требует вернуть долги. К сожалению, люди не всегда понимают, что судебный пристав обязан взыскивать долги, что это его профессия.

 

- Ко всему привыкаешь, - говорит Ирина. - Конечно, часто людей жалко. Причины задолженности у каждого свои. Но когда раз за разом сталкиваешься с одинаковым нежеланием платить, понимаешь, что, прежде всего, дело, а потом эмоции. Ведь жалость и прочие чувства для нас - роскошь непозволительная. Чего не скажешь о наших гражданах. Никогда не знаешь, что тебя ожидает за дверью. Поэтому нужно быть готовыми ко всему. Должники нередко встречают нас на пороге своей квартиры в неприглядном, а то и неадекватном виде. Нередко приходится сталкиваться с грубостью, откровенным хамством и даже агрессией.

 

Недавний пример. Семья должников, долг которых перед коммунальщиками превышает двести тысяч рублей, на наш приход отреагировала бурно. Услышав, что они категорически отказываются платить долги, я сообщила, что в этом случае их имущество будет арестовано. Под опись попали телевизор и микроволновка. В качестве понятых при составлении описи имущества пригласили соседей. Процедура составления акта заняла около получаса. Когда бумаги были оформлены и подписаны, в квартире появилась еще одна дочь должников. Тот факт, что перед ней находились представители власти при исполнении, ее не остановил. Сразу же с порога молодая девушка начала кричать и хамить. В мой адрес сыпались угрозы и оскорбления. Не церемонясь в выражениях, перемежая нецензурные реплики с откровенным издевательством, дочь должников пригрозила, что спустит на нас собак. И сделала бы это, если бы не наряд полиции, появившийся в этот момент в квартире…

 

Пока Ирина рассказывает, на прием к приставу приходит должник. Предприниматель задолжал по кредитным долгам более трехсот тысяч рублей. Поэтому арест, который был наложен на его японский грузовичок, стал неприятной неожиданностью. Мужчина не спорил, достал деньги и оплатил часть долга. Остальное обещал принести через неделю.

 

Следом за ним в кабинете появилась особа с весьма сомнительным «ароматом». Сетуя и причитая, она жаловалась на жизнь, прося снять арест с ее счетов. Однако Ирина была непреклонна. Эту должницу она хорошо знала. Имея неплохой доход, женщина не считала нужным своевременно оплачивать коммунальные платежи. Просто потому, что была не согласна с размером квартплаты. Аргумент пристава не убедил…

 

По словам Ирины Костюченко, большинство должников ей хорошо знакомы. Ведь город она знает с детства, как говорится, вдоль и поперек, как и его жителей. Ей нередко без труда удается узнать о потенциальных доходах и имуществе должников, даже еще не получив ответов из официальных инстанций.

 

- Город небольшой, - поясняет она, - очень многих людей знаю давно. Бывает даже и так, что только открою дело на должника, только-только направлю вызов на прием или соберусь ехать к нему на арест имущества, как человек уже сам является…

 

На контроле у судебного пристава Ирины Костюченко на сегодня полторы тысячи дел. При этом по триста дел ею оканчиваются ежемесячно. Свободного времени при такой работе просто не остается: в последнее время приставы завалены делами. Все больше людей, организаций и предприятий обращаются в суд. Об этом говорят и внушительные стопки бумаг, лежащие на стеллажах напротив стола Ирины. Домой зачастую приходится возвращаться не раньше семи часов вечера. А в дни выездов к должникам - и того позже.

 

- Личного времени у меня, действительно, нет, - признается она. - Субботу, а бывает и в воскресенье я провожу в отделе. Бывает, с работы раньше восьми часов вечера не прихожу. Но я уже привыкла. Хотя, возможно, отчасти из-за этого у меня пока нет времени построить свою личную жизнь.

 

Вот и в этот день мы посетили не менее двадцати адресов, где проживают должники. Больше четырех часов переходили от одной квартиры к другой - от первого этажа до пятого - звонили, стучали, передавали повестки на прием, разговаривали с соседями. В двух квартирах пришлось задержаться для описи имеющегося имущества. Кстати, последнее - достаточно эффективный способ заставить должника проявить сознание, считает судебный пристав. Зачастую неплательщики не хотят расставаться с приобретенными компьютерами, телевизорами, планшетами или сотовыми телефонами. И находят возможность вернуть коммунальщикам долг.

 

- Но в каждом конкретном случае мы определяем предметы, подлежащие аресту, индивидуально, - поясняет Ирина. - Например, второй телевизор - это роскошь, его по закону можно арестовать. Микроволновка тоже, ведь есть плита. Без третьей вазы или хрустальной люстры неплательщик вполне сможет обойтись, а мы попробуем отдать на реализацию и выручить деньги на погашение долга. По закону, взыскание может быть обращено и на редких или экзотических животных, обитающих в доме должника. Правда, таких случаев у меня пока не было, но все возможно.

 

В одной квартире должник отказался открывать, через дверь сообщив, что «его дома нету». Впрочем, такой ответ приставов не удивил. «Отсутствующему» была оставлена повестка об обязательной явке на прием к приставам.

 

Неплательщики на визит приставов реагировали спокойно и, получив на руки повестки, клятвенно пообещали прийти на прием и оплатить все имеющиеся долги. В том, что они придут, Ирина не сомневается. В ее практике немногие должники скрывались подолгу. Ведь, говорит она, по долгам все равно придется отвечать, и никуда от этого не денешься.

 

Мы возвращаемся в отдел, когда на часах около десяти часов вечера. Гудящие ноги, уставшие лица… Перед глазами калейдоскоп из лиц и голосов. Завершен очередной рабочий день. «Завершен продуктивно», - подводит итог Ирина. На завтра у нее по плану прием должников и новый выезд. Кстати, по признанию руководства службы судебных приставов-исполнителей, Ирина Костюченко считается одним из лучших сотрудников службы. Ответственное отношение к порученным обязанностям, требовательное отношение к себе служат подтверждением ее успехов в служебной деятельности. За пять лет работы в службе приставов Ирина Костюченко заслужила звание капитана. Впрочем, к регалиям Ирина относится спокойно. На вопрос, когда в отпуск, отвечает: «Только в ноябре. Но уже знаю, что уеду отдыхать к родным в другой город. Здесь лучше не оставаться. Иначе работа не отпустит».

Елена Гладышева

НазадАрхив