Сегодня на Амуре № 24 (23 июня) 2015 г.


От марихуаны до шизофрении - один шаг

 

здравоохранение

 

Все началось в 1987 году, когда с инициативы ООН наркоманию и наркобизнес признали глобальными проблемами. С тех пор каждый год 26 июня отмечается как Всемирный день борьбы с наркозависимостью.

 

Понимание - главное лекарство

 

Мы думаем, что нас это не коснется. Уверены, что наркомания - проблема других семей, но не наших. Всегда кажется, что мы по-другому воспитывались и воспитываем детей. Однако эта болезнь поражает бедных и богатых, молодых и старых. Наркомания похожа на эпидемию чумы средних веков. «Никто не застрахован от появления в семье наркомана», - считает главный врач наркологического диспансера Валентин Расновский.

 

Однако предупредить беду возможно. Ведь еще лет десять назад, рассказывает Валентин Андреевич, обстановка с распространением наркомании в Белогорске вызывала серьезные опасения. Взять ситуацию под контроль удалось, в том числе, благодаря профилактике. В первую очередь с помощью введения наркотестирования школьников и студентов. Белогорск в этом направлении стал первопроходцем.

 

- Благодаря тестам мы иногда выявляем тех, кто принимает наркотики, - говорит Валентин Расновский. Это добровольная процедура. Однако если ребенок отказывается ее пройти, это уже повод обратить на него более пристальное внимание. Но все же говорить о том, что белогорская молодежь массово употребляет наркотики - нельзя. В основном проблемы возникают после школы - в училищах, колледжах. Как показывает статистика, из всех ребят, попавшихся на наркотиках, 92 процента - это те, кто воспитывался либо в детском доме, либо в неполных семьях, либо в семьях, где родители злоупотребляют спиртным, курят коноплю или сидят на игле.

 

Дети из благополучных семей крайне редко пробуют наркотики. И здесь я говорю не столько о материальном благополучии, сколько духовном. Подросток, которого любят и понимают, от мнения и проблем которого в семье не отмахиваются, никогда не обратится к наркотикам. Да, бывают случаи, когда дети из хороших семей начинают курить травку или пробуют что-то более серьезное. Но это как раз те исключения, которые подтверждают правило.

 

С детьми и подростками надо заниматься, с ними надо общаться, быть в курсе их жизни. Родители, занятые зарабатыванием денег, мало уделяющие внимание духовному развитию сыну или дочери, нередко полагают, что покупка компьютера или дорогого планшета - отличный вариант. Но глубоко заблуждаются. Нередко бывает: полиция ночью задерживает подростка «под кайфом» или выпившим, везет его на экспертизу, а когда начинают звонить родителям, то те сразу и не верят, где их ребенка задержали. Они искренне полагают, что их чадо либо в гостях, либо гуляет возле дома…

 

Звонок первый и тревожный

 

Как понять, что ребенок стал принимать наркотики? Что делать, как правильно поступить, чтобы не совершить ошибок? Валентин Расновский советует сразу же обратиться в наркологию. Здесь вам выдадут тест на наркотики и расскажут, какие меры следует предпринять.

 

- Симптомы наркозависимости проявляются у всех по-разному, - объясняет главный врач наркодиспансера. - Но в большинстве своем они схожи. Например, раньше подросток  был общительным, а теперь замыкается в себе, раньше поздно ложился спать, а теперь - рано. Изменение увлечений, интересов, пристрастий, характера, друзей - это тоже первые тревожные сигналы для родителей.

 

По моему глубокому убеждению, работа по предупреждению распространения наркомании среди детей и подростков в Белогорске поставлена хорошо. Для примера: замглавы города по соцвопросам Галина Бурмистрова пофамильно знает «трудные» семьи, держит работу с ними на жестком контроле. В горадминистрации следят за тем, чтобы дети из таких семей в праздники не оставались одни, где-то отдыхали, чем-то занимались…

 

От «косячка» до спайса

 

На вопрос, является проблема наркомании в Белогорске глобальной или нет, Валентин Расновский поясняет следующее:

 

- Если говорить о количестве наркозависимых людей, то они есть. И их немало. Но если брать в расчет результаты проведенной за последние годы работы, то можно говорить о некоей стабилизации.

 

Однако настораживает то, что, особенно в селах и деревнях, растет употребление гашиша, доступного, более дешевого сырья. Многие считают марихуану «легким» наркотиком, который не наносит большого вреда организму. Это ошибочное мнение. Соглашаясь на ни к чему на первый взгляд не обязывающее предложение «покурить травку», мало кто осознает, насколько может измениться его жизнь. А через некоторое время безобидный «косячок» так расшатывает психику, что личность человека полностью разрушается. И он уже не способен самостоятельно управлять своей жизнью. Кстати, мало кто знает, но марихуана вызывает обострение шизофрении - вялотекущего заболевания. У нас были два таких больных. Под влиянием наркотиков у них проявились шизоидные черты: дурашливость, деградация, потеря интереса к окружающему миру, близким людям… Это страшно видеть, как человек перестает быть нормальным.

 

Появляются у нас больные, которые употребляют спайсы. Двоих мы уже пролечили. Это очень тяжелые больные. Проблема в том, что данный наркотик тяжело диагностируется: в анализах мочи его практически невозможно обнаружить. Зависимость от спайса наступает после первого же употребления. И, в отличие от героина, он вызывает сильную психическую зависимость. Ведь что такое спайс - это  синтетический наркотик. При курении спайса последствия непредсказуемы, так как наркоторговцы добавляют в смесь самые разнообразные психотропные вещества. При отравлении часто развиваются острые психозы, когда пострадавший не в состоянии контролировать свои поступки.

 

Останавливает распространение спайса в Белогорске, по моему мнению, лишь то, что это очень дорогой наркотик. Наркоману легче достать более дешевую коноплю…

 

Добровольцев нет

 

Актуальной на сегодня остается и проблема распространения героина, достаточно дорогого наркотика.

 

- А там где героин, там криминал, - говорит главврач наркодиспансера Валентин Расновский. - Здесь хочу рассказать об одном существенном моменте. Согласно части первой статьи 228 Уголовного кодекса РФ, задержанный за хранение и употребление наркотиков наркозависимый человек может заявить в суде о желании получить лечение. И ему будет предоставлена пятилетняя отсрочка наказания с условием, что он пройдет двухлетнее лечение от наркотиков. В случае успешного лечения срок будет списан.

 

Однако за все то время, что я руковожу судебно-наркологической экспертизой, еще ни один наркоман не изъявил такого желания. Возможно, причина заключается в том, что данная статья не предусматривает серьезного наказания. За хранение и употребление наркотиков присуждают либо штраф, либо привлекают к ответственности условно. Поэтому из 700-800 человек, ежегодно проходящих судебно-наркологическую экспертизу, никто не захотел избавиться от пагубной привычки.

 

Между тем, идея замены тюрьмы на добровольно-принудительное лечение изначально была правильной. Она весьма распространена за рубежом. Но там есть специальные наркосуды, а лечение проходит под постоянным контролем судьи. И если осужденный бросает лечение, его отправляют в тюрьму. Поэтому там есть, что терять.

 

А вот у нас, получается, данная система не работает. И вряд ли когда заработает. В России необходимо введение принудительного лечения, помимо добровольного. В этом я твердо убежден.

 

Как говорит Валентин Расновский, процесс выздоровления от наркозависимости длительный. И однозначно нельзя сказать, сколько нужно сил и времени, чтобы вернуть человека к нормальной жизни.

 

- Даже если он излечится, всегда есть опасность, что, вернувшись в свой старый мир, к тем, с кем общался ранее, все начнется заново. Ведь основная причина обращения к наркотическим иллюзиям - это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Иногда я узнаю, что человек подался в адепты. Но, считаю, это лучше - иметь бога в душе, чем наркотики. Лучше зависимость от церкви, чем от дозы. Ко мне часто приходят родные и близкие наркоманов. Они просят: помогите, заставьте. Бессилие в их глазах понятно. Психика наркоманов полностью подчинена наркотикам, а тело постоянно требует новой дозы. Даже когда у них случаются проблески сознательности, и они пытаются соскочить с иглы, им, как правило, становится еще хуже. Как морально, так и физически. Поэтому жизнь наркомана становится ему совершенно неподконтрольна. И он начинает уничтожать себя и изводить своих близких. Но проблема в том, что мы не можем заставить. А если бы могли, лечили бы принудительно, тогда было бы меньше слез и боли…

Елена Гладышева

НазадАрхив