Сегодня на Амуре № 25 (30 июня) 2015 г.


Выселение без вселения

 

Общество

 

Две белогорские семьи выселены из муниципального жилья в принудительном порядке. Двери квартир, расположенных в доме по ул. Тимирязева, 33, судебные приставы вскрыли с помощью МЧС в присутствии понятых и полиции. Так закончилось нежелание бывших работников муниципальных учреждений освободить обжитое, но незаконно занимаемое жилье.

 

Решение о выселении горожан из занимаемых муниципальных квартир Белогорским городским судом было принято еще в марте прошлого года. Однако их жильцы всеми способами оттягивали его исполнение. Скрывались, игнорировали любые извещения и звонки, не открывали двери, избегали входить в подъезд, если подозревали, что их там ждут. Прятаться от судебных приставов-исполнителей у них получалось больше года. Однако и последним настойчивости было не занимать…

 

Со здоровьем накладочка вышла…

 

Обе квартиры были предоставлены по договорам служебного найма. То есть, пока работал человек в муниципальном учреждении, пользовался предоставленным жильем. Но как только трудовые отношения прекращались, обязан был освободить квартиру.

 

В первом случае жилое помещение было предоставлено Татьяне Ш., работавшей в комитете имущественных отношений горадминистрации. Когда трудовой договор с ней был расторгнут, женщину попросили освободить занимаемую квартиру. Это требование она проигнорировала. После нескольких безуспешных попыток заставить бывшую сотрудницу выехать из жилья добровольно, комитет обратился в суд с заявлением о принудительном выселении.

 

В суд Татьяна не явилась. В своем обращении к судье она просила отложить рассмотрение дела в связи с болезнью. Но как выяснилось в ходе судебного разбирательства, состояние здоровья ничуть не мешало женщине явиться в суд. При таких обстоятельствах причина неявки ответчицы была признана неуважительной. И дело было рассмотрено в ее отсутствие.

 

Вынося решение, судья Белогорского суда Инэсса Сидельникова основывалась на требованиях ст. 104 Жилищного кодекса РФ, в которой говориться, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений.

 

А их прекращение является основанием прекращения действия такого договора. Соответственно, в этих случаях граждане обязаны освободить предоставленные им квартиры. Если же они отказываются это делать, то выселение производится в судебном порядке без предоставления других жилых помещений…

 

…а с увольнением - нет

 

В другом случае из муниципальной квартиры больше года через суд выселяли Александра П., бывшего муниципального работника спортуправления городской администрации. Решить вопрос в досудебном порядке также не получилось.

 

Александр уволился из управления в августе 2013 года. И почти год не спешил расставаться с ключами от муниципальной квартиры, избегая встречаться с представителями бывшего работодателя. Когда же дело дошло до суда, заявил, что считает выселение незаконным, так как квартиру получил по договору социального найма, а не служебного. Мол, его вынудили подписать документы, обещая предоставить жилье по «социалке». И что уволили его незаконно, следовательно, расторжение трудового договора с ним не является основанием забирать жилье.

 

Однако в суде было доказано, что заявления Александра не имеет под собой никаких оснований. Договор служебного найма был подписан им собственноручно и без принуждения. Что квартира не могла быть предоставлена ему на основании социального найма потому, что он не состоял на учете в качестве нуждающегося в жилье и малоимущего. И, наконец, свое увольнение Александр в судебном порядке не обжаловал. Нарушений трудовых прав при увольнении не установила и прокуратура.

 

Судья Белогорского горсуда Дмитрий Коханчик признал Александра П. утратившим право пользования служебной квартирой и постановил выселить его без предоставления другого жилья.

 

В поисках выселенного

 

Решения вступили в силу через месяц после их принятия. А вот выполнить их удалось гораздо позже. Как рассказала пристав Марина Кубдабаева, освободить квартиры получилось спустя год. Так как добровольно съезжать из квартир никто не стал, приставы вскрывали двери в присутствии представителей горадминистрации, понятых, полиции и МЧС.

 

Добавим, что в этот момент в квартирах никого не было. Лишь гораздо позже, когда приступили к описи находящегося имущества в первой квартире, появилась Татьяна Ш. Она вывезла имущество самостоятельно. А вот Александр П. на процедуре принудительного выселения так и не появился. Да и забирать свои вещи с хранения не спешит до сих пор. Так что теперь приставы разыскивают мужчину, чтобы заставить последнего забрать имущество.

 

Сдал - съехал

 

В завершении стоит сказать еще об одном моменте. Правда, на этот раз речь пойдет о квартирах, предоставляемых гражданам по договору соцнайма. В Госдуму внесен законопроект, согласно которому такое жилье нельзя будет сдавать в субаренду.

 

В Белогорске, впрочем, как и по всей России, сложилась практика, когда наниматели по договору соцнайма предоставляют свои квартиры в пользование другим людям для извлечения прибыли. Фактически это сдача жилья в пользование по договорам «коммерческого» найма. При этом доходы от такой сдачи не декларируются и не облагаются налогом. Часто такое коммерческое использование осуществляется под видом договора безвозмездного пользования.

 

Чтобы этого не происходило, законодатели предлагают исключить у нанимателей право сдачи таких помещений в поднаем. В противном случае «пересдача» жилья станет основанием для расторжения договора соцнайма и последующего выселения.

Елена Гладышева

НазадАрхив