Сегодня на Амуре № 26 (7 июля) 2015 г.


Дороги потом сети

 

жилкомхоз

 

Где поставить запятую в заголовке? Именно этим вопросом озадачены сегодня городские власти. И на то и другое нужны сотни миллионов рублей, которых нет. Что делать в первую очередь: сети под дорогой (с учетом недостатка средств можно остаться без дорог) или дорогу над сетями (в надежде на то, что не рванет)? Именно так сегодня можно охарактеризовать обновление и замену на некоторых участках городских дорог асфальтового покрытия. Тому пример, последняя авария в районе нефтебазы, когда сотрудникам ООО «Водоканал» пришлось вскрывать новый асфальт, чтобы устранить порыв водопровода и заменить трубы. Самое интересное, что новый асфальт уложили как раз после замены водопровода. Но… снова авария. На радость особенно «продвинутым» жителям, которые эту историю восприняли по-своему, обозвав этот процесс неправильной организацией работ.

 

Примечательно, что ажиотаж вокруг темы ремонта городских дорог активизировался, когда стало известно, что Белогорск впервые за много лет из областного бюджета получил серьезные средства на восстановление городских дорог. А именно - 94 млн рублей. Считают казенные деньги и рассуждают все кому не лень. Между тем если копнуть глубже, ситуацию с дорогами можно назвать более чем сложной. И дело не только в нехватке средств и в рациональном их использовании. Как показал последний «инцидент», качественное восстановление дорожного полотна зависит не только от вложения средств, погодных условий, но во многом от «поведения» сетей ЖКХ. Состояние последних в Белогорске критическое.

 

Капля в море

 

Белогорцам, кому по роду своей деятельности либо в силу интереса и познаний тонкостей коммунальной сферы известно, что большинство тепловых и сетей водоснабжения проходят под главными городскими дорогами. И ситуацию с коммуникациями, которая сложилась в большинстве регионов, так и других городах России, коммунальщики называют не иначе как критической. Редкий муниципалитет может похвастаться даже неидеальным, а хорошим состоянием инфраструктуры. Не секрет, что проблема стоит остро в Белогорске уже не один десяток лет.

 

По оценкам специалистов, руководителей коммунальных предприятий города самыми проблемными являются тепловые и водопроводные сети. Износ последних, по словам   заместителя гендиректора ООО «Водоканал» Надежды Литвиненко, составляет 65 процентов. Из 132 километров водопроводных сетей 124 еще два года назад перешли 20-летний рубеж эксплуатации. Из них 67 километров - муниципальные. Что касается теплосетей, почти 90 процентов принадлежат городу. 80 километров теплосетей введены в эксплуатацию еще в 80 годах. Надо полагать, в каком они состоянии.

 

Чтобы ознакомиться с проблемой наглядно, в мае 2013 года, по просьбе главы Белогорска и по распоряжению Александра Козлова, тогда еще министра ЖКХ Приамурья, сегодня - и.о губернатора области, Белогорск с рабочим визитом посещал заместитель министра ЖКХ Сергей Гордеев. Тогда его ознакомили с коммунальными объектами, которые находятся в критическом состоянии и требуют срочной замены.

 

И сразу появился результат - в 2014 году в рамках реализации программы «Модернизация жилищно-коммунального комплекса Амурской области на 2014-2020 годы» Белогорск получил областную субсидию в размере 30 млн рублей. За счет поступлений удалось отремонтировать несколько километров тепловых и водопроводных сетей. В первую очередь коммунальщики заменили самую устаревшую инфраструктуру, запомнившуюся жильцам и специалистам неоднократными аварийными ситуациями: водопровод от жилого дома по ул. Скорикова, 19 до ул. Маяковского, водопровод по ул. Южная и водопровод по ул. Скорикова (от ул. Кирова до ул. Набережная), коллектор под Трансибом.

 

В тоже время - это капля в море. Притом, что часть денег была направлена на подготовку коммунальных объектов к предстоящему отопительному сезону.

 

Сети ветхие, но отопительный сезон без сбоев

 

Ситуация, бесспорно, критическая. В то же время Белогорск уже который год подряд проходит отопительный сезон без срывов. При этом, несмотря на изношенность оборудования, не было зафиксировано ни одной аварийной остановки объектов теплоснабжения. Вместе с тем прошедшая зима жильцам некоторых многоквартирных домов все же запомнилась ЧП. В результате порыва трубы холодного водоснабжения в районе улиц Кирова-Красноармейская в феврале этого года, без воды оказались пять многоэтажных жилых домов и детский сад N12. Причина - изношенность водопроводных сетей. Как пояснили в управлении ЖКХ, в этой части города водопровод был построен в далеком 1971 году. Более того, аварии в центральной части города происходили ежегодно. Спустя месяц, 19 марта, прорвало трубу холодного водоснабжения в районе Кирзавода. В результате коммунальной аварии без воды остались два многоквартирных дома.

 

Несмотря на изношенность сетей и аварии, Белогорск на фоне других муниципалитетов выглядит неплохо. Мол, у других ситуация в коммунальной сфере гораздо хуже. Может быть поэтому, в нынешнем году из областного бюджета городу на замену сетей выделено всего 2 млн рублей… Средства запланированы в том числе и на подготовку к следующему отопительному сезону. К слову, в рамках подготовки к отопительному периоду в нынешнем году уже произведена замена более километра теплотрасс. Из них, по словам руководителя МУП «Теплосеть» Михаила Олейника, 600 метров заменили за счет средств предприятия.

 

Не так давно пришлось сменить трубы водоснабжения в районе нефтебазы. Ремонт внеплановый. Примечательно, что у сотрудников «Водоканала» авария удивления не вызвала.

 

- Вся инфраструктура, включающая в себя водопровод, очистные сооружения и канализационные сети сегодня находятся в ужасном состоянии, - констатировала Надежда Литвиненко. - Самые проблемные - канализационные сети. Их износ составляет 90 процентов. Что касается водопроводных сетей, то в данном направлении за последние годы городом и предприятием проведена колоссальная работа. Поменять оборудование удалось за счет бюджетов области, города, предприятия и инвесторов. С канализационными сетями вопрос обстоит намного хуже. Заменено порядка 12 километров сетей. Тем не менее, проблема остается. И большая часть требует замены.

 

Между тем, чтобы привести в порядок требующую замены инфраструктуру требуются миллиардные средства. А пока коммунальщикам приходится в случае аварий поднимать асфальт, латать порывы, а затем вновь его укладывать. Разумеется, эти работы тоже требуют немалых вложений.

 

К слову, за месяц до ЧП в районе нефтебазы здесь положили новый асфальт. И не факт, что на месте какого-нибудь другого участка с новым дорожным покрытием история не повторится.

 

Строго по назначению

 

А ремонт городских дорог в этом году запланирован масштабный. 104 млн рублей (включая городские 10 млн) - впервые на дороги пойдет столько средств. Как уже сообщала газета «Сегодня» до наступления минусовых температур планируется отремонтировать 25 участков городских дорог. Глава города лично объезжал и утверждал участки, которых коснется масштабная реконструкция. Самый объемный ремонт произведут по улице Никольское шоссе. Участок от 10 школы до Никольского кладбища. Асфальтовое покрытие здесь не ремонтировалось более 30 лет. По предварительным подсчетам на укладку 2,5 километров дорожного полотна уйдет порядка 40 млн рублей.

 

Понятно, что дороги требуют ремонта. В то же время, по-хозяйски, прежде чем асфальтировать нужно сети в порядок привести. Однако сведущие белогорцы понимают, что найти средства и на то, и на другое - из области фантастики. Тем более сегодня, когда Россия живет в условиях санкций и контрсанкций. При обстоятельствах, о которых сказано выше возникает вопрос: «А почему бы часть средств, выделенных на ремонт дорог не направить сначала на замену водопроводных или тепловых сетей?» Незаконно - гласит законодательство.

 

- Использование средств на ремонт дорог - строго целевое, - пояснил начальник управления ЖКХ Белогорска Александр Башун. - Деньги выделены на дороги, значит, город обязан их потратить только на улучшение дорожной сети. Автомобилисты платят налог, и им все равно, ветхие сети или нет. Они требуют качественные дороги.

 

Нельзя потратить часть средств, запланированных на развитие дорожной сети и на подготовку к следующему отопительному сезону, которая сейчас в самом разгаре. Белогорцы, которые в курсе городских событий, знают наверняка, что очередной отопительный период 2015-2016 будет сложным. Как городу удастся вложиться в 2 млн рублей?

 

Нынешним летом, по словам Михаила Олейника предприятию необходимо отремонтировать 0,5 км электрических сетей и 11 котлов на 15 муниципальных котельных. Масштабные ремонтные работы производятся на котельной «Транспортная» 1984 года постройки. Три из пяти котлов, работающих в паровом режиме будут переведены на водогрейный. Эта деятельность выполняется с целью экономии топлива и электроэнергии, а также к повышению коэффициента полезного действия и безопасности эксплуатирования оборудования. Как отметил руководитель «Теплосети», три котельные -  «Очистные сооружения», «Низина», «Озерная» к отопительному сезону уже готовы. Готовность остальных составляет от 5% до 60%.

 

С надеждой на погоду

 

Глава Белогорска Станислав Мелюков в очередной программе «О главном», которая вышла в эфир 4 июля, по поводу предстоящего отопительного сезона выразил серьезные опасения.

 

- Нам не хватает средств для расчетов с поставщиками за прошедший отопительный сезон, - рассказал мэр. - Недостаточно денег на проведение модернизации в рамках подготовки к отопительному сезону.

 

В проблемный список входят несколько многоквартирных домов, ранее отапливаемых котельной вагонного депо и котельной «Мост».

 

- Серьезные опасения вызывает котельная на 4 км, - подчеркнул глава. - Прошлой зимой она принесла головную боль и сегодня в рамках подготовки ситуация там тоже сложная. Управляющая компания должна деньги за оказанные услуги, поэтому отопительный сезон в том районе на грани срыва. Мы как администрация можем воздействовать на управляющую компанию только рядом мероприятий, но повлиять или заставить заплатить город частное предприятие не сможет.

 

Не менее сложная ситуация с запасом топлива.

 

- Отопительный сезон будет сложным, потому что мы можем не успеть создать нормативный запас топлива, - высказал опасения мэр. - Количества мазута на обеспечение населения горячей водой на сегодня хватает, угля тоже. Но к зиме мы должны за три месяца (июль, август, сентябрь) подготовить минимум 52 тысячи тонн угля и минимум 6 тысяч тонн мазута. Это достаточно серьезные вложения средств. А их не хватает…

 

Что касается жильцов многоквартирных домов, то предстоящий отопительный период в разгар лета беспокоит мало кого. Впрочем, мы, как всегда, надеемся на заботу. Ведь и в прошлую зиму, и в предыдущую в белогорских многоквартирных домах было тепло. Но сказать, что следующая зима будет такой же безоблачной однозначно пока нельзя...

Нина Сапрыкина

НазадАрхив