Сегодня на Амуре № 28 (21 июля) 2015 г.


Почему «замолчали» двигатели?

 

происшествие

 

Некачественная модернизация, плохое топливо или износ техники? В причинах крушения российских военных самолетов разбираются следователи. Безусловно, сегодня это одна из обсуждаемых тем. Только на территории Дальневосточного региона за июнь, июль произошло три авиакатастрофы. Напомним, одна из них случилась 8 июня на авиабазе «Украинка». Вторая - 6 июля, в районе военного аэродрома Хурба, недалеко от Комсомольска-на-Амуре. Не прошло и месяца, как в 80 км от Хабаровска потерпев крушение, взорвался стратегический бомбардировщик Ту-95МС, базирующийся на военном аэродроме Серышевского района. В результате погибли двое членов экипажа.

 

На авиабазе «Украинка» базируются самолеты Ту-95МС Дальней авиации, ранее входившие в состав 326-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии, которую впоследствии переформировали в 6952-ю авиабазу.

 

По информации следственного комитета России, 14 июля стратегический бомбардировщик Ту-95МС выполнял плановый учебно-тренировочный полет по маршруту Украинка-Хабаровск-Украинка. По информации других источников, ТУ-95 был направлен для сопровождения иностранного самолета-ракетоносца. На борту находился экипаж в составе 7 человек. По данным Минобороны, около 17.00 по местному времени, по радиосвязи экипаж доложил о последовательном отказе всех четырех двигателей машины и получил команду руководителя полетов на эвакуацию.

 

Экипаж катапультировался, - сообщается на сайте следственного комитета. - Самолет упал в 30 км от поселка Литовка Еврейской автономной области.

 

То, что экипаж эвакуировался, наблюдали летчики второго самолета, которые тоже выполняли тренировочный полет в том же районе. Они видели купола раскрывшихся парашютов. На поиски военнослужащих с разбившегося бомбардировщика были направлены Ан-12 и два вертолета Ми-8.

 

На следующий день, 15 июля стало известно о том, что поисковые группы обнаружили всех членов экипажа. Пятеро выжили, командир и бортинженер погибли при приземлении.

 

Также стало известно, что командир покинул самолет последним. Так как самолет уже был слишком близко к земле, его парашют не успел раскрыться. Бортинженер «приземлился» в болото и не смог из него выбраться.

 

По сообщению следственного комитета России, «по факту крушения Ту-95МС военным следственным отделом военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Восточному военному округу возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 351 УК РФ (нарушение правил полетов или подготовки к ним)».

 

- Проводятся неотложные следственные действия по выемке полетной документации в воинской части и допросы командования, - сообщает официальное ведомство.

 

Как предположил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, курирующий военно-промышленный комплекс, комментируя произошедшее РИА «Новости», «причиной отказа двигателей Ту-95МС могло стать плохое топливо».

 

- Это топливо. Как четыре двигателя могут отказать?! Чудес не бывает, это из области фантастики, - заявил Рогозин.

 

При этом вице-премьер отметил, что в связи с участившимися авариями военных самолетов необходимо усилить инженерную составляющую ВВС.

 

Чтобы выяснить стало ли причиной крушения топливо, были взяты пробы керосина, которым заправляли упавший Ту-95. Образцы отправлены на экспертизу сразу в несколько лабораторий.

 

Кроме топлива, по мнению авиаспециалистов, фактором остановки двигателей могли послужить некачественные топливные клапана.

 

- На самом деле это нонсенс, в основном двигатели выходят из строя зимой, когда заправляют самолет некондиционным топливом, но чтобы сразу отказали все клапана одновременно… - высказал свою точку зрения информационному изданию «Коммерсантъ» летчик-инструктор, майор ВВС Андрей Красноперов. - Самолет может лететь спокойно на одном двигателе со снижением 5 м/с до аэродрома, это не проблема. А почему четыре отказало, тем более, если он взлетел и летел, значит, топливо у него было нормальное? Столкновение с препятствием? Не знаю, может быть попал в стаю птиц, какой-то предмет воздушный помешал ему. Но сразу четыре двигателя не отказывают.

 

Еще одна озвучиваемая причина, которая помешала экипажу благополучно завершить учения - сложные погодные условия. На этот счет на днях высказался в эфире радио «Комсомольская правда» военный обозреватель Виктор Баранец.

 

- Если почитать энциклопедию, а именно изучить биографию самолета, то каждый обратит внимание на характеристику «всепогодный», - подчеркнул он. - Ту-95 бывал и в бурях, и в штормах, и в других переделках. И никогда еще причиной отказа двигателей не была погода и турбулентность.

 

А пока, до определения причин аварии полеты Ту-95МС приостановлены. Кстати, официальные обстоятельства первого происшествия, которое произошло в начале июня, непосредственно на аэродроме «Украинка» военные тоже пока не обнародовали. Напомним, 8 июня при взлете стратегического бомбардировщика Ту-95МС взорвался двигатель, самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и загорелся. Погиб второй штурман, другие шесть членов экипажа, покидая самолет, получили травмы различной степени тяжести и были госпитализированы. Командир экипажа был госпитализирован в тяжелом состоянии с ожогом 40 процентов кожи. Как стало известно газете «Сегодня» июньская авария еще в стадии расследования. Хотя вполне вероятно, что официальная версия военному ведомству известна. Иначе, как пояснить учебно-тренировочный полет разбившегося 14 июля Ту-95. Ведь в июне, после ЧП на «Украинке» решением Главнокомандующего Военно-воздушных сил на период проведения расследования авиационного инцидента полеты военных машин Ту-95 были приостановлены.

 

Из неофициальных источников стало известно, что сгоревший 8 июня самолет уже доставлял проблемы.

 

- Был случай, когда во время завершения учебно-тренировочного полета экипажу пришлось совершить аварийную посадку, - рассказал источник, житель Серышево, пожелавший остаться инкогнито. - Не скажу точно, но произошла какая-то поломка. Тогда самолет сел благополучно, но за пределами посадочной полосы. Судно поставили на ремонт. Тогда шла речь о том, что необходимо произвести дефектоскопию двигателей, чтобы исключить скрытые трещины. Однако этого не сделали. Видимо сработала надежда на русское «авось».

 

Именно человеческий фактор, как причину ЧП, обсуждают некоторые военнослужащие. В том числе говорят о недостаточной предполетной подготовке экипажа и техники. Не менее активно обсуждается и изношенность техники.

 

- Причин может быть великое множество - от отказа техники до халатного отношения наземных служб к своим обязанностям. - Но подобная история могла произойти абсолютно с любым самолетом, не надо сразу списывать этот инцидент на возраст Ту-95. Хотя, конечно, рано или поздно их все равно заменят более новыми машинами.

 

Ту-95 - единственный в мире дальний бомбардировщик с турбовинтовым двигателем. Самолеты этого типа находятся на вооружении России с 1955 года. За время эксплуатации было разработано более десятка его модификаций. За историю существования самолета с ним произошло 28 крупных аварий, которые привели к потере бомбардировщика и гибели членов экипажа. Тем не менее, в планах Минобороны РФ - сохранить эту машину на вооружении до 2025 года.

 

Стоит отметить, что в общей сложности только с начала лета с российскими военными самолетами уже произошло 6 аварий. Помимо двух вышеназванных, 6 июля в районе военного аэродрома Хурба, недалеко от Комсомольска-на-Амуре, при попытке взлета для исполнения тренировочного полета потерпел катастрофу самолет Су-24М. Два военных пилота, находившиеся на борту судна, погибли.

 

4 июня произошло сразу две аварии: истребитель МиГ-29 упал в районе полигона Ашулук. В этот же день, в Воронеже при посадке перевернулся истребитель-бомбардировщик Су-34. В обоих случаях члены экипажей остались живы. 3 июля под Краснодаром упал истребитель МиГ-29, летчик успел катапультироваться.

 

17 июля тоже чуть не произошла трагедия. При выполнении планового полета из Омска в Москву у военно-транспортного самолета авиации Ан-12 произошло срабатывание сигнализации об отказе двух двигателей, он вынужден был совершить аварийную посадку в Челябинской области.

Нина Сапрыкина

Источники: Следственный комитет РФ, ТАСС, РИА-новости, Кommersant.ru, rg.ru, gazetа.ru, izvestia.ru

НазадАрхив