Сегодня на Амуре № 32 (18 августа) 2015 г.


Дым без огня…

 

разбор полетов

 

Опять она. Свалка. Бывшая. Закрытая. Считалось, что решение суда поставит жирную точку в ее существовании на карте города. А заодно и на вони, и на справедливых жалобах белогорцев, и на беззаконии. Увы. Пока вместо точки - многоточие... Которое, впрочем, городские власти стремятся исправить.

 

Есть ли смысл напоминать читателям о том, с чего все началось в далеких 90-х прошлого века? Можно, наверное, в двух словах. Хотя, вне сомнений, история полигона в районе 740 Кирзавода известна всем. Сначала его открыли не понять как. Потом использовали. При этом не стеснялись зарабатывать, возможно, совсем неплохие деньги. При этом свалка нещадно горела. Смрад уже в середине 2000-х стоял такой, что совсем худо приходилось не только жителям микрорайона «Транспортный», но и всему городу. Выслушивая жалобы горожан на желтый смог, экс-глава кивал на главу предыдущую. Пенял женщине на «розу ветров», отсутствие других площадей и прочие обстоятельства. Народ бунтовал, писал куда следует, митинговал, но закрыть свалку не смог…

 

В аренду землю ведь сдали за копейки чуть ли не до середины 21 века. Поэтому пока одни пожимали плечами, другие молча мусор принимали. И ведь хотелось как лучше! Приход частного капитала в виде уже бывшего хозяина свалки Бориса Стрельского в бытность Александра Ходунова действительно расценивался как настоящий старт-ап мусорной индустрии города. Мол, все будет: и цех по переработке пластика, и чуть ли не научное захоронение остального. Согласно условиям договора, бизнесмен должен был вести контроль за составом поступающих отходов, вести их захоронение и обеспечить начало работ по переработке бумаги, дерева и полиэтилена. Однако должным образом мероприятия не проводились.

 

«Наука» та аукается белогорцам до сих пор. Полигон продолжает чадить. Не мешает ни решение суда о его закрытии, ни исполнительное производство в отношении бывшего хозяина, обязывающее «заюзанные» земли рекультивировать.

 

Первое решение суд принял в интересах белогорцев еще в 2012 году, второе в феврале 2015-го. Оба вступили в законную силу не сразу, пройдя несколько инстанций, поддерживаемые и администрацией Белогорска, и прокуратурой. Казалось, удалось. Все - конец тошнотворному запаху, крысам, насекомым и прочим обитателям свалки. Ан нет! В 2015-м история повторилась. Сказать, что люди, уже подзабывшие запах вонючего тлена, испугались, значит - ничего не сказать. Жалобы поступали и главе, и в Управление ЖКХ, и в Управление по делам ГО и ЧС.

 

- Задымили залежи мусора в середине июля, - вспоминает начальник Управления по делам ГО и ЧС Михаил Драгунов. - Силами города, пожарных систематически пытались притушить очаги тления. Однако залить водой огромную территорию, да еще и в жару, невозможно. Стекло, полиэтилен, бумага, тряпки, бытовые отходы, баллончики - это пороховая бочка. Мусора разного много и, самое страшное, неясна глубина его залегания. Пытались засыпать шлаком. Где-то смогли, где-то нет...

 

Оценить масштабы тления удалось с муниципального квадрокоптера. Мини-дрон фиксировал со 100-метровой высоты столбы дыма из-под земли и работу экскаватора, медленно, но упорно закрывающего доступ кислорода к очагам мусорного возгорания. Приблизительная территория не менее 10 тысяч квадратных метров. Что с собой несло тление, исходящее из нее, знает каждый школьник - целый букет канцерогенов. Фактически, это самое страшное, что может быть.

 

Спастись от диоксинов и диоксиноподобных соединений можно только одним способом - не дышать… Но это, как говорится, уже из разряда «черного юмора», который в администрации Белогорска, кстати, совсем не понимают. Не понимает это, как видно, и суд.

 

- Арбитражный суд Амурской области обязал ООО «Полигон ТБО» возвратить городу по акту приема-передачи земельный участок и в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда «провести рекультивацию земельного участка в натуре в установленном действующем законодательством порядке за счет собственных средств», - привела цитату из документа юрист администрации Маргарита Туринская.

 

Впрочем, исполнять решение суда по рекультивации городской земли бывшие владельцы свалки не спешат. Приставами возбуждено исполнительное производство. Пока они пытаются привлечь ответчика к исполнению решения, свалка остается источником угрозы.

 

- Оставить гореть свалку в черте города, мы не имеем права, - отметил на оперативно собранном совещании глава Белогорска Станислав Мелюков. Он поручил управлению по делам ГО и ЧС и впредь принимать безотлагательные меры по недопущению распространения открытого огня, а юридической службе в ежедневном режиме работать с судебными приставами по исполнению решения суда.

 

Сама администрация, как известно, заставить бывшего хозяина свалки сделать это не может. Полномочия не те… По некоторым наблюдениям дается это и приставам нелегко. Поговаривают, что процесс сравним с тем, когда кота за хвост тянут… Впрочем, считают в управлении ЖКХ, рано или поздно заставить приставы сделать бывшего собственника то, что решил суд, должны.

Роман Титаев

НазадАрхив