Сегодня на Амуре № 40 (14 октября) 2015 г.


Выбор быть федеральным судьей

 

профессия

 

Стать судьей мечтает каждый юрист. Ведь работа судьи - это не просто профессия, это определенный образ жизни. Быть судьей престижно и ответственно. Ведь за каждым выносимым решением стоят реальные люди со своими проблемами и печалями, надеждами и радостями. Но каково это распоряжаться чужими судьбами, быть гражданином «с особым статусом»? «Нелегко», - признался федеральный судья Белогорского городского суда Вячеслав Сандровский.

 

Шесть лет в судейской мантии

 

Его путь к судейской мантии начался больше шестнадцати лет назад. Окончив в 1998 году Белогорский технологический техникум по специальности «Юриспруденция», обратился в центр занятости. Будущего юриста направили работать по программе «Молодежная практика» в Белогорский городской суд. Когда практика закончилась, предложили «задержаться». Сначала - на должности секретаря судебного заседания. Затем были годы работы в качестве консультанта, помощника федерального судьи и, наконец, помощника председателя горсуда. Пока, наконец, не пришло время подавать документы на участие в конкурсном отборе на должность федерального судьи. Квалификационная коллегия судей Амурской области его кандидатуру одобрила, и в апреле 2009 года Указом президента РФ Вячеслав Сандровский стал федеральным судьей.

 

На вопрос, что испытал, получив удостоверение за подписью президента страны, признается:

 

- Целую гамму чувств... Хотя к этому моменту я уже месяц отработал в должности судьи. Но все же трудно передать, что чувствовал в тот момент. С одной стороны, это был определенный трепет перед предстоящим. С другой - радость от того, что сумел, достиг поставленной цели. Я четко понимал и осознавал весь груз ответственности, который ложится на плечи судьи. Ведь судебная власть - это третья ветвь власти. Судьи назначаются указом Президента и подчиняются ему. Мы защищаем права, свободы и законные интересы граждан, а также юридических лиц от имени государства. Судья - это тот, кто принимает окончательное решение. Ни адвокат, ни прокурор, ни свидетели, ни стороны, которые являются просителями. Они лишь излагают свою позицию, свое мнение. Но точку в деле всегда ставит судья.

 

Совесть - собственный судья

 

- Вячеслав Леонидович, считается, что у судей собственный судья - это совесть. Как часто обычному человеку в Вас приходится вступать в спор с судьей?

 

- Нечасто. Но и такое бывает. К примеру, взять рассмотренное сегодня дело о кредитном споре между заемщиком и банком. Человек взял кредит в банке, по определенным причинам просрочил выплаты. По решению суда приставы удерживают с его зарплаты денежные средства. Кроме этого банк безакцептно списывает со счета гражданина деньги в счет погашения ссуды. Но последний категорически с этим не согласен. Однако, как выяснилось в ходе судебного заседания, заемщик изначально был согласен не только с условиями кредитного договора, но и с безакцептным списанием денежных средств со счета. Да, человека можно понять: у него и приставы удерживают деньги с зарплаты, и банк списывает средства со счета. Однако в этом нарушений действующего законодательства нет.

 

Другой пример - категория дел, связанная с выселением граждан из квартир домов, расположенных в Возжаевском гарнизоне. По-человечески понятно и жалко людей, которым некуда деваться, они окажутся на улице. Но и законных оснований оставлять их в самовольно занятых помещениях тоже нет...

 

Люди ошибаются. Закон - нет

 

В 2012 году на очередном Всероссийском съезде судей президент России Владимир Путин рекомендовал судейскому сообществу «в первую очередь, руководствоваться не ведомственными амбициями, а интересами гражданина, каждого конкретного человека». По мнению Вячеслава Сандровского, это правильно.

 

- При рассмотрении споров в суде, мнение граждан, конечно же, может и должно приниматься во внимание. Оно может быть принято, по нему может быть дана оценка. Но, подчеркну, решение все же принимается на основании норм закона. Ведь точка зрения у людей может быть ошибочной.

 

- Но ведь считается, что в споре рождается истина?

 

- Может родиться, не спорю… Но выслушав обе стороны, я все равно буду руководствоваться действующим законодательством, своим решением буду давать оценку приведенным доводам, пояснять, почему не соглашаюсь с тем или иным мнением. И обязательно буду приводить нормы закона, которыми буду апеллировать. Однако и мое решение не априори. Спор может быть продолжен в суде апелляционной инстанции. А там доводы гражданина составом из трех судей могут быть оценены по-другому…

 

Земля занимает время

 

Считается, что сегодня суды завалены «кредитными» спорами, делами по взысканию коммунальных долгов или разделу нажитого супругами имущества. Однако, по словам федерального судьи Вячеслава Сандровского, банковских споров по сравнению с прошлыми годами больше не стало. Меньше, кстати, тоже. Сейчас суды загружены делами на признание права собственности на невостребованные земельные доли.

 

- Речь идет о паях, которые были выделены людям много лет назад сельсоветами Белогорского района, - говорит Вячеслав Леонидович. - Время прошло, доли не востребованы, поэтому их надо «приводить» в порядок, узаконивать. Ничего другого, как обращаться с этой проблемой в суды, сельсоветам не остается. Эти дела и добавили так называемое статистическое количество. К тому же считаются непростыми. Почему? По каждому необходимо установить собственников. Если тех нет в живых - тогда наследников. Для этого нужно сделать запросы в разные инстанции. Сложности возникают еще и потому, что часть наследников или лиц, которые могли бы претендовать на земельный пай, приходится разыскивать на территориях других субъектов. По существу, это несложные дела. Но за счет того, что земельных дольщиков в свое время было много, это сказалось на количестве поступивших в Белогорский городской суд дел.

 

Нелегкое уголовное

 

Первые три года федеральный судья Вячеслав Сандровский работал в уголовной коллегии, рассматривал уголовные дела. Специализировался на тяжких и особо тяжких преступлениях: против личности, разбоях, хищениях, грабежах. Рассматривал и так называемые многосоставные дела, когда на скамье подсудимых были по нескольку человек, обвиняемых сразу по нескольким статьям. Бывали и такие процессы, которые выматывали и морально, и физически.

 

- Иногда рассмотрение дела растягивалось по времени от полугода до года, - рассказывает он. - К тому же уголовные всегда тяжелее с моральной точки зрения. Это зачастую горе, отчаяние, потеря близких…

 

Сегодня судья Вячеслав Сандровский специализируется на рассмотрении гражданских дел, связанных с вопросами жилищного права, собственности и другими. Хотя иногда приходилось выносить решения, к примеру, и по лишению родительских прав, несмотря на слезы, заверения и просьбы матерей, обещающих исправиться. Но он всегда понимал, что не ошибается. Потому что в итоге ни одна мать не предприняла попытки вернуть детей, ни одна так и не обжаловала вынесенное им решение…

 

Тяжесть мантии

 

На вопрос: «Трудно ли быть федеральным судьей?», - Вячеслав Сандровский ненадолго задумывается.

 

- Редко бывает, когда спорящие стороны остаются довольными, - говорит он. - Только в случае, если их удается примирить, и они уходят из здания суда, заключив мировое соглашение. При вынесении решения одна сторона всегда недовольна. Но сегодня все знают, что решение судьи первой инстанции всегда можно обжаловать в суде высшей инстанции.

 

Сложность в нашей работе ведь в чем проявляется. Спорящие в суде люди могут быть сложными, эмоционально тяжелыми. Но каждого нужно уметь успокоить, найти момент, чтобы вставить свое слово, вовремя остановить полемику, притушить накал страстей. Люди порой не сразу реагируют на судью, видят только друг друга. А ведь в соответствии с процессуальным законодательством каждый гражданин обязан соблюдать порядок в суде, вести себя соответствующим образом.

 

Бывают не только люди сложные, но и сами дела. Выслушаешь обе стороны, в ходе заседания по материалам дела начинаешь склоняться к принятию одного решения. Но стоит выйти в «совещательную комнату», и мнение меняется кардинально.

 

Так что однозначно, носить судейскую мантию непросто. И не только поэтому. Нашу работу можно поделить на две составляющие - деятельность в зале суда и вне его. В первом случае наша деятельность регламентируется Уголовно-процессуальным, Гражданским процессуальным, Арбитражным процессуальным кодексами, Кодексом об административных правонарушениях, а также Кодексом административного судопроизводства. Содержащиеся в данных законах нормы определяют, как должен себя вести судья в судебном заседании.

 

А есть еще Кодекс судейской этики, принятый в последней редакции на восьмом Всероссийском съезде судей. Он разъясняет деятельность судьи не только при отправлении правосудия, но и в повседневной жизни. В Кодексе указано, что человек становится судьей по доброй воле и что он должен нести бремя некоторых ограничений. Поскольку это публичная профессия, то судья должен быть чист в плане соблюдения законов. Положения Кодекса пронизывают всю нашу жизнь. Как на работе, так и вне ее. Их нарушение ведет к тому, что судья перестает быть им. Недопустимо, чтобы судья грубо и систематически нарушал нормы судейской этики или процессуальные нормы. Это дискредитирует всю систему правосудия в целом.

 

На мой взгляд, судья - это человек, который, прежде всего, должен не бояться принимать решения. Свидетели и стороны приходят и, глядя честными глазами, твердят о своей правоте, обвиняют другую сторону во лжи. Но ты должен принять решение, какие бы колебания и терзания ни мучили. Судья должен решить спор, так как в этом состоит основной смысл правосудия. Поэтому считаю, человек, не наделенный способностью принимать самостоятельные грамотные решения, не обладающий интуицией, определенной выдержкой, не может им быть…

 

Общение дороже

 

Ну, а чем же федеральные судьи занимаются в свободное время? Как признался Вячеслав Сандровский, если позволяют время и дела, смотрит телевизор (новости – в обязательном порядке), изучает просторы интернета и встречается с друзьями. Книги? На них, к сожалению, времени нет. Любой книге он предпочитает общение с друзьями. А свой отпуск старается проводить в путешествиях, посещая другие страны, знакомясь с чужой культурой и бытом. Кстати, не женат, но и не одинок…

Елена Гладышева

НазадАрхив