Сегодня на Амуре № 42 (28 октября) 2015 г.


Жилконтроль - это серьезно

 

интервью

 

Нарушение, жилищный инспектор, штраф: в Белогорске уже больше года действует муниципальный жилищный контроль. За чем следит муниципальный орган, и почему управляющие компании стали относиться к нему серьезней, в своем интервью корреспонденту «Сегодня» Светлане Саенко рассказал председатель комитета имущественных отношений Дмитрий Саржевский.

 

- Дмитрий Валерьевич, что такое «жилищный контроль» и почему этим занимается комитет имущественных отношений?

 

- Жилищный контроль - относительно новое понятие. Оно в законодательство введено всего несколько лет назад, но на практике в Белогорске его начали реализовывать с лета прошлого года. Ранее данная функция была закреплена за управлением ЖКХ. В июле 2014 года глава города Станислав Мелюков для повышения эффективности принял решение о передаче жилищного контроля в комитет имущественных отношений.

 

- Что такое муниципальный «жилищный контроль»?

 

- Жилищный контроль создан наряду с государственным жилищным контролем. Деятельность органов местного самоуправления, в нашем случае комитетом имущественных отношений, направлена на организацию и проведение на территории Белогорска проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в отношении муниципального жилищного фонда. Вопросы самые разные: от энергосбережения и использования общедомового имущества до капремонтов. Иными словами, если раньше с жилищными вопросами белогорцы должны были обращаться в госжилконтроль, который находится за пределами города, то теперь это можно сделать, не выезжая за его пределы.

 

- Результаты работы уже есть?

 

- Нам удалось создать коллектив. Они прошли обучение. Перенимали опыт, в том числе, и у специалистов областной жилищной инспекции. К слову, готовых специалистов по такому узкому профилю сложно найти. Более чем за год работы специалисты успели наработать практику, поучаствовали в судах. Как итог, за прошедший год проведено более 100 проверок. Выписано около 60 предписаний, обязательных для исполнения. Хочу подчеркнуть, что предписания органов жилищного контроля носят обязательный характер. За их неисполнение предусматривается административная ответственность. В разных случаях - разная, но довольно ощутимая в денежном выражении.

 

- С какими вопросами чаще всего обращаются к специалистам муниципального жилищного контроля?

 

- Жалуются на неисполнение управляющими компаниями обязанностей, прописанных в договоре управления домом. Жалуются на самозаселенцев (это когда люди самостоятельно захватывают квартиры), на нарушение прав соседей, к примеру, находятся те, кто разрушает общее имущество дома. Интересуются белогорцы законностью начисления ОДН. Но здесь нормы законодательства довольно жесткие. В рамках жилищного контроля мы даем разъяснения, что это обязательный платеж и его необходимо вносить.

 

- Есть ли трудности, с которыми сталкиваются жилищные инспекторы?

 

- На первом этапе самое сложное было наладить взаимодействие с управляющими компаниями. Направление деятельности новое и управляющие компании, ТСЖ не воспринимали жилищный контроль как орган контроля. Игнорировали запросы, не предоставляли документы, не исполняли предписания. Пришлось идти в суды, налагать штрафы. Но теперь управляющие компании поняли, что все действительно серьезно, что предписания жилищного контроля необходимо выполнять в срок. В том числе и по такой причине - если в одном доме несколько раз не исполнить предписание жилконтроля, данный дом по решению суда выводится из управления данной компанией. Управляющие компании понимают, что такие сложности в работе не нужны.

 

- То есть «управляйка» и дома еще может потерять?

 

- Совершенно верно. Кроме того, если таких домов наберется несколько и их общая площадь превысит 15 % от всей площади обслуживаемых домов данной управляющей компании, она лишится лицензии. То есть теоретически жилищный контроль за неисполнение управляющей компанией своих функций может лишить ее лицензии.

 

- Законодательство постоянно меняется. Что ждать нового по линии жилконтроля в следующем году?

 

- В 2016 году мы откажемся от практики плановых проверок. Будут проходить только внеплановые проверки по конкретным обращениям граждан. То есть, когда будет устанавливаться факт нарушения жилищного законодательства, будем выезжать, составлять акты, на их основании протоколы, предписания, и, в случае их неисполнения, по решению мирового суда будут накладываться штрафы. Более того, законодательство более детально прописывает полномочия муниципальных жилищных инспекторов. Сейчас есть штрафы и за воспрепятствование проверке, за непредставление документов. То есть подход уже более детализированный и жесткий.

 

- Как быть простым гражданам, учитывая то, что Жилищный кодекс очень сложный. В каких случаях куда жаловаться - в управление ЖКХ, управляющую компанию, либо в жилищный контроль. Можете объяснить?

 

- То, что касается капремонта домов, установки детских площадок, переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, содержания жилищного фонда - это сфера управления ЖКХ (ул. Партизанская, 31а). В муниципальный жилищный контроль следует обращаться тогда, когда из своей управляющей компании при обращении получили необоснованный, немотивированный отказ по исполнению обязанности управляющей компании.

 

- То есть основанием для действия муниципального жилищного инспектора служит бездействие «управляек»?

 

- Да. В каждом доме должен быть подписанный договор управления домом. В нем обозначен перечень работ, услуг, которые управляющая компания обязана выполнять. Вот по этим видам работ нужно обращаться в управляющую компанию. А после этого необходимо обратиться с документами, подтверждающими, что вы уже использовали свое право на обращение в управляющую компанию. Мы, в свою очередь, заставляем последнюю исполнять свои обязанности. Как я сказал выше, могут быть и частные случаи: незаконный захват жилплощади, бесхозность квартир, разрушение общего имущества. В таких ситуациях также нужно обращаться напрямую в жилконтроль (ул. Гагарина,2, кабинет 407, тел. 2-02-43). Работает он ежедневно, в рабочие дни, с 8.00 до 17.00 (перерыв с 12.00 до 13.00).

НазадАрхив