Сегодня на Амуре № 5 (10 февраля) 2015 г.


«Это было счастливое время»

 

персона

 

«Это было самое счастливое время», - с теплотой и слезами на глазах начала воспоминания о своей работе в детском доме N1 Лидия Алексеевна Воробьева. Более 30 лет эта женщина воспитывала чужих и в то же время таких родных и дорогих детей. Кто-то из них и сейчас навещает свою «маму». В преддверии предстоящего 70-летнего юбилея, который социальное учреждение встретит 25 мая этого года, бывший воспитатель поделилась своими радостными и тревожными воспоминаниями.

 

«Я пошла по правильному пути»

 

Окончив Магдагачинскую школу, Лидия Воробьева, будучи у матери единственным ребенком, долго не раздумывала о выборе будущей профессии и в 1963 году поступила в Благовещенское педагогическое училище на учителя начальных классов. Первая встреча с учениками состоялась через год во время практики.

 

- Когда я зашла в класс и увидела их таких маленьких, хорошеньких почемучек, которые смотрели на меня с любовью и любопытством, я поняла «Да, это мое! Я пошла по правильному пути!» - рассказывая о первоклашках, лицо женщины озаряет улыбка. - Практика длилась 40 дней, но для меня они пролетели, как один день.

 

После окончания учебного учреждения в 1967 году по распределению бывшую студентку направили в Новопокровскую малокомплектную школу Архаринского района.

 

- Здесь началась моя педагогическая деятельность, здесь я встретила своего супруга, родила старшую дочь Елену, - вкратце перебирает в памяти годы проживания в селе Новопокровка педагог. В этой школе я отработала 6 лет. После по семейным обстоятельствам мы переехали в Белогорск. Сначала я устроилась воспитателем в один из детских садов города. В то время на свет уже появилась моя вторая дочка Наташа. Немного позже я сменила место работы и устроилось заведующей детским садом, расположенным в районе 6 километра, сейчас в этом здании приют для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

 

Работая заведующей, Лидию Алексеевну всегда тянуло в класс, к детям. Все-таки работать непосредственно с детьми, это совершенно другое, чем управлять педагогическим коллективом. Спустя 4 года Лидия Алексеевна решила сменить место работы и пришла в детский дом N1 на должность воспитателя. Тогда педагог и не предполагала, что в ее жизни появятся не просто воспитанники, а дети, которых она будет любить, как родных, будет радоваться их успехам, вместе с ними переживать неприятности.

 

«Я не могу ее не простить»

 

Май 1986 года. Знакомство с воспитанниками Лидия Воробьева помнит и сейчас.

 

- Когда я зашла в группу, они замолчали и с любопытством на меня смотрели, - вспоминает Лидия Алексеевна. - А в глазах читались немые вопросы: «Кто ты?», «Зачем ты сюда пришла?», «Поможешь ли ты нам?» Чувствовались осторожность и недоверие.

 

Спустя время педагог поняла, что большинство брошенных детей живут в ожидании предательства. Ведь бывает, что детей предают не только кровные родители, но и опекуны.

 

В памяти у Лидии Воробьевой немало таких историй. К примеру, судьба воспитанницы Аллы, которую привезли в детский дом из одного поселка Приамурья.

 

- Когда родителей девочки лишили родительских прав, ее удочерила одна женщина. Пока ребенок был маленький, все в этой семье было благополучно. А потом Алла пошла в школу, не знаю, что повлияло, может гены кровной матери, может что-то другое, но девочка начала сбегать из школы и дома.

 

Когда эта женщина приняла решение вернуть Аллу в детдом, она привела такой аргумент: «Стыдно перед людьми, что девочка сбегает, и ее находят на улице». Эта женщина на то время занимала высокую должность на одном из крупных предприятий.

 

Двойное предательство пережили еще два воспитанника Лидии Воробьевой. Алексея и Сергея, у которых уже собственные семьи, педагог называет своими сыновьями.

 

Когда-то их родная мать была лишена родительских прав в отношении четверых детей. По этой причине школьники Леша и Сережа оказались в Белогорском детском доме. Окончив 9 классов, оба брата поступили в Райчихинское училище.

 

- Когда Леша приехал в детский дом, чтобы нас навестить, я поинтересовалась, видел ли он свою мать, он ответил: «Да. Мы даже общаемся. Она решила нас вернуть», помню, я еще спросила: «Ты ведь говорил, что не сможешь ее простить?», а он ответил: «Она пришла такая уставшая, измученная жизнью, она болеет, и мне ее очень жаль. Я не могу ее не простить». Немного позже я узнала, что эта женщина вернула детей, только чтобы получить государственное жилье, потом они опять ей оказались не нужны, а дверь ее квартиры для них закрытой.

 

Но даже несмотря на это, когда Алексей служил в армии, он еще раз попытался наладить связь с самым близким человеком.

 

- Когда Леша только начал служить в армии, я получила от него письмо, он интересовался здоровьем воспитателей, детей. Сказал, что очень ждет от нас писем. Помню, я в своем первом ответе спросила, пишет ли ему мать. А он ответил, что очень ждал, так и не дождавшись, написал ей сам, а в ответ получил лишь пару строчек: «А что я тебе буду писать? Я даже не знаю, что у тебя спросить». Дети никак не хотели осознавать, что не нужны самому родному человеку.

 

Сейчас, к радости Лидии Алексеевны, жизнь у Алексея и Сергея налажена.

 

- Оба отслужили, оба создали семьи, - с гордостью говорит воспитатель.

 

С теплом и любовью Лидия Воробьева рассказывает еще об одной своей воспитаннице Екатерине. Девочка попала в детский дом, после того, как ее родители приехали в Амурскую область по переселению.

 

- Это было давно, в 80-х годах, никто и сейчас не знает, почему они уехали обратно на запад и не забрали дочку, - говорит Лидия Алексеевна. - Катюша хоть была маленькая, когда попала в детский дом, но запомнила, что у нее был братик. Когда она подросла, то пыталась найти по фамилии своих родителей и брата. Узнала, что с такой же фамилией в юхтинской спецшколе живет подросток. Ездила туда, разговаривала с ним, но он не помнит, была ли у него сестра или нет. Судьбе Катюши не позавидуешь. Не буду подробно рассказывать, скажу лишь, что у нее, когда она была беременна сыном, трагически погиб муж. Беда ее не сломала. Выучилась, устроилась работать, вырастила и воспитала прекрасного сына. Сейчас он учится на втором курсе. Мы с Катей созваниваемся, общаемся.

 

- Не могу не сказать о талантливом Павле Коновалове. Паша Коновалов, когда оканчивал 9-й класс, стал лауреатом Всероссийского конкурса рисунков «Мы - дети России». В связи с этим в 2002 году в числе делегации со всей России мы с ним летали в Москву. Встречались с Владимиром Путиным, представителями Госдумы, были на Красной площади. После окончания школы Паша поступил в Амурский строительный колледж, успешно окончил, создал семью, успешно работает в одной из крупных организаций. Приезжал в детский дом навестить педагогов. Все у него хорошо и это не может не радовать нас.

 

«Если бы он не поехал домой…»

 

Помимо таких теплых воспоминаний, с памяти Лидии Алексеевны никогда не сотрутся трагические события. И быть может, их могло не случиться, если бы дети из детского дома не жили в ожидании увидеть родных и близких. Если бы, повзрослев, не поехали на их поиски.

 

Так и Леша радовался, когда нашел свою мать и даже съездил к ней в гости. Вернувшись в детский дом, подросток твердо решил, что, доучившись, несмотря на то что родители выпивают и ведут асоциальный образ жизни, вернется в родное гнездо.

 

Тогда в его душе теплилась надежда, что ему удастся все исправить, наладить, изменить…

 

- Все было бы хорошо, если бы он не поехал домой, - чтобы сдержать слезы, Лидия Алексеевна, замолкает.

 

- Алеша окончил в детдоме 8 классов, потом окончил курсы водителей и продолжал жить в детском доме. Когда достиг совершеннолетия, решил жить с родителями. Мы его собрали в путь, он попрощался, обещал навещать. Уехал к родителям. Больше он не появился. А потом мы узнали, что он трагически погиб. Подробности этой трагедии я рассказывать не могу, скажу лишь, что этого могло бы не случиться, если бы он не уехал домой…

 

«Замечательные у меня дети»

 

Сломанных детских судеб на памяти Лидии Алексеевны было немало.

 

- Но я ни разу не пожалела, что большую часть своей трудовой деятельности отдала детскому дому, - такими словами женщина подвела итог воспоминаний. - О своей работе я говорю только с теплотой. Безусловно, считается, что дети из детского дома могут быть сложными, но когда они понимают, что взрослый, который находится рядом с ними, никогда не предаст, и будет всегда рядом, и в беде, и в радости, оплатят тем же. Заботой, теплом, любовью. На праздники, дни рождения наши воспитанники всегда старались чем-то порадовать нас педагогов. Они и сейчас, спустя десятки лет, после выпуска из детского дома находят меня и поздравляют с днем рождения. Вот такие замечательные у меня дети.

Нина Сапрыкина

НазадАрхив