Сегодня на Амуре № 10 (16 марта) 2016 г.


«Тетенька, купите газету!»

 

общество

 

На мальчугана в порванных, повидавших виды трико, я обратила внимание, когда он покупал в супермаркете, расположенном в центре города, две сосиски.

 

Расплатившись на кассе за колбасную продукцию, он вышел в коридор магазина и присоединился к, судя по всему, товарищу, который продавал старые газеты у входа в магазин. Вытащил лакомство и, видно, решил поужинать.

 

- Делиться нужно, - сделал замечание охранник магазина, указав на невысокого роста мальчишку с газетами.

 

- Так он себе заработает и купит, - ответил старший.

 

Младший, увидев в окно подъехавший к магазину автомобиль, махнув рукой на собеседников, тут же выбежал на улицу.

 

«Мать так пьет, что жить с ней невозможно»

 

- Газету купите, пожалуйста, почитаете новости! - обратился он к вышедшему из авто мужчине.

 

- Да старые там новости. Не нужна мне такая газета, - засмеялся мужчина, и, вытащив с кармана мелочь, подал ребенку.

 

Юный «бизнесмен», взяв стопку газет под руку, раскрыв недавно крепко стиснутую, ладошку с копейками, пересчитал, затем достал из кармана прозрачный пакетик, добавил в него «выручку».

 

Его товарищ, в это время быстро дожевывая вторую сосиску, словно швейцар из солидной гостиницы, улыбаясь и со словами «Здравствуйте. Пожалуйста, проходите!», распахивал дверь очередному покупателю.

 

- Опять ты здесь! Ну, держи, - достав из кармана звенящие монеты, поощрил вежливого мальчика пенсионер-покупатель. Этого ребенка, покупающего сосиски на городских улицах, у входа в крупные супермаркеты можно видеть ежедневно. Часто он приобретает здесь то печенье, то сосиски, иногда сок.

 

- Вот видишь, а ты говорил, они чипсы и сигареты покупают, - указала я супругу. - А они просто есть хотят.

 

- И еще на развлечения тратят, - парировал муж. - Да я только вчера его видел у одного из детских игровых автоматов.

 

А, действительно, я его тоже видела именно там, в том месте, на которое указывал муж.

 

Я была уверена, что ребенок живет в этом районе. И искренне удивилась, поговорив с сотрудницей одного из учреждений, где любят проводить время многие несовершеннолетние, преимущественно мальчишки. По словам Ольги (девушка просила изменить ее имя) многих ребят, которые попрошайничают и продают газеты, она знает  давно.

 

- Потому, что у нас они бывают часто, - пояснила она. - Я обращаю внимание на то, что некоторые ребята одеты не по сезону или неопрятны. С теми, кто приходит постоянно, разговариваю, задаю вопросы о родителях. Они приходят сюда прямо со своими газетами, которые продают. Кто-то из них отвечает, что занимается своим мелким бизнесом по причине того, что нужны деньги на карманные расходы. Кто-то потому, что в доме нет самой необходимой еды. Был мальчик, который рассказывал, что часть выручки ему необходимо принести вечером домой, потому что так требуют родители.

 

- Вы только заведение не указывайте наше, - во время разговора предупредила Ольга. - Дело в том, что были прецеденты, когда родители-алкоголики устраивали здесь скандалы. Их сын не хотел идти домой, потому что мать постоянно встречала его пьяная и агрессивная. Видимо ребенку дома было настолько невыносимо, что его не пугал ни холод, ни мороз. Он скрывался от родителей на улице,  иногда у нас согревался. Так и говорил: «Мать пьет так, что жить с ней невозможно». Кстати, не только ему, но и другим детям-попрошайкам развлечения не нужны. Они просто сидят, греются, разговаривают.

 

По словам Ольги, бывают ситуации, когда дети по причине газетного «бизнеса» выясняют между собой отношения. Приходится ребят успокаивать, беседовать.

 

- Кстати, прислушиваются к нравоучениям, - отметила Ольга. - Один раз разбирались со своим товарищем, потому что он украл у кого-то из них телефон. Поясняла, что воровать - это не хорошо. Был период, когда я не видела постоянных детей несколько недель, - вспоминает она. - Конечно, переживала. Оказалось, что сотрудники правоохранительных органов забрали их с магазина, где они попрошайничали. Одних развезли по домам, а одного отправили в детский дом, откуда он потом сбежал.

 

Все это молодая женщина рассказывала с материнской заботой, искренне переживая за судьбу уличной детворы.

 

Лишение родительских прав - это крайняя мера

 

Рядом с «Фреш-маркетом» почти каждый день обитают 13-летний Андрей и 11-летний Дмитрий. У первого ребенка мать злоупотребляет спиртными напитками. Однако постоянно обещает, что исправится. Именно поэтому органы опеки дают ей шанс.

 

По словам Дмитрия, он же мечтает жить не с родной матерью, а в детском доме.

 

- Деньги я прошу на собственные нужды, - по взрослому поясняет он. - Да и одежда у меня есть.

 

Вот только видно, мальчишка к той самой одежде не прихотлив. Тоненькая обувь, старенькая шапочка и точно такая же ветхая остальная верхняя одежда. Видно, что мать мало волнует, тепло ли ее ребенку, кушал ли он сегодня…

 

Председатель комиссии по делам несовершеннолетних администрации Белогорска Лада Новикова, безусловно, знает каждого из этих детей. Все семьи, в которых проживают дети, торгующие на улицах газетами и попрошайничаюшие, состоят на учете в органах опеки, как неблагополучные.

 

По ее словам, в одной из семей воспитывается семь детей. Старших ребят многие белогорцы знают в лицо и часто могут видеть у загса, банков и крупных городских супермаркетов.

 

Еще один мальчишка приехал со своим отцом из Райчихинска. Он всех заверяет, что его мать умерла, а отец на работе. На деле же женщина отбывает наказание в исправительной колонии. Отец, по словам Лады Новиковой, употребляет наркотические средства.

 

Родители каждого из этих детей неоднократно приглашались на административную комиссию.

 

- Последний раз двоих сотрудники правоохранительных органов забрали из «Фреш-маркета» 20 января, - рассказывала Лада Геннадьевна.

 

- Родители всех троих ребят неоднократно приглашались на административную комиссию. И ни один не пришел на заседание. Но мы не удивлены, потому что они, как правило, игнорируют наши заседания. Лада Новикова отмечает, в каждую из перечисленных семей еженедельно организуются рейды. Однако на момент приезда членов комиссии родители детей, как правило, трезвы, дети накормлены и просят не лишать их матерей и отцов родительских прав.

 

Что касается подростка, который изъявил желание родной дом сменить на детский, то этот вопрос сотрудники органов опеки обещали рассмотреть в ближайшее время.

 

«Сколько не жалко»

 

- Тетенька, купите газету, - недавно, рядом с одним из банков я услышала знакомый голом.

 

Повернулась. Знакомые ребята, предлагали газету одной из посетительниц этого учреждения.

 

- Сколько стоит? - поинтересовалась она.

 

- Сколько не жалко - ответил ребенок.

 

- У меня одна тысяча осталась. Мелочи нет, - женщина приоткрыла кошелек.

 

- Может, разменяем ей, - не совсем тихо зашептались дети.

 

- А, пойдемте, лучше я вам покушать куплю, - сориентировалась женщина.

 

- Ты пока сходи, - указал старший младшему. - А я поторгую.

 

Чумазый мальчуган невысокого роста  послушно, почти  вприпрыжку побежал в магазин.

 

«Свежая пресса! Купите газету!» - громко продолжал его товарищ.

 

Как уже писала газета «Сегодня», лишение родительских прав - это крайняя мера. До этого нерадивых родителей длительное время уговаривают, убеждают заботиться о собственных детях. Пока же взрослые пытаются завязать с алкоголем, устроиться на работу, в общем, встать на путь исправления, их дети, вместо того, чтобы заниматься уроками, посещать кружки и спортивные секции, как могут, зарабатывают себе на жизнь. И это неудивительно. Ведь они, как и ребята из благополучных семей, тоже хотят есть фрукты, пить сок, ходить в кино…. И хорошо, что в магазинах остаются старые газеты, которые ребята пытаются продать.

 

Хорошо, что в Белогорске есть немало людей, которые готовы их купить, приобрести детям продукты, напоить чаем, разрешить погреться и просто по-матерински выслушать, дать ценный совет. Главное, чтобы на пути такого брошенного, предоставленного самому себе ребенка не попался преступник. Именно поэтому сотрудники и органов опеки и ПДН призывают белогорцев сообщать о детях, которые в вечернее время бродят по улицам города или находятся в общественных местах, в полицию и отдел опеки и попечительства. Конечно, не факт, что сотрудникам правоохранительных органов удастся детей доставить домой. Как правило, увидев полицейские авто они убегают… Каждый своей дорогой. Кто-то бежит домой, а кто-то в другое место «дисклокации». К другому магазину, чтобы вновь встать у двери в ожидании новых монет.

Нина Сапрыкина

Имена главных героев статьи изменены

НазадАрхив