Сегодня на Амуре № 11 (23 марта) 2016 г.


Назло соседу обморожу себе уши

 

из зала суда

 

Нанеся друг другу пару тумаков, расцарапав лицо и «увековечив» дружбу ссадинами и шишками, детвора находит в себе силы и смелость, чтобы произнести: «Мирись, мирись и больше не дерись!». Для пущей верности и крепости сказанного сцепляют мизинцы и при последнем слове резко разъединяют руки...

 

Да, в детстве этой фразы вполне достаточно, чтобы помириться. Но то ли обиды становятся со временем сильнее, то ли мы, взрослея, постепенно разучиваемся прощать. И часто бывает, что злость и обида съедают человека изнутри, но вот и простить обидчика... Это выше сил для некоторых.

 

На прошлой неделе, 15 марта, мировой судья Белогорского района Анжелика Мальцева поставила точку в деле об избиении пожилого мужчины. Все случилось в прошлом году в одном из сел Белогорского района. В один из октябрьских дней Григорий Степанович решил сходить на могилку своей супруги. Придя на кладбище, он обнаружил, что исчез гравий, которым была обсыпана могила жены. Пенсионер застыл, пораженный увиденным и потрясенный тем фактом, что у кого-то не дрогнула рука взять что-то с чужого погоста.

 

Григорий Степанович прошелся по кладбищу. И через несколько шагов увидел, что на могиле родственников Александра Мельниченко имеется свежеуложенный бетон. Уверенный, что для его укладки был использован гравий с могилы жены, Григорий Степанович пошел разбираться. Мельниченко свою причастность к краже отрицали. Но восьмидесятилетний дед не стал оставлять это дело и продолжил разбираться. Для начала он направился к депутату местного сельсовета. Привез его на кладбище, показал, что и как. Тот лишь покачал головой и посоветовал обратиться к участковому.

 

Расстроенный Григорий Степанович вернулся домой, думая, что делать дальше. И все бы ничего, но тут к его дому подъехала машина, в котором сидели трое тридцатилетних мужчин. Дед понял, что это - к нему. Он вышел за калитку дома навстречу гостям, на всякий случай прихватив с собой нож. Слово за слово… Александр Мельниченко нанес удар ногой по руке пожилого человека, нож выпал. От удара Григорий Степанович упал на землю. Мельниченко нанес ему еще несколько ударов и повернулся в сторону автомобиля. Старик разъярился. Поднявшись с земли, он пригрозил, что они пожалеют о содеянном.

 

«Я вас всех перестреляю, вы еще пожалеете, я вас всех… сволочи…», - качаясь от обиды и боли, Григорий Степанович направился в дом. Дожидаться, пока пенсионер выйдет, «гости» не стали. Они открыли стоявшую возле дома его машину, забрали оттуда все имевшиеся там документы и прокололи колеса. «На всякий случай, - пояснял мировому судье Александр Мельниченко. – Ведь дед одно время побывал в местах не столь отдаленных за тяжкое преступление. Мало ли, вдруг бы действительно взял ружье, догнал и отомстил…».

 

Три здоровых накаченных мужика покинули место происшествия. А Григорий Степанович, отлежавшись немного в доме, пошел искать помощи… Спустя некоторое время пенсионер обратился в мировой судебный участок Белогорского района с заявлением о привлечении обидчиков к уголовной ответственности.

 

Тут стоить пояснить, что данное дело относится к категории дел частного обвинения. Они отличаются от прочих тем, что судебное разбирательство начинается и заканчивается по желанию потерпевшего, и, как правило, затрагивают интересы определенного круга лиц и не отличаются большой общественной опасностью.  К ним относятся умышленное причинение легкого вреда здоровью,  побои, клевета без отягчающих обстоятельств. То есть, преступления небольшой тяжести. Поэтому в соответствии с Уголовным кодексом, дела в отношении таких преступлений возбуждаются, за некоторым исключением, по заявлению потерпевшего. А еще дела подлежат прекращению в связи с примирением сторон. Это возможно до того момента, как судья удалится в совещательную комнату для принятия решения.

 

В данном же деле об избиении пожилого человека изначально речь о примирении сторон не шла. В первое заседание обвиняемые вели себя нагло, хамовато, демонстрируя полное неуважение к преклонному возрасту Григория Степановича, игнорируя замечания судьи. Однако со временем спесь с них сошла, и появилось понимание сотворенного. И уже давая показания, Александр Мельниченко вел себя гораздо вежливее и спокойнее. Возможно, сказалось влияние адвоката, который был нанят для его защиты. А, может, тому были и другие причины. Не суть важно.

 

Существеннее то, что уже на последнем судебном заседании обвиняемый (к этому времени стало ясно, что к избиению деда причастен только он, а остальные были лишь свидетелями) готов был просить прощение у старика. Судье он заявил, что согласен выплатить тому немалую сумму в качестве компенсации морального вреда и привести целый грузовик гравия на могилу жены.

 

Однако Григорий Степанович, как говорят, «встал в позу». И ни в какую ни шел на мировую с обидчиками. «За могилу жены я не прощу, никогда! – безапелляционно заявил он судье. И никакие доводы, приводимые обвиняемым, его адвокатом, а также разъяснения судьи не смогли его переубедить. Отказался пенсионер и от исковых требований возместить ему понесенные им расходы на составление заявления в суд в размере 2,5 тысяч рублей. «Не нужны мне его деньги, и гравий. Пусть отвечает по закону! Вот что суд назначить, то и будет», - твердил он…

 

…Оценив полученные и исследованные в ходе судебных заседаний доказательства, мировой судья Анжелика Мальцева пришла к выводу, что вина подсудимого в причинении телесных повреждений пенсионеру доказана. Учтя все обстоятельства дела и то, что было совершено преступление небольшой тяжести, она признала Александра Мельниченко виновным в совершении уголовного преступления. В качестве наказания ему был назначен денежный штраф. Который, кстати, был в разы меньше, чем сумма компенсации, предлагаемая им потерпевшему.

 

«Судиться или не судиться - каждый человек решает сам, - сказал как-то известный российский государственный деятель Павел Астахов. - По своим убеждениям, совести, вере, принципам… Обращение в суд для каждого является не просто правом, но и гарантией. Поэтому только суд имеет право принимать решения именем государства. Но вместе с тем существует возможность и без суда решать спорные вопросы. Неспроста самым мудрым арбитром, прославленным в веках, был и остается царь Соломон, получивший мудрость в дар от Бога. К нему шли, чтобы разрешить самые сложные споры и конфликты…».

 

К сожалению, принять соломоново решение Григорий Степанович не захотел. Как никого не захотел слушать. Возможно, не верил, возможно, полагал, что суд строго накажет обидчика. Но назначить наказание большее, чем предусмотрено законом, суд не может. В результате обидчики старика отделались, можно сказать, легким испугом и малыми потерями. Получилось, как в той пословице: «Назло соседу обморозил себе уши…».

Елена Гладышева

(Фамилии и имена участников процесса изменены)

НазадАрхив