Сегодня на Амуре № 13 (6 апреля) 2016 г.


Переселение под шум и треск…

 

разбор полетов

 

Туалет на улице, печь и зола, приносная вода и выливаемые во двор помои... Еще не так давно большинству жителей многоквартирных бараков в разных районах Белогорска казалось, что в таком жилье они будут жить вечно.

 

Получив бесплатно советские квадратные метры, многие, конечно, надеялись на переселение. Однако с перестройкой и приходом рыночных отношений мечты большинства очень быстро растаяли. Переехать из довоенных бараков могли лишь те, кто влезал в долги и пытался самостоятельно улучшить свои жилищные условия. Некоторым удавалось. Но были и те, кто, так и не дождавшись от государства своего, заканчивал свою жизнь там же.

 

Сейчас, конечно, об этом мало кто вспоминает, но первые шаги в деле расселения деревянных трущоб Белогорска муниципальная власть сделала еще в 2009 году. В последующие три года в рамках разного рода программ удалось переселить из аварийного жилого фонда в благоустроенные квартиры около 200 семей.

 

Специалисты управления ЖКХ, вспоминая все сложности, связанные с переселенцами из ветхого и аварийного, признаются, что порой нет-нет да задавались вопросом: а это вообще надо? Мол, и контингент встречался еще тот, и нервотрепка еще та. Впрочем, глава города Станислав Мелюков этот ропот всегда пресекал, и в 2013 году муниципалитет стал единственным в регионе, которому выделялось 700 млн рублей на реализацию первого этапа переселения. Так много, в том числе, и потому, что несколько муниципалитетов просто отказались от федеральных денег, мол, слишком много мороки с этим переселением.

 

- Основная задача на тот момент была заставить большую часть жителей бараков привести все документы, связанные с их квартирами, в порядок, - вспоминает замглавы по ЖКХ Александр Башун. - По большому счету многие вообще не имели на руках документов, подтверждающих право собственности. Бесконечные рейды, уговоры, розыск владельцев уже, как говорится, в прошлом. Со скрипом, но все-таки удалось всколыхнуть эту массу. Параллельно шли аукционные процедуры, поиск подрядчиков, и, наконец, активное строительство нового малоэтажного жилья. Простым людям, конечно, все это неинтересно, да и, в общем-то, не нужно. Муниципалитет взял на себя обязательства по переселению и, значит, должен их выполнить. Несмотря ни на какие сложности, в том числе с финансированием.

 

По состоянию на март 2016 года на территории Белогорска в рамках реализации программ по переселению граждан построено уже 28 многоквартирных домов на 700 квартир. По переселению их получили порядка 2700 жителей. В настоящее время продолжается строительство еще 5 домов на 186 квартир. В них переедут еще около 650 белогорцев. Для того, чтобы завершить программу переселения из учтенного аварийного жилого фонда, предстоит построить еще 17 тысяч квадратных метров жилья.

Но это в будущем, а пока основная масса переселенцев в уже сданное в эксплуатацию жилье спокойно переехала и благоустраивается. Однако, находятся единицы, которые покидать опасные для жизни помещения не хотят. Иначе как спекуляцией назвать это трудно, считают специалисты.

 

- Такие случаи можно пересчитать по пальцам. В качестве примера - переселение семьи из трех граждан из дома по ул. Ленина, 15, - говорит начальник управления ЖКХ Ольга Алексеева. - Вместо аварийной неблагоустроенной квартиры общей площадью всего в 27,8 квадратных метров управление несколько раз с 2015 года предлагало возможные варианты жилья. Сначала гражданке Шустовой и членам ее семьи предложили квартиру-студию. Она отказалась, потому как хотела жилплощадь с кухней и кладовкой. Ей предложили и такую, правда, без подсобного помещения, но зато с кухней и балконом в центре города. Однако и здесь последовал отказ.

 

По мнению знающей толк в жилье дамы, на этот раз комната была маленькая и одна. И это не шло ни в какое сравнение с барачной «двушкой», одна из комнат которой была размером 2,3х2,8 метров с двумя дверьми и окном.

 

И, наконец, в августе 2015 года гражданке Шустовой было предложено жилое помещение площадью уже 45 кв. м. по пер. Летний, 1Г! Состоит оно из двух комнат. Предоставление жилья более занимаемых ранее квадратов (27,8) обойдется городскому бюджету, кстати, в 600 тысяч рублей. Именно столько муниципалитет вынужден будет вернуть Фонду по переселению из аварийного жилья за те самые лишние квадратные метры Шустовой. От такого жилья она также отказалась и обратилась с жалобой к депутату от ЛДПР на неудовлетворительное качество построенного дома. После этого аналогичные жалобы были написаны во все возможные инстанции (приемная губернатора, приемная президента, прокуратура, следственный комитет и другие). По всем обращениям были проведены проверки качества и даны разъяснения.

 

Последним стало коллективное обращение с жалобами на качество построенных домов на имя президента России и опять же депутату от ЛДПР. Автором и сборщиком подписей граждан данного обращения стала все та же Шустова.

 

- По каждой подписавшейся квартире была проведена проверка качества и наличия недостатков в жилых помещениях. В ходе проверке выяснилось, что факты, указанные Шустовой, не подтверждаются, а также то, что многие люди не знали на чье имя пишется данное обращение и не были ознакомлены с его текстом, - говорит начальник управления ЖКХ Ольга Алексеева. - Управление ЖКХ вынуждено было обратиться с исковым заявлением в суд о принудительном выселении Шустовой из занимаемой ею аварийной муниципальной жилплощади с предоставлением другого равнозначного помещения N16 по пер. Летний 1Г в связи с принятием решения о сносе дома.

 

Две судебные инстанции пришли к выводу, что все требования жилищного законодательства при обеспечении данной семьи жилым помещением вследствие признания занимаемого ими жилого помещения аварийным и подлежащим сносу, соблюдены.

 

Суд первой инстанции исходил из того, что «предлагаемое жилое помещение соответствует требованиям технических и градостроительных регламентов, проектной документации, является благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, кроме того, по площади не противоречит критерию равнозначности». Судебная коллегия также нашла выводы Белогорского суда верными, а доводы апелляционной жалобы, направленные на их оспаривание, несостоятельными. Проще говоря, все судебные инстанции пришли к выводу, что предоставленное Шустовой помещение гарантирует ей и членам ее семьи условия проживания, которые не ухудшаются по сравнению с прежними.

 

В январе 2016 года решение суда вступило в законную силу. Но Шустова переселяться так и не хотела. В феврале возбуждено исполнительное производство в службе судебных приставов для исполнения решения суда. Однако Шустова обратилась в суд с заявлением об отсрочке решения суда, и он пошел навстречу, дав возможность переселенке самостоятельно переехать в предоставленную муниципалитетом квартиру до 25 апреля текущего года.

 

Вместе с тем, обыватели замечают, что переселение граждан из ветхого и аварийного жилья переходит из плоскости рабочего процесса, в политический. И чем ближе выборы 2016 года, тем интенсивнее....

 

Не так давно один из депутатов Госдумы ЛДПР от Амурской области, спустя пять лет своего депутатства в Москве, вдруг озаботился переселением из ветхого и аварийного жилья в Белогорске. Наспех пообщавшись с нежелающими переселяться в микрорайон «Амурсельмаш», он сделал умозаключение о том, что, мол, «…Программа переселения из ветхого и аварийного жилья в Белогорске - провалена». Депутат прибыл к новым домам в сопровождении нескольких машин, как положено, с камерами и журналистами. Надо полагать, приехал по приглашению именно Шустовой. Поскольку ожидала его у построенных домов именно она. Правда, пообщаться с потенциальной переселенкой тет-а-тет, но на камеру, ему не удалось.

 

- Абсолютно случайно при обходе территории я увидел несколько машин. Подошел, представился. Они представились депутатами и репортерами, - вспоминает директор управляющей компании «Содействие», занимающейся новыми домами по пер. Летний Евгений Филиппов. - Он попросил провести экскурсию по дому Летний 1Г. Мы зашли во второй подъезд, прошли до третьего этажа. Человек, представившийся депутатом, сказал, что чисто все, аккуратно. Общался с жителями с третьего этажа на камеру. Спросил, какие условия проживания. Ему сказали, что претензий нет, довольны, что поучаствовали в программе переселения. В ходе дальнейшей встречи депутат подтвердил то, что недовольных людей всего несколько, и что недовольны они не потому, что некачественное жилье, а по своему сугубо личному мнению - мол, отопление на электричестве дорого.

 

По словам директора компании, в ходе обхода интересовался технологией строительства жилья, мерах, которые принимают управляющая компания по жалобам жителей, если таковые поступают. Ему все подробно объяснялось и рассказывалось...

 

- Да, у нас были обращения жильцов. Не сказать, что все гладко, но это рабочие моменты, которые решаемы, - добавил Евгений Филиппов. - Женщина, которая должна переселиться в квартиру (Шустова, - ред.) говорила, что у нее там воздух сушит, пахнет краской, что стены пустые и промерзают. Но в квартиру к ней вместе с депутатом мы так и не попали, чтобы воочию все увидеть. Она сказала, что у нее нет с собой ключей. И у нас туда доступа тоже нет. Позже депутат поговорил еще с одной женщиной. Но та также сказала, что по качеству жилья у нее претензий нет, и все устраивает, есть только вопрос по стоимости электроэнергии…

 

То есть, получается - жалобщица пригласила для проверки качества жилья политического деятеля, но в проверяемую квартиру он так и не попал, потому что у хозяйки не было ключа! Нонсенс! Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что эти вопросы-ответы депутату были особо не нужны. Очень скоро через твиттеры, интернет-агенства и «ютьюбы» пользователи Интернета прочитали о том, что в Белогорске «все пропало»…

 

Глава Белогорска в свою очередь посчитал необходимым отреагировать на надуманные выводы и пригласил депутата от ЛДПР к себе на планерки, чтобы представитель Госдумы, попавший в законодательную власть по партийным спискам, смог понять, с чем муниципалитеты сталкиваются на местах при решении вопросов, связанных с переселением из аварийного жилого фонда.

 

- Искренне обрадовался тому, что после моей критики деятельности депутатов Государственной думы, как бы представляющих Амурскую область, один из них - Иван Абрамов (ЛДПР) - начал погружаться в реалии муниципалитетов. И даже сделал громкое заявление, о том, что, мол, «программа переселения из ветхого и аварийного жилья в Белогорске - провалена», - сказал глава Белогорска Станислав Мелюков. - Должен отметить, что, действительно, во всех муниципалитетах Приамурья были и остаются сложности с исполнением этой государственной программы. И связаны они не столько с острой нехваткой средств на ее исполнение (это отдельный разговор), а, прежде всего, из-за несовершенства законодательства, на основе которого эта программа реализуется с 2011 года. Причем зачастую муниципалитеты выполняют свои обязательства не благодаря, а вопреки. При этом большую помощь территориям оказывало и оказывает Правительство Амурской области, а не депутаты Госдумы от Приамурья. Жаль, что Иван Абрамов лишь к окончанию своего пятилетнего срока полномочий в Госдуме вспомнил о тех недостатках законодательства, которое сам все это время и формировал. И за шумом и трескотней своих громких заявлений все никак не может понять - чем же на самом деле живут муниципалитеты в своей ежедневной работе… Я думаю, что в дальнейшем осознание условий, в которых нам приходится работать, должно сподвигнуть представителя старейшей и уважаемой частью населения партии не разбрасываться фейковыми (фальшивыми) новостями и проблемами не только Белогорска, но и всей Амурской области.

 

Под фейком, судя по всему, глава города имел ввиду растиражированные сообщения о том, что якобы ежемесячно некто Потапова (также являющаяся участницей программы переселения и нежелающая покидать полуразрушенный барак ради новой квартиры по пер. Летний) вынуждена будет платить «за электричество по 10 тысяч рублей». Так ли это на самом деле, и сколько действительно платят за тепло жители новостроек, читатель узнает уже в следующем номере газеты «Сегодня».

Роман Титаев

НазадАрхив