Сегодня на Амуре № 13 (6 апреля) 2016 г.


Шесть суток бега по камере

 

общество

 

Есть такая обязанность у судей - дежурить по выходным и по праздникам. Как и остальные служители закона, они исполняют свои обязанности вне зависимости от того, какой на дворе день. Потому что иногда обстоятельства не терпят отлагательств и переносов. К примеру, поймали вечером в пятницу преступника с поличным или нарушителя спокойствия. А утром его должны доставить к судье для вынесения решения: арест, штраф или обязательные работы. Это связано с тем, что задержание лица, привлекаемого к административной ответственности, не может превышать сорока восьми часов.

 

… Второе апреля, на часах - девять часов. В окнах второго этажа горит свет: утро выдалось пасмурным, солнце никак не хотело выглядывать из-за туч. Дежурный на первом этаже смотрит удивленно: «А Вы к кому?».

 

В ответ поднимаю взгляд вверх и доверительно шепчу: «К Вере Ивановне, договорились…».

 

- Понял… - быстро реагирует он. - Вопросов нет. Поднимайтесь, - и даже как-то заговорщицки кивает головой.

 

Мне почему-то кажется, что это пароль такой. И вдруг неожиданно ощущаешь, что здесь что-то не так. Ах, да! Нет привычной суеты, шума, никто не ходит из кабинета в кабинет, никто не подпирает стенки помещений, не слышно людского гула и шуршания бумаг. Выходной ведь…

 

Шесть материалов на пятерых

 

Мировой судья судебного участка N2 Белогорска Вера Зималина уже на месте. Предупреждает сразу:

 

- Я в прошлый раз почти два часа ждала, пока «административников» привезли. Так что, располагайтесь.

 

Кабинет небольшой. Стол судьи, стол поменьше для секретаря судебного заседания, еще меньше - для стороны защиты и обвиняемых. Стоящие в ряд несколько стульев. Цветы. Много цветов. Зеленых. Фемида, грустно томящаяся в шкафу на верхней полке. Вроде и видно ее, но и не напоказ. Такой тонкий намек: не простой кабинет, а судьи все-таки.

 

Вера Ивановна погружается в свои документы. Их много. Пачки на ее столе, на столе секретаря. Чувствуется, что и за углом, где должна быть предполагаемая комната отдыха, стоят пачки бумаг. Не ошиблась - там находится часть архива.

 

- Может, убрать? - вдруг спрашивает судья, увидев, как вынимаю из сумки фотоаппарат.

 

- Не-не, зачем? Сразу видно - рабочая обстановка…

 

Вера Ивановна согласно кивает. Потом поднимает трубку телефона и куда-то звонит. Судя по вопросу: в полицию. Интересуется, когда доставят в суд задержанных граждан для принятия решения.

 

- Долго ждать не придется, - сообщает она результат переговоров. - Скоро привезут. Пятерых. Шесть материалов.

 

- Это как?

 

- На одного два административных материала заведено, - поясняет Вера Ивановна. - В прошлом году 23 февраля в день моего дежурства одиннадцать человек привезли - и 28 материалов. Это было самое большое количество административных дел, рассмотренных мною в один день. Вот такая работа… - И неожиданно предлагает: - А давайте чай попьем, пока ждем?

 

Почему бы нет?

 

Но не успели. На первом этаже раздается шум, топот. Через пару секунд в кабинет заходит сотрудник полиции, протягивает судье административные дела.

 

Бутылка, улица - КПЗ - суд

 

Заводят первого задержанного. Мужчине на вид лет сорок, изрядно помятый,  давно небритый. Задержали его накануне поздно вечером возле жилого дома в центре города. За что? Пьяный был, шумел. «Племянник у меня родился, - пытается оправдаться мужик, - девять дней днюхи отмечали…».

 

- А в прошлый раз кто родился? - спрашивает Вера Зималина в ответ. - Еще печать на предыдущем постановлении не успела высохнуть, и - опять…

 

Судья разъясняет права, исследует материалы дела. Задержанный признается в совершенном: «Виноват, делал»…

 

- Сутки ареста, - выносит судья вердикт.

 

Следующий «клиент» вид имеет еще более удручающий. Порванная грязная куртка, треснутые кроссовки, кем-то подмятое лицо. Та же история - пьяным донимал горожан в центре города. Кто-то не выдержал, вызвал наряд. Наказание - сутки ареста.

Третий мужчина на фоне сотоварищей по камере выглядел получше. Правда, обувь была почему-то без шнурков (как позже пояснил сотрудник полиции, их забирают у задержанных во избежание неприятных инцидентов). Но чувствовалось - накануне выпил более чем достаточно. Судья листает дело. Статья КоАп та же - 20.21, появление в общественных местах в состоянии опьянения. Кстати, наказание по ней - либо штраф в размере от пятисот до полутора тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

 

Из дела доставленного в суд правонарушителя выясняется, что 13 марта он уже задерживался за появление на улице в пьяном виде. За что был оштрафован на 500 рублей.

 

- Сутки ареста, - выносит решение судья.

 

Когда мужчину выводят, поясняет: «Смысл наказывать штрафом, он все равно его не заплатит, так как не работает… Пусть посидит, подумает, может, что поймет…».

 

Шесть суток за бег

 

Следующим в кабинет заводят 24-летнего парня. Руки сзади скованы наручниками, пальцы в засохшей крови. Нервно поводит плечами, переступая с ноги на ногу. Впрочем, держится спокойно, не грубит, не хамит, как нередко бывает. Выясняется, за плечами парня - криминальное прошлое. Отсидел почти три с половиной года за кражу. Когда освободился, решением суда над ним был установлен административный надзор сроком на три года. То есть, если ты под надзором, то должен являться два раза в месяц в полицию. Тебе запрещено выезжать за пределы города. А еще запрещено с десяти часов вечера до шести утра быть где угодно, кроме дома. В это время под табу кафе, бары, развлекательные заведения, парки и так далее. Поймают - снова суд.

 

Потому парень и бегал. Первый раз сбежал от полицейских. Те только-только его задержали, да только не удержали. В другой раз сбежать не удалось. Правда, до этого парня разыскивали неделю. Брали, окружив дом. Когда поймали, скрутили, на всякий случай надели наручники. Итог - шесть суток ареста. По трое за каждый случай нарушения правил надзора. Еще раз нарушит  - отправится туда, где до этого был три с половиной года…

 

Пятый и последний доставленный гражданин тоже оказался нарушителем спокойствия горожан. За прогулки пьяным по городу получил сутки ареста. Услышав решение, опечалился. «Проблемы будут на работе, - посетовал он, - выгнать могут». «А о чем раньше-то думали, когда пили-гуляли, людям спать не давали?», - спросила судья.

 

Вопрос остался без ответа…

 

О последствиях, точно, не думал.

 

Окурки городской жизни

 

Как говорит мировой судья Вера Зималина, как только на улице потеплело, исчезли частые в мировом суде «гости» - бездомные и бродяги. И меньше стало административных дел, в которых они фигурировали.

 

- Едва ли не каждый день бомжей сюда доставляли, - рассказывает она. - Они ведь что делают. Зимой на улице, естественно, холодно. В подъезды не попасть - везде домофоны и кодовые замки, под теплотрассами также греться не получается, жители сразу полицию вызывают. Заработав днем себе на еду да на выпивку попрошайничеством, они к вечеру ложатся где-нибудь на улице. Люди-то у нас сердобольные, жалостливые, сопереживающие, звонят в полицию. Наряд бомжей забирает, привозит в отдел. Там они отсыпаются, завтракают, потом в суд едут. А так как срок задержания считывается с момента доставки в отдел, так они еще и поужинать иногда успевают. Так и живут на улице…

 

А еще есть такой бомж по фамилии Антонов. Приехал из другого амурского города, какое-то время осваивался. Попрошайничал возле магазинов в центре города. Прилично так выглядел, всегда аккуратный, чистый, воспитанный. Его к мировым судьям через день да каждый день доставляли. Тоже любил «поспать на улице». Оказалось, у бомжей в городе своя иерархия, что ли. И когда этот Антонов решил навести свои порядки среди «сотоварищей», установить свои правила, его быстро «поправили» и отправили «зарабатывать» на пропитание на окраины микрорайона «Транспортный». Сегодня, говорят, выглядит он намного хуже, чем до зимы. Словно пожеванный окурок…

 

Но увидеть ни его, ни его «коллег» в этот раз в суде не довелось. Впрочем, может, это и к лучшему. Дежурство оказалось не таким длинным. Но и из ряда вон выходящего в этот день тоже ничего не произошло. В каком-то смысле - и слава богу.

Елена Гладышева

НазадАрхив