Сегодня на Амуре № 15 (20 апреля) 2016 г.


Сорок градусов в тени-3

 

проблема

 

Почти две недели прошло, как вступили в силу поправки в антиалкогольный закон. Теперь спиртное можно приобрести в магазинах с 11 до девяти часов вечера. В отдельно стоящих торговых точках, а также кафе и ресторанах - до 23 часов. Конечно, еще рано говорить, что принятые поправки повысили продажи легального спиртного и стали теснить с рынка «левый» алкоголь. Но вот чего не стали меньше покупать, так это суррогаты или различные «настойки».

 

70-процентный спирт с добавками по-прежнему доступен в любом районе города на вполне законных основаниях, в любое время, в любом количестве и, что немаловажно, недорого. Волшебную жидкость под названием «Боярышник» пока победить никому не удается. Нормы антиалкогольного закона никак не распространяются на специфическую парфюмерию и лосьоны, которая продается в продуктовых магазинах и пользуется большим спросом среди пьющих горожан.

 

Сомнительная экономия

 

К примеру, в микрорайоне «База-57» тот же «Боярышник» можно купить в четырех из пяти работающих здесь магазинах. Цена вполне либеральная - от 22 до 25 рублей за 100-миллилитровый флакон. Или тюбик. Еще пару месяцев назад данная смесь продавалась в пластиковых или стеклянных пузырьках. Однако последние, по всей видимости, производителю изготавливать стало накладно, и он перешел на более дешевую «тару» - тюбики, изготовленные из жесткого целлофана. Они-то и пользуются бешенной популярностью среди определенного контингента. Продавцы нехотя признаются: после того, как в микрорайон по программе переселения из ветхого и аварийного жилья переехали жильцы старых разрушенных бараков, оборот заметно увеличился. К тому же этот «Боярышник» - самый доступный вид спиртного для тех, кому бутылка водки не по карману.

 

К примеру, таким, как членам одного семейства из дома напротив. Познакомились возле магазина. Двое мужиков (как выяснилось, братьев - Серега и Славян) и жена одного из них Натаха попросили «добавить». «На мороженое, что ли, не хватает?», - не удержалась от иронии. «Ага, на мороженку…», - все трое беззубо заулыбались в ответ.

 

Пьют соседи по району исключительно «Боярышник». Мужчины с трудом поднимаются к магазинной двери по ступенькам - у обоих ноги болят, а один так вообще под грудь крепко держится. В магазине Серега сразу идет к кассе, протягивает продавцу деньги.

 

- Сколько? - спрашивает та, зная, что он не за мороженым пришел.

 

- Шесть, - отвечает, подтиснувшись сбоку, Славян. - И пачку пряников, - расплывается неожиданно он в улыбке. - Девушка угощает.

 

Брови продавца ползут вверх, она смотрит на меня с недоумением. Ретируюсь из магазина…

 

Выпивать компания садится на лавочке в соседнем дворе, клятвенно пообещав убрать за собой мусор. Пакет вскрывается, в пряники утыкиваются распухшие, испещренные красными прожилками носы.

 

- Удобная тара, - говорит Серега, - можно за один заход. Но мы сегодня гуляем - растянем на пару часов.

 

Славян же растягивать не стал, за пару глотков вливает в себя весь флакон. Морщится, хлопает пустым тюбиком по скамейке. Натаха следом за ним откручивает крышку, крякает…

 

- Разницы нет, что пить. Это же тоже спирт, - размышляет Серега. - В день, чтобы быть в хорошем самочувствие, мне нужно штук пять таких тюбиков. Это лучше, чем тот разбавленный ацетон, что соседка пихает.

 

Пять тюбиков лосьона, в котором содержится 70-процентный спирт - это почти две бутылки водки. Но, судя по тому, что перерыва между первым и вторым флаконом практически нет, истина о выпиваемом количестве все же где-то рядом...

 

- Сама посуди, - глаза Славяна начинают мутнеть, веки - подергиваться. - Тюб стоит 22 рубля. Если бы пили водку, то на две бутылки нужно рублей шестьсот. А тут - считай какая экономия…

 

- А не боишься, что жить недолго с таким напитком останется?

 

- У меня мужик знакомый уже полгода «Боярышник» пьет. И ничего, не сдох еще… А чего? Спать после него только хочется. Вкус от водки не сильно отличается, хотя привкус какой-то странный… А так - водка и водка. Вот мужик у нас один купил дешевую водку. Выпил, на следующий день богу душу отдал! Так что, кому как…

 

Махнув компании рукой на прощание, удаляюсь. Смотреть на такое «питие» нормальному человеку не под силу.

 

«Боярышник» не тот…

 

Тут нужно сказать, что «Боярышник» следует различать: есть косметический лосьон, свободно продающегося в торговых точках, а есть настойка, продающаяся в аптеках.

 

Лосьон «Боярышник» входит в перечень парфюмерно-косметической продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции и не является лекарственным средством (настойкой). На лосьон в магазинах, как правило, имеется сертификат соответствия, подтверждающий его качество и безопасность для использования в косметических целях. Кстати, на обратной стороне тюбика есть предупредительная надпись: «Не принимать внутрь!» и «Для ухода за жирной и нормальной кожей лица и других гигиенических целей». Состав: спирт этиловый ректификованный 70%, вода питьевая, экстракт боярышника, глицерин, отдушка. А еще способ применения - ватным тампоном, смоченным лосьоном, протереть кожу. При необходимости нанести питательный крем. Производитель - Санкт-Петербург...

 

- Какой уход за кожей? Спирт же сушит кожу! - поясняет косметолог Ольга Морозова. - В крайнем случае, такую жидкость можно использовать как локальный антисептик, ранку обработать. Ни в коем случае не на больших поверхностях кожи! В реальности лосьоны для кожи не содержат такого количества спирта...

 

Выпивка - как форма самоубийства

 

Тема алкоголизма - избита донельзя. Но актуальности не теряет. Каждый седьмой россиянин пьет самогон или дешевые аптечные настойки, медицинский спирт и паленую водку. Потому серый алкогольный рынок и перерос белый. Эксперты подсчитали: за последние четыре года хрупкий баланс между подакцизным алкоголем и контрафактом сместился в сторону последнего. А все дело в доступности, уверен главврач Белогорского наркодиспансера Валентин Расновский.

 

- «Боярышник» - это суррогат, изготовленный из спирта самого низкого качества, - говорит он. - Когда лет десять назад подобные настойки продавались везде, где только можно, мы столкнулись с ростом психозов, циррозов, проявлений различных невропатий. Все эти осложнения возникают, в первую очередь, из-за некачественного алкоголя. Тогда, помнится, в сельской местности самогонщики разорялись, потому что алкоголикам выгодней было покупать и пить эту адскую смесь.

 

Теперь мы вновь наблюдаем точно такую же картину. Так, мы с консультациями посещаем отделения горбольницы. И, как правило, в терапию нас приглашают по причинам циррозов печени. Такой диагноз - у 99 процентов людей, которые злоупотребляют алкоголем. Львиная доля среди них - это те, кто употребляет суррогаты. Смотришь, молодой парень, а уже махровый алкоголик. Многие - это деградировавшие личности. Кто-то завязывает, а уже поздно. Кто-то продолжает пить, мол, все равно недолго осталось… Для определенных слоев населения что пить - это уже не столь важный вопрос. Главное, чтобы «булькало». Вот и «булькает» - сначала водка, потом пиво, потом разные суррогаты, такие, как «Боярышник»…

 

- Раньше подход был более гуманный - лечили не болезнь, а больного, - вспоминает главврач наркодиспансера. - Любого бомжа могли отправить в больницу и насильно пролечить. И на весь курс. Сейчас свобода - пей, колись и помирай на здоровье. Твоя жизнь. Тем, кто пьет, бесполезно что-либо объяснять. Им все равно, что пить. И читать лекции о вреде алкоголя таким бесполезно.

 

…В общем, алкоголик сегодня - алкоголик всегда. И контролируемое выпивание невозможно…

 

По твердому убеждению Владимира Расновского, только полный запрет на продажу таких «боярышников» может решить проблему.

 

- Сказать, что предприниматели, которые поставляют в город такие настойки, зарабатывают большие деньги, не могу... Вряд ли. Что их заставляет это делать? Деньги, только деньги. Ничего личного, только бизнес, как-то ответил один. Мол, ведь никто же не заставляет людей это пить...

 

В борьбе за здоровую печень

 

Такой «альтернативный» алкогольный рынок - острая и больная проблема не только для Белогорска, но и для России в целом. Как говорится, «голь на выдумку хитра». Запретят «Боярышник», алкоголики найдут ему замену. Получается, что все остается на усмотрение самого человека. И если он сам решит травиться суррогатами, никто ему помочь не сможет. Пить или не пить - выбор остается всегда…

 

Но недавно стало известно, что амурское Заксобрание планирует обратиться в Госдуму с предложением ввести ограничения на продажу бытовых и медицинских жидкостей с высоким содержанием спирта, а также энергетических напитков. Законодательную инициативу планирует вынести на суд депутатов фракция «Единой России».

 

По примерным подсчетам специалистов, годовой объем продажи спиртосодержащих жидкостей в Приамурье составил около 180-200 тысяч декалитров. При этом легальная продажа алкоголя в регионе - около 600 тысяч декалитров в год. «У нас уже появилась поговорка, что боярышник лечит сердце, но садит печень», - говорит спикер регионального парламента, руководитель амурского отделения «Единой России» Константин Дьяконов. По его словам, амурские депутаты прорабатывают проект федерального закона, который должен навести порядок в продаже подобных спиртосодержащих препаратов.

 

Как отмечает спикер, на региональном уровне эти проблемы решить не получится, нужно вносить изменения в федеральные законы, в том числе в Кодекс об административных правонарушениях РФ. «Поэтому мы будем выходить с законодательной инициативой и надеемся, что депутаты Заксобрания эти предложения поддержат», - сказал Константин Дьяконов.

Елена Гладышева

НазадАрхив