Сегодня на Амуре № 16 (27 апреля) 2016 г.


«Народу русскому Господь грехи простит…»

 

интервью

 

Направляясь в Возжаевку, мы с коллегой искреннее полагали, что разговор с настоятелем прихода отцом Олегом не займет много времени. От силы минут пятнадцать-двадцать. Через неделю христиане во всем мире будут отмечать Светлый праздник Святой Пасхи, и в связи с этим хотелось задать настоятелю несколько вопросов. О сути праздника, его значении, традициях, а также о строительстве нового храма... Но как же мы ошибались!..

 

…Мы вышли из церкви, пораженные двумя вещами. Во-первых, сложно было осознать, что прошло больше часа - а мы и не заметили: время не имело там, в церкви, никакого значения. Во-вторых, стоило нам переступить порог храма и ступить на дорожку, ведущую к калитке, как шум поселка, встряхивающегося, потягивающегося, шумно пьющего утренний чай-кофе на кухнях, поглядывающего недовольно на серое прохладное утро, окатил нас точно промозглый бриз с моря. Шум должен был быть и внутри церкви. Там ведь стояли и разговаривали люди, иногда - громко. У кого-то как-то кощунственно для этого места верещал что-то модное телефон. Иногда начинал плакать ребенок. Но там мы ничего не замечали, пребывая в мире, где время и движение не имели значения. А имели значение только слова и поддерживающая, подталкивающая сила веры…

Об отце Олеге, настоятеле храма поселка Возжаевка, известно далеко за пределами Приамурья. Люди едут к нему за помощью и советами отовсюду. Не только из амурских сел-городов, но и со всего дальневосточного региона. А еще и из Москвы, Якутии, Иркутска, Нижневартовска и других. Он всех принимает, кому - дает совет, кого ругает за неправедную жизнь. Когда-то и мне довелось приехать к нему за помощью, за словом. И… помогло. Даже, можно сказать, спасло. Видно, в крови у нас, русских, это - надеяться, верить, ждать. И, завидев протянутую руку, мягкий взгляд, заслышав спокойный голос, успокаивающий, ободряющий - сбрасывать с себя оковы страха, переживаний и нетерпимости. Становиться другими, что ли.

 

- Батюшка, а как Вы пришли к Богу? - вопрошаю у настоятеля.

 

- Это интересный вопрос, - улыбается он. - У каждого своя история…

 

- А у Вас какая?

 

- У меня тоже была своя история прихода к Богу. Однажды я услышал слово, слово назидательное, целительное, спасительное. Прочитал как-то книгу, можно сказать, бесовскую, «Мастер и Маргарита» Булгакова. И захотелось мне узнать продолжение, ведь там было много недосказанного. Тогда я пошел в храм Божий и взял в руки другую книгу - Библию. А когда я ее открыл и начал читать, вдруг у меня сердце загорелось неземной радостью. И мне захотелось узнать еще больше, еще больше… я вдруг понял, как мало вообще всего знаю! И что ценности жизни не меряются материальными благами, что это намного выше.

 

- Вы уж простите за, возможно, нескромный вопрос, но сколько лет Вам тогда было?

 

- А я был как раз в возрасте Христа...

 

- И чем занимались в мирской жизни?

 

- Был шофером, работал и жил здесь…

 

Здесь, это в Возжаевке, где отец Олег родился в 1954 году. Кстати, у него четыре сына. И приход свой он строил собственными руками вместе с сыновьями. Но теперь это деревянное здание уже не вмещает в себя всех прихожан. Потому все надежды - на возводящийся вот уже седьмой год в центре села новый храм из красного кирпича. Несмотря на затянувшееся строительство (не хватает средств, - прим. автора), отец Олег радуется тому, что уже блестят золотом на солнце купола, что отливают медным блеском крыши.

 

- Мы строим этот храм, единственный в Амурской области в честь Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. А медная на храме кровля - это древний московский стиль строительства храмов. Это делается для того, чтобы люди через видимые вещи помнили историю своего государства, помнили, кто мы есть...

 

- А есть мы - русские, - ненадолго задумавшись, продолжает отец Олег. - Русский народ из нищеты духовной выползает, это чувствуется. Взять 90-е годы прошлого столетия, когда я пришел служить Богу, и взять наши годы. Я вижу более осмысленное, более бережное отношение к вере наших отцов. И хочу сказать, что те обноски заморские, в которые нас хотели одеть заморские пастыри, то ведь народ уже сбросил их, понял, кто есть кто и что за веру нам пытаются навязать. Русский народ чувствует обман. Можно один раз обмануть человека - и только. А потому Отечество наше будет стоять.

 

- А как Вы считаете, русский человек, православный, сильный духом? - задаю вопрос, но чувствую - ответ будет только утвердительный.

 

А отец Олег неожиданно начинает декларировать:

 

- Пройдет гроза над Русскою землею,

 

Народу русскому Господь грехи простит…

 

И вера в Бога всех соединит...

 

Утихнут грозные невзгоды.

 

Своих врагов Россия победит,

 

И имя русского великого народа,

 

Как гром по всей вселенной прогремит…

 

Это сказал Серафим Вырицкий (старец и прозорливец, последний духовник Александро-Невской Лавры, иеросхимонах Русской православной церкви, родился в марте 1866 года, канонизирован Русской Православной Церковью, - прим. ред.). В этих строках он воспел силу русского духа. Мы знаем, что земля русская - это удел Матери Божьей. И Россия - это есть единственная страна-крестоносец. Она не сошла с креста. А в тех странах, где с него сошли, где отвергли Крест Господен, мы видим утрату веры, упадок морали, загноение нравов... А Русь наша выстоит, и к Руси все народы придут.

 

Тут, вспоминая за чем, собственно, приехали ранним утром в Возжаевку, спрашиваю:

 

- А как же светлый праздник Пасхи? Что она для нас, русских?

 

- Что и для всех, - улыбается отец Олег и берет в свои горячие руки мои (а в храме-то холодно, осознаю неожиданно). - На протяжении семи недель поста, когда обрезаются страсти наши, укорачивается язык наш, гортань наша уже не требует чего-то там вкусного, мы жили ожиданием… А в эту неделю - Страстную, мы будем вспоминать, сопереживать страдания Иисуса Христа. Как Он был оклеветан, как был предан одним из его славных апостолов, а Иуда переводится как «славный», за 30 серебряников.

 

Мы будем идти по Его стопам всю неделю, пока в пятницу не увидим, как Его распнут на кресте.

 

И когда все вокруг начнет умолкать, угасать из-за того, что Он был отвержен всеми, предан на Крест за то, что пришел в мир, чтобы спасти грешников - весь мир погружается в ожидание. В ожидании чего? А того, сойдет ли Благодатный огонь, помажет ли нас Господь живительным огнем, не будет ли это наш последний день на земле, просветятся ли наши души? И все верующие начинают молиться, умолить милость Божью, чтобы и дальше радоваться солнечному дню.

 

Поэтому когда, наконец, наступает радостный день Светлой Пасхи, все начинают ликовать и говорить: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ!». То есть, это есть торжество жизни над смертью.

 

Почему мы верим? Потому что верим! Что за гробом есть жизнь и она бесконечна. Но чтобы получить эту радостную бесконечность, надо потрудиться здесь, на земле. Быть благополучным во всех отношениях. Навредите душе - то и пользы от прожитой на Земле жизни никакой не будет...

 

- Что Вы, батюшка, пожелаете своим прихожанам в канун праздника Светлой Пасхи?

 

- Пасхальной радости, чтобы она прибывала не только в течение года, но и во всей жизни. И помнить, что совершенность наша заключается в достижении высокого духовного развития, в приобретении Бога. Помнить, что спасают не богатства, а - вера.

Напоследок, как полагается в таких случаях, отец Олег нас благословляет, напутствуя: «Идите с миром…».

 

…Пасха - самый радостный из всех церковных праздников, самый торжественный, ибо он заключает в себе весь смысл христианской православной веры. Ее празднование начинается с пасхального богослужения, которое проходит в ночь с субботы на воскресенье. Оно совершенно особое и, как правило, начинается ровно в полночь. На пасхальной литургии все верующие стараются обязательно причаститься Тела и Крови Христовых. А после того как окончится служба, верующие «христосуются» - приветствуют друг друга целованием и словами «Христос воскрес!». Также на пасхальную службу верующие берут с собой куличи, крашенные яйца и другую еду - для освящения их во время пасхальной службы. Кстати, некоторые несут освятить и крепкие спиртные напитки, но помните - церковью это не приветствуется.

 

После пасхального богослужения начинается разговение после длительного Великого поста. Пасхальная трапеза обычно проходит в узком семейном кругу, так как ходить в гости в первый день Пасхи не принято. Начинать пасхальную трапезу нужно с освященных крашенных яиц и кулича, потом можно попробовать и другие блюда. Принимаясь за еду, нужно похристоситься со словами «Христос воскрес!», поцеловаться и обменяться яйцами; при этом дети с родителями христосуются трижды.

 

Пасха празднуется 40 дней - в память о сорокадневном пребывании Христа на земле после воскресения. На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. Наиболее торжественно отмечается первая седмица по Пасхе, называемая в народе Светлой неделей. В эти дни принято ходить друг к другу в гости, дарить крашеные яйца и куличи.

Елена Гладышева

НазадАрхив