Сегодня на Амуре № 17 (4 мая) 2016 г.


Ползарплаты на поесть

 

расходы

 

С начала этого года многие белогорцы перешли на максимально дешевые продукты питания. Продавцы констатируют: растет спрос на продукцию местного производства и продукты, которые относятся к сегменту «эконом». То есть, произведенных из сырья невысокого качества.

 

Однако и деликатесы горожане все же продолжают покупать. Правда, уже не в том количестве, как раньше. Речь идет о сырах, сырокопченых колбасах, мясных деликатесах, красной рыбе, кофе, шоколаде, экзотических фруктах и другом. При этом, как показал опрос, проведенный среди жителей города, многие стали тратить на питание больше половины своих доходов. И все чаще белогорцы отказываются от товаров не первой необходимости.

 

Подобная ситуация, заметим, характерна для всей страны. Последний раз такой баланс был в прошлый кризис 2008-2009 годов. И перспектив улучшения ситуации в ближайшее время эксперты не видят. Доказательство тому - данные оборота розничной торговли. В феврале 2016 года пищевые продукты с учетом алкоголя и табачных изделий впервые за восемь лет заняли большую часть расходов - 50,1 процент. Об этом говорится в ежемесячном мониторинге, проведенном Институтом соцанализа и прогнозирования РАНХиГС при президенте РФ. Предыдущий рекорд был зафиксирован в мае 2009 года. Тогда доля продуктов достигла 49,6% розничного товарооборота. Это говорит о том, что реальные доходы населения снижаются, бедность растет. Известно, что чем беднее домашнее хозяйство, тем большую часть бюджета оно тратит на продукты питания, поясняют специалисты.

 

Итак, наш опрос показал следующее. Полученный доход большинство белогорцев распределяют следующим образом. Сначала кредиты, потом квартплата или аренда жилья, затем следуют расходы по содержанию автомобиля (у кого он есть). На это у многих уходит до половины доходов. Следующие по списку - продукты питания и бытовая химия. Последнюю стали покупать в гораздо меньших объемах, чем раньше, при этом отдавая предпочтение недорогим российским производителям.

 

Некоторые горожане вообще перешли на режим жесткой экономии. Так, житель города Алексей Ревин (28 лет), оставшийся год назад без работы по сокращению, сегодня живет за счет подработок. Он - электрик, у которого есть свой круг постоянных клиентов. По словам Алексея, на продукты он тратит всего четыре тысячи рублей в месяц. Мужчина экономит на фруктах, изредка беря бананы и яблоки, но не на овощах. Их он покупает у родственницы в селе за символическую цену. Капуста, лук, картошка - это есть всегда. От колбас и консервов отказался давно - говорит, врачи запретили из-за больной поджелудочной. А вот мясо (чаще - курицу) ест почти каждый день. К чаю либо печет самостоятельно: шарлотку, кексы и печенье, либо покупает булочки. Его дневное меню выглядит примерно так: каша (ячневая или перовая) на завтрак, суп на обед (обязательно), на ужин - макароны с  рагу, салатом из свеклы и моркови, или тушенные овощи. Молочные продукты Алексей покупает раз в неделю. Как правило, это молоко и сметана местного производителя. Чай - преимущественно на развес, купленный на оптовой базе.

 

Конечно, есть и отступления, признается Алексей. Но он уже привык.

 

Другие же опрошенные белогорцы на продуктах не экономят. Разве что вычеркнули из списка самые дорогие. Так, бухгалтер Елена Григорова (39 лет) вынуждена отказаться от любимых кофе и шоколада. «Очень дорогими стали», - говорит она. Закупается она два раза в месяц на оптовой базе - там гораздо дешевле брать рыбу, овощи, мясо, сыр. Ее средний ежедневный чек составляет около трехсот рублей. Именно столько она оставляет в магазине каждый раз, после работы приобретая молоко, хлеб и другие продукты первой необходимости.

 

Ее коллега Светлана Кизимова (53 года) вынуждена отказаться от любимых фруктов и конфет. Их теперь заменяют практически полностью домашние варенье и джемы. Так как у нее с супругом доход невысокий, говорит, что на продукты тратится больше половины оставшихся от обязательных расходов денег. Покупать обновки и что-то другое у нее пока не получается. Средний чек - около четырехсот рублей.

 

Практически все тратит на еду и инспектор по кадрам Елена Дорошенко (48 лет). «Хорошо, успели до кризиса сделать ремонт, - говорит она. - Так что после оплаты коммунальных расходов почти все деньги уходят на еду. И откладывать на «черный день» не получается». Средний чек - около трехсот рублей. В продуктах себя не ограничивает, считая, что правильно и полноценное питание - залог здоровья.

 

Юрист Таисия Благодатская (36 лет) на вопрос, какую сумму от семейного дохода она тратит на питание, отвечает: «Практически все, что остается после оплаты коммуналки, детского сада. Выкраиваем средства, когда нужно что-то купить детям. А вот про себя пока пришлось забыть. Как и про крупные покупки». Средний чек назвать не смогла, заметив, что «на продуктах не экономим, берем практически все, что брали до кризиса».

 

В общем, жители города готовы временно отказаться от покупок одежды, обуви, отпуска за границей, но не от продуктов. О таких покупках, как автомобили, дорогая электроника, бытовая техника, мебель, сейчас мало кто думает. Любопытно, но большинство опрошенных уверены, что этот период временный, хоть и изрядно затянувшийся. И рассчитывают, что вот-вот - и все наладится…

Елена Гладышева

НазадАрхив