Сегодня на Амуре № 18 (11 мая) 2016 г.


Со слезами на глазах

 

День Победы

 

9 Мая глава Белогорска Станислав Мелюков на площади имени 30-летия Победы вместе с командующим 35-й Армии генерал-лейтенантом Сергеем Соломатиным и инспектором Министерства обороны, генерал-майором Владимиром Бородавкиным, принимал военный парад в честь 71-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Корреспондент газеты «Сегодня» Елена Гладышева наблюдала за парадом, стоя под гостевой трибуной вместе с остальными представителями СМИ, и надеялась уловить момент, который отразил бы все, что чувствуют белогорцы в этот день. И, судя по всему, уловила. Потому что таких моментов было много.

 

Рано утром

 

То, что это было 9 Мая, а никакой другой день, было ясно, стоило едва выйти из дома. К автобусной остановке шли люди, у большинства которых на одежду были приколоты георгиевские ленточки. Из центра города автобусы шли практически пустые. Но если в обратную сторону, то тогда в них и яблоку негде было упасть. Между тем на часах было только начало девятого. До начала парада - как минимум полтора часа. Но люди спешили. Молодежь, дамы и мужчины в возрасте, ребятня - одни сосредоточенно о чем-то думавшие, другие - смеющиеся, спорящие. Часть вышла на остановке «Рынок». Судя по разговору - в сторону Бессмертного полка, который формировался возле городской поликлиники. Вторая (в основном, молодежь и дети) из автобуса высыпалась в центре. По всей видимости, участники праздничной концертной программы.

 

Ну и, конечно, приближение праздника выдавало оцепление на площади. Полицейские так плотно стояли друг к другу, что шансов проскочить за периметр практически не было. Стыдно признаться, но такая бдительность была по сердцу. Ведь, в конце концов, может, кого надо и остановят…

 

За периметром ограждения, между тем, собирались горожане. И не только. Рядом с торговым центром «Москва» обособленной кучкой теснились гости из Поднебесной. Они тоже ждали. И с интересом разглядывали георгиевские ленты и значки…

 

Бессмертные и живые

 

А в двух кварталах от площади, на улице Скорикова, собирался народ. На часах еще не было девяти часов, а колонна уже насчитывала человек пятьсот. Два года назад, когда Бессмертный полк впервые прошел по улицам города, он насчитывал триста человек. В прошлом - больше. В этом - еще больше. Среди них глава Белогорска Станислав Мелюков. Он вошел в строй, держа в руках портрет, поздоровался с теми, кто стоял поблизости.

 

…Как потом стало известно, на снимке - портрет его родного дяди, младшего лейтенанта Григория Асриянц, в возрасте 18 лет погибшего в 1942 году подо Ржевом. Фото хранится в семейном архиве. По словам Станислава Мелюкова, фотографию сохранила его мама. «Из ее воспоминаний знаю, что он похоронен в братской могиле у села Долгие Нивы», - рассказал он...

 

Когда пришло время, люди, подняв вверх фотографии своих воевавших родных, зашагали. И стоило колонне повернуть на улицу Кирова, стало ясно, что их, участников Бессмертного полка, много. Полторы тысячи, это точно. К акции, простой и гениальной настолько, что сложно понять, почему ее раньше не придумали, с каждым шагом по улицам города постоянно присоединялись белогорцы. У каждого в руках были картонки с фотографиями. Реальных людей с именами, званиями, датами их жизни. Или датой их гибели. И все они - живые и мертвые - шли по городским улицам. Взрослые и дети сжимали в руках эти небольшие транспаранты и - улыбались. Всем, кто стоял вдоль дороги и смотрел в их сторону. Военным, отступавшим за боевую технику, замершей в ожидании своей очереди на главной улице города.

 

- С праздником, сынки, - говорила какая-то женщина этим бойцам. - Будьте здоровы!

 

- Спасибо, мама, - сглатывая неожиданно подкативший к горлу ком, отвечали ей парни.

 

А рядом с дедом топала девчушка и все спрашивала:

 

- Деда, а это была большая война?

 

- Да, - отвечал он ей.

 

- И у нас она была? - уточняла она.

 

- И у нас была, - говорил он.

 

- А мы победили?

 

- Победили.

 

- Немцев победили, да? - уточняла она.

 

- И немцев, и японцев, - говорил он.

 

Она, кивнув с серьезным видом, крепче хватала деда за руку, и шагала дальше…

 

Не было маршей. Не звучала музыка. Люди шли молча. Мужчины, женщины, дети. И река портретов. Эта река то растекалась по улице, то сужалась, чтобы пройти между боевых машин. И никто не спорил, никто не ругался. Померкла вся суета дня. И были мурашки по коже. Потому что до самой площади, почти километр, люди шли практически молча. А потом эта людская река остановилась. Бессмертный полк встретили барабанщицы и колонна кадетов. Тоже с фотографиями воевавших дедов и прадедов. И тут тишину нарушила музыка. Под ее звуки и приветственные хлопки зрителей участники полка прошли по площади, затем расселись на трибунах. С одной стороны сидели потомки ветеранов с военными, полувоенными и послевоенными фотографиями. С другой стороны - ветераны, их вдовы.

 

Военный парад

 

К этому времени все журналисты и операторы, бежавшие впереди полка, спешащие запечатлеть каждое мгновение, каждый его шаг, уже стояли под главной трибуной. До парада оставалось минут десять.

 

- Быстро прошли (участники полка, - прим. автора), - вздохнул кто-то рядом, - может, волновались и спешили?

 

Тут неожиданно появился глава Белогорска Станислав Мелюков. Не знаю, почему, но многие ждали, что он подойдет к трибуне со стороны кинотеатра. А потому даже растерялись. Глава же поздоровался со всеми, переговорил с начальником ГДО Виктором Липчуком и направился к трибуне. Здесь уже находились командующий 35-й Краснознаменной Армией генерал-лейтенант Сергей Соломатин, инспектор Министерства обороны, генерал-майор Владимир Бородавкин, зампредседателя Правительства Амурской области Галина Бурмистрова, председатель горсовета Виктория Гратий, ветераны Петр Кононенко, Леонид Дремов и Михаил Шатков. Спустя пару минут, в 9.55, на площадь, чеканя шаг, вышла знаменная группа из числа лучших военнослужащих 165-й артиллерийской бригады, которая несла Государственный флаг Российской Федерации, Знамя Победы и Флаг Министерства обороны. Спустя еще минуту раздался бой курантов. Парад начался.

 

Итак, Белогорск - один из 26 городов России, где парад проводится с участием военной техники. Принимал парад командующий 35-й Армией генерал-лейтенант Сергей Соломатин. Командовал прохождением войск и техники первый заместитель командующего армией, генерал-майор, начальник штаба Константин Касторнов.

 

Объезд войск и минута молчания, торжественное прохождение парадных расчетов. В параде приняли участие около тысячи военнослужащих округа и двадцать шесть единиц военной техники. Впервые за всю историю парада в нем принимали участие только военнослужащие по контракту. Сразу скажу: отшагали они неплохо. За что их командиров потом поблагодарил командующий.

 

По центральной площади Белогорска 9 мая прошли офицеры управления 35-й Армии, колонна 71-й зенитной ракетной бригады, воины гвардейского Витебского мотострелкового соединения, артиллерийская бригада, парадные расчеты ордена Красной Звезды бригады управления, парадный расчет 35-го полка радиационной, химической и биологической защиты, отдельный радиобатальон особого назначения, парадный расчет бригады материально-технического обеспечения Восточного военного округа.

 

Затем под гул мощных двигателей на площадь вышла колонна боевой техники. В строю - комплексы «Град», наследники легендарной «Катюши», реактивные системы залпового огня «Ураган», зенитно-ракетные комплексы «Оса», расчеты самоходных противотанковых комплексов «Штурм-С», танки Т-72БЗ, самоходные артиллерийские установки «Акация»,        самоходные артиллерийские установки «Гиацинт». Впервые в параде участвовали высокомобильные бронеавтомобили ГАЗ-3937 «Водник», предназначенные для перевозки личного состава и буксировки техники в сложных боевых условиях.

 

Земля дрожала под этими грозными машинами, а люди с жадностью всматривались в технику. И чувствовали: теперь ничего не страшно. И верили, что эти ребята, шагающие и поющие про Победу, не допустят, чтобы произошло что-то страшное...

 

И кого позже не спросила - всем парад понравился. Но по-другому, вообще-то, и быть не могло.

 

А потом под музыку на площадь выбежали дети. Театрализованная массовая композиция «Этот День Победы!» вызвала бурю эмоций. Так трогательны были девчушки, подвязанные косынками, бегущие к мальчишкам в военной форме.

 

- Кино идет, воюет взвод, далекий год, на пленке старой… - неслось из динамиков. А дети, тем временем, воссоздавали хронику военных лет. Ветераны прижимали руки к груди, вытирали слезы. И вместе с остальными зрителями вздрагивали, когда над площадью грохотал дневной фейерверк…

 

Каша - жизнь наша

 

После военного парада и музыкального представления для горожан было устроено традиционное угощение солдатской кашей. Полевые кухни военнослужащие 35-й Армии развернули в нескольких точках города. Три из них у площади им. 30-летия Победы, две - в горпарке, еще одну - для ветеранов в сквере за кинотеатром «Россия».

 

В этот день горожане съели пять тысяч порций каши. На ее приготовление ушло 696 банок тушенки, 225 кг гречки, 36 кг масла, пять кг соли, а также по 15 кг моркови и лука. Плюс - чай. Чтобы его заварить, понадобилось 50 кг сахара и пять кг чая. Кстати, было съедено триста буханок хлеба.

 

И это был бы завершающий момент праздничного дня, если бы не ветераны. Их к палаткам, где расставили столы и подавали солдатскую кашу, вели под руки сыновья, внуки, правнуки. Опустившись на скамьи, они водили уставшим взором по сидевшим рядом. А потом приободрялись. Отдохнув пару минут от полученных на площади впечатлений, они брали подносимые тарелки и, вдыхая восхитительный гречневый аромат, улыбались. А выйдя из палаток, рассказывали к обращавшимся к ним журналистам, где их застала война, а где - весть о победе. Что они чувствовали и что пережили. Удалось ли повоевать или пришлось работать в тылу. А неподалеку стояли их близкие, внимательно следящие за происходящим. На их лицах читалась гордость. И это производило сильное впечатление. Потому что именно вот так и должно быть. Праздник со слезами на глазах, с гордостью в сердце.

НазадАрхив