Сегодня на Амуре № 27 (13 июля) 2016 г.


Квартирный вопрос довел до тюрьмы

 

приговор

 

29 июня апелляционная инстанция Амурского облсуда поставила окончательную точку в деле белогорских «черных» риелторов. Приговор в отношении четырех жительниц города, на протяжении многих лет занимавшихся махинациями с муниципальными и приватизированными квартирами, вынесенный в октябре прошлого года белогорским федеральным судьей Ольгой Василенко, оставлен в силе.

 

63-летняя Людмила Рупасова в колонии общего режима проведет пять лет, 43-летняя Татьяна Колесник - три года. 47-летняя Ирина Костенко и 51-летняя Ирина Улько свой срок будут отбывать условно. В течение трех лет им предстоит быть на виду у сотрудников полиции, не совершать правонарушений и не менять место жительства.

 

Рассмотрение громкого уголовного дела длилось почти два года. Четырех мошенниц обвиняли в том, что они «приобретали право на чужое имущество путем обмана по предварительному сговору в крупном размере». В списке незаконно приватизированного и проданного жилья - десять квартир, разных по степени благоустроенности. По признанию старшего помощника прокурора города Белогорска Ирины Волошиной, выступившей на суде в качестве гособвинителя, это дело было одним из самых нелегких в ее практике. И не только потому, что обвиняемые предпринимали все для того, чтобы запутать следствие, и, будучи уверенными в своей безнаказанности, вели себя соответственно. Преступницы фактически оставили несколько семей без крыши над головой, с опустошенными кошельками после совершенных сделок с недвижимостью. Другим пришлось возвращать свое жилье через суд.

 

Как следует из приговора, первая незаконная сделка по купле-продаже квартиры была совершена еще в 2004 году. Людмиле Рупасовой и ее сообщницам стало известно, что несколько муниципальных квартир в доме по ул. Вокзальная, 31 остались без жильцов. Сначала по поддельным документам они приватизировали одну квартиру, затем - еще две. Позже незаконно были приватизированы квартиры по адресам: ул. Чехова, 49-19, ул. Южная, 2-188, ул. Железнодорожная, 20-6, Транспортная, 63-9. Еще в трех случаях мошенницы по подложным документам переоформили жилье на себя и продали, оставив собственников без квадратных метров. В том числе фактически без крыши над головой остались две семьи - две сестры с детьми, зарегистрированные в квартире N19 по ул. Ленина, 44, пустовавшей после пожара. Людмила Рупасова пообещала им разменять жилье на дом и небольшую квартиру, а в результате оставила ни с чем.

 

Осталась без квартиры N 13 по ул. 50 лет Комсомола, 31 и сирота, вернувшаяся в Белогорск через несколько лет после смерти матери. Девушка наткнулась на массивную железную дверь, преграждавшую ей путь в дом. Соседи рассказали, что тут уже давно живут другие люди. Сирота выяснила, что квартира каким-то образом перешла в собственность абсолютно постороннего человека. Она обратилась с жалобой в прокуратуру. Когда же началась проверка, выяснилось, что все документы на квартиру - поддельные. Узнав о проверке, «черные» риелторы нашли сироту и предложили ей решить конфликт. Они подарили ей ее же квартиру по договору дарения. Взамен попросили забрать заявление. Кстати, Татьяна Колесник сопровождала сироту до прокуратуры, чтобы удостовериться, что проблема решена…

 

По словам старшего помощника прокурора Белогорска Ирины Волошиной, подсудимые действовали четко и слаженно.

 

Они обдуманно подходили к совершению махинаций. Тщательно собирали информацию о пустующих квартирах, кто в них зарегистрирован, жив ли этот человек и где живет. «Особое» внимание они уделяли алкоголикам или наркоманам. Старательно отбирали они и тех, кого можно было использовать в мошеннических схемах при оформлении документов. Все сделки проворачивались, в основном, через знакомых, родственников, тех, кто чем-то был обязан Людмиле Рупасовой, тех, кто боялся ее.

 

Для незаконной приватизации подделывались справки из паспортного стола, оформлялись подложные бланки договоров соцнайма, заказывался техпаспорт. С этими документами они обращались в комитет имущественных отношений за договором передачи жилья в собственность…

 

Так квартира приватизировалась. Все подписи подделывались, а сделки в основном совершались по доверенности. Привлеченные обманным путем к махинациям горожане, как правило, сами подписывали все документы в присутствии «черных» риелторов. Так, одна из свидетелей рассказала, что как-то ей позвонила Людмила Рупасова и сообщила, что «необходимо подписать документы, связанные с работой». Женщина некоторое время работала у нее, поэтому ничего не заподозрила. Не поняла она, в чем дело даже тогда, когда ее на машине привезли в управление юстиции. Там в одном из кабинетов ей дали подписать документы. На вопрос: «Что это?» Людмила Рупасова сказала ей, что оформляет покупку квартиры, что ничего противозаконного в этом нет, и никакой ответственности та не понесет.

 

- Так как регистратор молчала, опустив голову, то я и расписалась в тех документах, - поясняла следователям свидетель. - Я ведь никогда не сталкивалась с куплей-продажей квартир, поэтому посчитала, что выступаю в качестве поручителя…

 

Другой свидетель показал, что документы он подписывал, находясь на лечении в больнице. Третий подписал документы, даже не подозревая о том, что он является собственником благоустроенной «двушки», которую, согласно документам, подарил одной из преступниц…

 

Осознание серьезности произошедшего пришло значительно позже, когда спустя некоторое время их стали вызывать на допрос в полицию. На вопрос, как они могут объяснить свои действия, свидетели клялись, что ничего не знали, что обвиняемая использует их. «Она очень уважаемый человек в городе, мы не думали, что может заниматься незаконной деятельностью» - объясняли они следователям. И в один голос твердили, что при общении с Людмилой Рупасовой попадали под ее влияние, становились безвольными. Многие свидетели указывали на умение Людмилы Рупасовой манипулировать людьми, убеждать их, заставлять действовать так, как нужно... А некоторые попросту боялись. Боялись настолько, что отказывались идти в суд, чтобы выступить на нем. «Я боюсь, у меня дети, мне здесь еще жить», - как-то заявила одна из женщин, вызванных на допрос в качестве свидетеля…

 

После оформления права собственности на недвижимость в госрегистрации «риелторши», как правило, квартиры продавали. Следствие установило, что за двенадцать лет были незаконно приватизированы на подставных лиц и проданы восемь муниципальных квартир. Тем самым городу был причинен огромный материальный ущерб, исчисляемый несколькими миллионами рублей.

 

К моменту рассмотрения дела в суде четыре квартиры были расприватизированы и в установленном законом порядке перешли в собственность граждан, имеющих на это право. Судьбу еще четырех квартир, которые муниципалитет потерял из-за мошеннических действий «черных» риэлторов, будет решать суд. Как сообщили в комитете имущественных отношений горадминистрации, в настоящее время специалисты комитета готовят иски о признании сделок по отчуждению муниципального имущества недействительными и возврату их в муниципальную собственность.

 

Судьба еще двух квартир, обманным путем выставленных на продажу в обход собственников и наследников, следующая. Одну из них хозяину удалось вернуть через суд. Однако на это ушло два года и более 150 тысяч рублей, которые были потрачены на адвоката. Эту сумму он и попросил взыскать с Рупасовой. Суд данные требования удовлетворил.

 

Вернуть вторую квартиру собственнику уже не представляется возможным. Поэтому ее стоимость и расходы на адвоката в сумме 1400 тысяч рублей по решению суда взыскана с «черных» риелторов.

 

За то время, пока длилось следствие, а затем судебное разбирательство, были опрошены десятки свидетелей, изучены сотни документов, проведены многочисленные экспертизы. Участниками процесса стали многие белогорцы - от простых жителей, так или иначе знакомых с обвиняемыми, родственников и друзей подсудимых, работников городской администрации и паспортного стола управляющей компании до специалистов Белогорского отдела управления Росеестра по Амурской области, МУП «Белогорсктехинвентаризация», сотрудников полиции и других.

 

Выступая на процессе в качестве гособвинителя, старший помощник прокурора Белогорска Ирина Волошина просила суд назначить обвиняемым наказание, связанное с изоляцией от общества. А именно Людмилу Рупасову, обвиняемую в незаконных сделках с девятью квартирами, отправить за решетку на срок восемь лет лишения свободы, Татьяну Колесник (за сделки с тремя квартирами) - на пять лет, Ирину Костенко - на четыре года, а Ирину Улько - на два.

 

Мошенницы с доводами обвинения не согласились, показания свидетелей не признали. На суде они заявили, что они действовали в интересах горожан, просили вынести оправдательный приговор, настаивали на отсутствие состава преступления, говорили, что на скамье подсудимых должны сидеть не только они, но и некоторые свидетели... Правда, о том, что в результате их махинаций некоторым людям пришлось нанимать адвокатов, продавать имущество, чтобы возместить потери, умолчали.

 

Приговор суда был суров. Белогорские «черные» риелторы получили реальные сроки. И этот приговор высшая судебная инстанция оставила в силе. Теперь двое обвиняемых будут отмерять квадратные метры в тюрьме своими ногами, еще две - находится под постоянным полицейским надзором.

Елена Гладышева

НазадАрхив