Сегодня на Амуре № 3 (27 января) 2016 г.


Лариса Синько: «За последние семь лет Белогорск привлек почти 6,8 миллиарда»

 

интервью

 

Бюджетные обязательства, планы, сложности и возможности. Начальник финуправления Лариса Синько подводит итоги прошедшего финансового года. Проанализировав бюджетную политику за последние годы, корреспонденту газеты «Сегодня» Светлане Саенко она призналась: вопреки трудностям, прирост колоссальный.

 

- Лариса Васильевна, завершился очередной финансовый год. Каким был 2015-й с точки зрения муниципального финансиста?

 

- Год был сложным. Мы, наверное, впервые не выполнили плановые показатели по налогу на доходы физлиц. Имея итоговые данные, можно сказать, что бюджет не добрал порядка 3% от плана. А если учесть, что этот налог -  основополагающий доход местного бюджета (он составляет порядка 75% от поступивших налоговых доходов), то, конечно, его потери сказались на исполнении тех обязательств, которые муниципалитет изначально стремился выполнить в течение всего финансового года. Имею в виду и своевременность расчетов по платежам, и сокращения объемов финансирования ряда проектов.

 

- С чем связываете недополучение основного налога?

 

- С общей ситуацией в мировой экономике, стране, регионе. Все предприятия и организации «заточены» на оптимизацию расходов. Как результат, реструктуризация на объектах железнодорожного транспорта, вывод на аутсорсинг обслуживающего персонала предприятий РЖД и федеральных учреждений, сокращение, перевод работников на сокращенный рабочий день на градообразующем предприятии ОАО «Мост-Восток», рост «теневой» заработной платы в субъектах малого и среднего предпринимательства. В целом, недобор НДФЛ составил почти 18 миллионов. Объем поступившего - 279 миллионов рублей. Но это, кстати, на 2,3 млн рублей больше, чем годом ранее.

 

- Но еще лет пять назад в количественном выражении сумма НДФЛ была больше. Почему сейчас меньше?

 

- Дело в том, что в 2012 году область вдвое снизила городу норматив отчислений по этому налогу. Если раньше в городе оставалось 44 процента налога, то сейчас всего лишь 22,6 процента. То есть, если бы он оставался на прежнем уровне, то только НДФЛ мы бы получили 550 миллионов.

 

- Как действовал финорган в сложившихся условиях?

 

- Финансовое управление еженедельно проводило мониторинг исполнения доходной части местного бюджета, с обязательным анализом поступлений за аналогичный период 2014 года. Все усилия администрации по поручению главы Белогорска были сосредоточены в 2015 году не только на выполнении плана мероприятий по мобилизации налоговых и неналоговых доходов, но и оптимизацию расходов. Принятие новых обязательств осуществлялось только в рамках бюджетного законодательства, а выделение дополнительных ассигнований только на реализацию ряда важных направлений - за счет внутреннего перераспределения бюджетных средств. Экономия, сложившаяся при размещении муниципальных заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг изымалась у распорядителей средств и перераспределялась на социально значимые расходы. При этом с целью снижения кредиторской задолженности, для покрытия дефицита местного бюджета неоднократно привлекались кредиты в кредитных организациях.

 

- Долги существенные?

 

- По сравнению с самим регионом, где, как известно, долги сравнялись с объемом самого областного бюджета, у нас далеко не так критично. Но все-таки мы понимаем, что это «болевая точка». По состоянию на 1 января 2016 года объем всех долговых обязательств составил 225 миллионов рублей. Это в рамках действующего законодательства и допустимо.

 

- Основная доля - это банковские кредиты?

 

- Они составляют 214 миллионов рублей. В целом скажу, что Белогорск пользуется услугами банков уже длительный период. Без заемных средств в настоящее время, с учетом ситуации, сложившейся в регионе, невозможно обеспечивать те обязательства, которые город на себя принял. Это и возведение социальных объектов, и софинансирование региональных, федеральных программ в сфере ЖКХ, образования, культуры, спорта. Своевременное гашение взятых ранее кредитов обеспечивает муниципалитету положительную кредитную историю. Банки охотно работают с Белогорском. Муниципальные контракты заключались под процентные ставки от 11 до 13,48 процента. Однако, в условиях понижения доходной части бюджета, это - серьезная нагрузка. Администрация предпринимает все шаги, чтобы заменить банковские кредиты на бюджетные.

 

- В чем эти меры заключаются?

 

- С целью снижения долговой нагрузки на местный бюджет просим субъект рассмотреть вопрос о возможности предоставления бюджетного кредита в 2016 году в объеме 150 млн рублей на замещение кредитов кредитных организаций. При этом у нас нет просроченных долгов ни по заработной плате, ни по коммунальным услугам, ни по текущим платежам обеспечения деятельности муниципальных предприятий. В случае, если субъект не окажет поддержку, есть и резерв. Белогорск стал единственной территорий Амурской области для работы с федеральным казначейством по предоставлению краткосрочных кредитов под 0,1%. В качестве «пилотного» проекта, кстати, предлагалось выступить и областному центру, однако Благовещенск отказался.

 

- А Белогорск?

 

- Если в двух словах, то Белогорск увидел в этом резерв на сокращение расходов по обслуживанию долга коммерческих кредитов. Проще говоря, у города появилась возможность брать у федерации краткосрочные займы под практически нулевую ставку. Это существенная поддержка бюджета. В течение всего 2015 года отрабатывался новый механизм кредитования муниципального образования. Отработан колоссальный объем документов, проведена полная апробация процесса: от привлечения средств до их использования и возврата. Поэтому есть надежда, что в 2016-м году муниципалитет сможет рассчитывать не только на себя, на свои внутренние ресурсы.

 

- Кстати, о ресурсах. В начале беседы Вы отметили, что недобор по НДФЛ составил 3%. Но ведь 97% то собрали. Что по неналоговым доходам?

 

- Безусловно, в современных реалиях недобор всего в 3%, с учетом всего вышесказанного, - это показатель грамотной финансовой политики главы города, администрации. Ведь по большому счету, органам местного самоуправления удалось выполнить (и даже по ряду позиций перевыполнить) плановые показатели бюджета. К примеру, налоговые доходы (земельный налог, налог на имущество физлиц, ЕНВД, патент) выполнены более чем на 100% и поступили в бюджет 2015 года в объеме более 165,3 миллионов рублей.

 

Кстати, проведя сравнительный анализ последних семь лет и аналогичного периода с 2002 по 2008 годы, можно сказать, что только по сбору земельного налога показатели увеличились почти в шесть раз, по имущественному налогу в 17 раз! При этом могу отметить, что за последние семь лет муниципалитет (в условиях то мирового финансового кризиса, то санкций) умудрился привлечь на свою территорию федеральных и областных средств на сумму 6,8 миллиардов рублей! И все эти деньги направлены на развитие города. Достичь этого, безусловно, не удалось бы Белогорску без волевых и, главное, своевременных решений главы города.

НазадАрхив