Сегодня на Амуре № 30 (3 августа) 2016 г.


Жизнь на окраине

 

рейд

 

Очерчивая повороты судьбы героини своего романа «Анна Каренина», великий русский классик Лев Толстой написал: «Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Вот только корень всех бед поразительно схож и в обществе ничего не меняется веками. Что и дает возможность говорить: человек во всем виноват сам…

 

Каждая история, про которую рассказали инспекторы в очередном совместном с журналистами ООО «Город-ТВ» рейде по неблагополучным семьям, достойна переложения в сценарий для какого-нибудь фильма. В них есть все: недопонимание, проблемы, попытки бросить все и начать сначала, взаимоотношения отцов и детей, поиски счастья.

 

А еще есть то, что уравнивает, словно под гребенку - зависимость от спиртного. И становятся женщины похожими друг на друга, приобретая одинаковый землистый цвет лица, который несведущий назовет «загаром», углубившиеся в провалы алкогольного тумана глаза, водянистые мешки под ними, сеть глубоких морщин… И стоит перед тобой женщина 35 лет от роду, а у тебя ощущение - что тетка лет сорока пяти - пятидесяти.

 

Впрочем, с мужчинами та же картина. Правда, попадаться на глаза проверяющим они не спешат, предпочитая предоставлять отчитываться перед инспекторами полиции своим женам, а чаще - сожительницам.

 

И те отчитывались, рассказывая, как прекрасно у них строится жизнь, делясь планами и гордясь тем, что «вот уже два дня как - ни-ни»…

 

Не обремененные работой

 

Первый адрес - дом по улице Тимирязева. Две калитки, четыре квартиры. В первой половине заливаются лаем собаки, с остервенением бросаясь на забор. «Кто там?» - раздается женский голос. «Полиция!» - «Дома никого нету!», - раздается в ответ. В окне периодически отодвигается тряпка, выполняющая роль шторки, из-за которой выныривает на секунду-другую детское лицо. Инспекторы продолжают стучать. «Очевидно, порядок наводят, - поясняет Светлана Фотеева, старший инспектор ПДН. - Так частенько бывает».

 

Инспекторы кружат вокруг дома, стуча то в одни окна, то в другие. Лишь спустя полчаса появляется одна из обитательниц неопределенного возраста по имени Жанна. Лицо - с показательными признаками затянувшегося алкоголизма. Но трезвая. «Все уехали в город», - поясняет она проверяющим. И неожиданно с раздражением замахивается на камеру телеоператора: «Это что, убери, а то счас…».

 

Инспектор ее успокаивает: «Не переживай, не покажут, если не захочешь». Жанна меняет гнев на милость. И уже спустя пару минут рассказывает на камеру про свою жизнь, про проблемы, про свою соседку, к которой, собственно и приехали с проверкой инспекторы.

 

«Куда уехали? В город. Зачем? А кого это много интересует?». Светлана Фотеева спокойно поясняет: «Нас, приехали проверять, как живете, как детей в школу собираете».

 

Из дальнейшего разговора становится ясно, что Жанна проживает вместе с семьей, состоящей на учете, как неблагополучная. По ее словам, хозяйка вместе с детьми поехала на школьную ярмарку, чтобы купить все необходимое к учебному году. Беседа заканчивается приглашением: «Ну, если что, приезжайте еще раз». «Обязательно», - отвечает Светлана Фотьева, а уже в машине поясняет: «Обычно она по-другому общается, мат через слово. А сегодня ничего…».

 

Про живущие здесь семьи инспекторы говорят: работой взрослые себя не обременяют. Вообще основная проблема неблагополучных семей и головная боль для общества заключается в том, что многие привыкли жить за счет социальных пособий и льгот, отказываются работать, сидя дома, начинают пить. И им не до детских чаяний и надежд. Уж тем более не задумываются, какое будущее готовят своим отпрыскам, заботясь больше о своих нуждах. Потому детей в ту же школу, как правило, собирают за счет поддержки муниципалитета и помощи неравнодушных горожан, понимающих, что малыши-то не виноваты, что растут в таких семьях...

 

Спать мешаете!

 

Следующий адрес - дом по улице Краснофлотской. Визит комиссии потревожил сон живущей здесь семьи. И родители, и дети все еще спали. Сначала на стук из окна выглянул мальчишка-подросток, затем на крыльцо вышла заспанная женщина. «И что вас нелегкая принесла так рано?» - заявила она инспекторам. «Одиннадцатый час, где ж рано?», - апеллируют те. Но хозяйка не смущается, заявляя, что в это время они всегда еще спят. Женщина садится на завалинку, трет глаза. Делится, что вчера отмечали с мужем 15-летие совместной жизни, застолье затянулось: «Муж три с половиной тысячи заработал, накупил всего, решили праздник отметить».

 

Однако, по словам соседей, праздник в этой семье каждый день. Вот и выясняет инспектор, почему не нашла себе до сих пор работу, где трудится супруг, есть ли деньги, собирают ли детей - их в этой семье двое - в школу. Женщина клянется, что «к школе готовится, но все времени не хватает, огород требует внимания». Инспектор оглядывается: придомовой участок засажен наполовину. Рядом с домом - трава по пояс. В ней утопает лачужка, по-видимому изначально предназначенная под летнюю кухню. Но со временем она почернела, а дверь, наглухо закрытая, судя по всему, уж давно не открывалась. К тому же перед ней под навесом свой приют нашли два худых молодых пса, прерываясь между гавканьем, чтобы нещадно погрызть на себе блох.

 

Постепенно стоять перед домом становится невыносимо. Из уличного туалета без двери распространяется вонь. Запах режет по глазам, заставляет задерживать дыхание, и в поисках спасительного места вальсировать по двору. Но хозяйку дома это, похоже, не смущает. Выясняется, что предыдущие хозяева пытались привести дом в порядок, вставили новые окна, поменяли двери, но закончить начатое не успели. Наследников же эта незаконченность и откровенный бардак не особо волнует. Как и то, что думают о них окружающие. Главное - чтобы жить и спать не мешали.

 

Нищета и грязь

 

К другому адресу сотрудники полиции протоптали незарастающую тропу. Причина их беспокойства - не только пьянство родителей, но и ужасные условия проживания, грязь и беспорядок. В таких условиях живут трое детей. Правда, сами родители ничего плохого в этом не видят, говорит Светлана Фотьева.

 

Но застать дома никого не удается. Открытая калитка, открытый дом. Рыжая кошка, злостно мяукающая на пришедших. Трава по пояс во дворе, частично засаженный и давно не полотый огород. Грязная посуда на еще более грязном столе. Видавшие виды детские вещи и игрушки. Замусоленные тряпки на окнах. Откровенная и не прикрытая хотя бы намеком на попытки прибраться нищая жизнь одной белогорской семьи. И - тишина…

 

Обойдя все вокруг, инспекторы покидают безлюдный двор, лишь разводя руками.

 

- Основная проблема - это алкоголь, - говорит Светлана Фотьева. - Принудительно лечить людей от алкоголизма запрещает законодательство. В некоторых случаях неблагополучные семьи - это наследственное. Ведь сделать из человека алкоголика очень просто. Сидят за столом взрослые, рядом с ними - дети. Взрослые наливают себе спиртное, а ребенку говорят: «Тебе еще рано». Фактически закладывая этой фразой понимание того, что придет время и тебе можно будет все, что хочешь. Поэтому наша задача - держать на контроле то, как такие проблемные, неблагополучные семьи проводят время, чем занимаются дети. И, конечно, проверять жилищные и бытовые условия. Нередко попросту заставляем навести хоть какой-то порядок.

 

Ласточкино гнездо

 

На очереди - последний адрес по Авиационной. Двухквартирный дом находится в самом конце улицы. Первая половина - обжитая, видно, что жильцы заботятся о своем крове.

 

Вторая выглядит куда хуже. В окнах темнота, одно разбито, завешено тряпками.  На стук в первое, целое окно раздается детский голос: «Кто там?». Слышатся детские голоса, переходящие сначала в смех, потом сразу в плач, затем - покашливание. Дверь открывать мать детей Наталья. Сразу же напускается на оператора: «Не снимайте меня, а то не пущу в дом!». Ее заверяют, что никто снимать не будет.

 

Из полуразрушенного (или недостроенного, сложно понять) предбанника - внутрь нового жилья многодетной мамаши. Нового потому, что еще неделю назад она жила в районе базы-57, снимая квартиру на первом этаже в одном из домов, построенных по программе переселения.

 

Предоставленные сами себе старшие дети бегали по району, выклянчивая в расположенных здесь магазинах у покупателей то шоколадку, то булочку. Младшая, с красивым именем Россия, сидела дома. Девочка - инвалид, плохо понимает опасность окружающего мира. В прошлом месяце довелось стать свидетелей опасной ситуации, в которую та попала. Пока старшие сестры бегали по району, а мать спала, Россия, встав в открытом настежь окне, собиралась шагнуть гулять. И на все слова, крики: «Нельзя, убьешься!», только смеялась и твердила: «Хочу гулять!».

 

Минут пятнадцать пришлось стоять под окном с раскрытыми руками, крича и зовя непутевую мать. Пока не появилась старшая сестра, которая как обезьянка вскарабкалась по стене дома в окно первого этажа, залезла в квартиру и принялась будить мать. Но та, по всей видимости, была пьяна, так как в ответ раздавалось лишь возмущенное бормотание. Потому стаскивать Россию с окна пришлось ее сестре. Как и закрывать окно...

 

Но в ответ на вопрос: «Как же так получилось, что дите осталось без присмотра?», Наталья лишь огрызнулась: «Работу искать ходила». И замечание, что не работу искала, а спала пьяная, проигнорировала.

 

Тем временем инспектор обходит жилье. Квартира большая, но порядка явно не хватает. И ремонта.

 

- Ремонт мы будем делать, - заверяет женщина. - Мы только переехали.

 

И откровенничает. Мол, встретила мужчину, ему 35 лет, работает. А с прошлым не сложилось, никак не могла от него родить. Вот, нашла помоложе. Да и жилье у него…

 

Светлана Фотьева слушает, улыбаясь. Интересуется, что с подготовкой к школе.

 

- Собираемся собираться, - заявляет Наталья. И продолжает:

 

- Сейчас вот, обустроимся, и пойдем. А дети пока отдыхают, бегают по округе, черемуху долбают. Ну, это ничего, витамины ведь…

 

Тут инспекторы обращают внимание на гнездо, свитое прямо в стене коридора. Женщина улыбается: «Да, ласточка тут жила, но потом улетела. Так что у нас дом - как ласточкино гнездо».

 

Инспекторам остается только подивиться.

 

Правда, остальное увиденное для них куда более привычно, чем птичье гнездо в доме. И многое не радует.

 

-  Родители в таких семьях утверждают, - говорит старший инспектор ПДН Светлана Фотьева, - что к школе детям своим все купили. Однако ничем это подтвердить не могут. Вопрос в том, есть ли вообще денежные средства у части семей. Возможно, надо будет им оказывать какую-то материальную помощь, чтобы собрать детей к школе. Как обычно это и бывает…

Елена Гладышева

НазадАрхив