Сегодня на Амуре № 30 (3 августа) 2016 г.


Выбор быть проводником

 

профессия

 

Наша жизнь - это дороги. Иногда со сложным движением, крутыми поворотами, ухабами и огоньками вдалеке. А еще - люди, с которыми постоянно сталкивает судьба. Кто-то пролетает в ней, как мотылек, исчезая вдали, как в огне, не оставляя воспоминаний. А другие, наоборот, вкипают в нашу память, как сплав неведомого металла. И у каждой дороги своя роль, свое значение. Есть у Татьяны Редько своя дорога - железнодорожная. И это не просто ее работа. Это жизнь. Накануне Дня железнодорожника проводник ОАО «РЖД» Татьяна Редько открыла корреспонденту газеты «Сегодня» Елене Гладышевой некоторые секреты своей профессии.

 

- Татьяна, как Вы считаете, с чего начинается железная дорога?

 

- Если театр начинается с вешалки, то, думаю, железная дорога - с вокзала. Каждый человек начинает путешествие с билетной кассы, зала ожидания и пассажирской платформы. А потом путешественников встречаем мы. И здесь не важно, как далеко едет человек - до соседней станции или на другой конец страны.

 

- Прежде чем стать проводником, Вы многие годы работали кондитером. Как так получилось, что сменили сладкое на путешествия?

 

- Двенадцать лет назад производство на комбинате хлебопродуктов, на котором я работала, остановилось. Пришлось искать новое, так сказать, призвание. Я его, впрочем, недолго искала. Мне неоднократно приходилось путешествовать на поезде. Цели поездок всегда были самые разные, но сидя в своем купе и плацкарте, я ненадолго забывала о насущных проблемах, погружалась в вихрь дорожных приключений... Вот и решила: а почему бы не стать проводником? Но, наслаждаясь в купе горячим чаем и красивыми пейзажами, проносящимися за окном, я наблюдала лишь за узким кругом обязанностей проводника. Как правило, это проверка билетов, выдача постельного белья, разнос чая или кофе и так далее. Нет, я понимала, что это далеко не все. Как показала жизнь - работа проводника не менее ответственная, тяжелая и важная, как и работа машиниста, диспетчера или стрелочника. От проводника многое зависит: не только комфорт физический, чтобы было чисто, уютно, а чай всегда горячий, но и комфорт эмоциональный.

 

И, конечно же, мы ответственны за людей.

 

- Что все-таки самое сложное в работе проводника?

 

- В первую очередь, сложно в психологическом плане, ведь необходимо подстроиться под настроение каждого пассажира, найти к нему подход, создать здоровую атмосферу. Поэтому всегда надеешься, что пассажиры понимают, что во время поездки важно источать позитив, а не изливать вокруг себя желчь и злобу.

 

- И с какими людьми чаще работа сталкивает?

 

- С абсолютно разными. Бывают откровенно агрессивные граждане, бывают добрейшей души люди. Но со всеми проводник обязан быть особенно внимательным.

 

- Татьяна, Вы - проводник поезда «Благовещенск-Чита-Москва». Вы всегда на нем ездили?

 

- Нет, что Вы! Начинала я с поездок на фирменном пригородном поезде «Белогорск-Благовещенск», помните, был такой, назывался «Приамурье». Затем - «Благовещенск-Адлер». Но их со временем отменили.

 

- Дальние поездки больше любите?

 

- Если говорить про Адлер, то это было одно из лучших направлений в моей работе. Красивые большие города, невообразимо шикарная природа, солнце, фрукты… Это летом, конечно. Но и в другое время года всегда было на что посмотреть. Я познакомилась с огромным количеством людей в разных городах, мы до сих пор со многими общаемся. И даже ездим к ним в гости.

 

- Не могу не удержаться, чтобы не спросить: люди западной части России сильно отличаются от «восточников»? Мы - разные?

 

- Однозначно. За годы работы на железной дороге я убедилась: самые простые и душевные люди живут после Новосибирска и дальше на восток. А вот начиная с Екатеринбурга - наоборот. И это различие сильно проявляется в отношении к нам, проводникам. Чем ближе к западу, тем меньше слышим спасибо, реже улыбки, больше претензий и недовольств…

 

- Знаю, что со своим супругом Вы также познакомились в дороге. Как это произошло?

 

- Просто. Он пассажир, я - проводник. Поздоровались, разговорились… А через две недели он вновь сел в мой вагон, причем получилось это не специально. Продолжили общаться. А спустя три года приняли решение расписаться…

 

- Комичные ситуации в дороге случаются?

 

- Не без этого. Недавний случай. Села в мой вагон компания молодых людей и практически сразу направилась в вагон-ресторан. Часа три прошло, прежде чем вернулись. Двое ничего, нормальные, а третий - еле живой. Дошли они до своего купе и вроде как спать легли. Но тут на пороге служебного купе появляется тот, третий. И с чувством глубокого возмущения требует, чтобы я включила ему кондиционер. Поясняю ему, что кондиционеров в вагоне нет. «Как нет, в моем купе есть, а вы его не хотите включать! Включите сейчас же, а то я буду жаловаться!», - продолжает требовать он. Выяснилось, что молодой человек принял за кондиционер пожарную сигнализацию. После неудачных попыток «включить» мигающее красным оборудование направился ко мне. А наутро пришел извиняться…

 

- Кстати, а выпивать в вагоне можно?

 

- Категорически нельзя. Только в вагоне-ресторане. Но и этого многим россиянам, так сказать, хватает. Впрочем, любят расслабиться и иностранцы. Недавно группа из 26 человек немцев, англичан и финнов на Байкал ехала. И, надо сказать, мнение, что русские пьют больше остальных - глубоко ошибочное…

 

Кстати, многолетние наблюдения убедили меня, что когда соотечественники «принимают на грудь» вместе с гостями из-за границы, то разные языки перестают быть преградой, и они прекрасно друг друга понимают (смеется).

 

- Российские «звезды» частенько путешествуют по стране в поездах. А в Вашем вагоне такие пассажиры бывали?

 

- И не раз. Самый запоминающийся - это Анатолий Кот, тот, что играл в сериале «Маргоша». Он путешествовал со своей съемочной группой. Отличные ребята, компанейские, вежливые, никаких проблем и забот не доставили. Но как-то актер на одной из станций подошел ко мне и шепотом поделился своей мечтой: постоять на подножке уходящего поезда. Я тогда у него поинтересовалась, что ведь в фильме он делал это не раз. А он в ответ: «К сожалению, это делают дублеры». В общем, встал он на подножку, поезд только-только начал трогаться. А выражение лица - счастливейшего в мире человека. Но долго так ему стоять я не могла позволить - это опасно. В общем, только собралась закрывать дверь, как в тамбур влетел сначала чемодан, следом - баул. И уже на ходу в вагон запрыгнул мужчина кавказской национальности, рухнув при этом на нас. У Кота - шок. «Ничего себе работа, - изумился тогда он. - И часто на Вас пассажиры с платформы залетают?». «Бывает», - ответила я, при этом поднимая с пола неожиданного путешественника. Выяснилось, что мужчина опоздал на поезд, и не нашел ничего лучшего, как впрыгнуть в первый вагон, до которого добежал…

 

- Что для Вас самое главное в работе?

 

- Чтобы пассажир был доволен. И дорога шла, как по накатанной. Чтобы люди понимали, что работа проводника - это одна из самых тяжелых. Особенно зимой.

 

- Тогда желаю Вам в дальнейшем легкого пути и хороших людей в качестве пассажиров!

НазадАрхив