Сегодня на Амуре № 34 (31 августа) 2016 г.


Возрождение из пепла и огня

 

ситуация

 

Сила пожаров, и это знают все, разрушительна. Огонь, пожирая все на своем пути, уничтожает и часть жизни, превращая в пепел судьбу человека. Кому-то везет - бедствие обходит его стороной. Те же, кто сталкивается с разрушительной огненной силой, долгое время болезненно приходит в себя после обрушившейся беды.

 

Дом семьи и покоя

 

В дом N9 по улице Мельничная 33-летняя Светлана Чабан вместе с тремя детьми и мужем Серафимом въехала почти шесть лет назад. Утопающий в зелени, скромный в размерах, он очаровал супругов. Материнский капитал плюс 60 тысяч - и вот они уже обживают новое место. Сказать, что дом был в идеальном состоянии, значит слукавить. Однако постепенно, год за годом, Серафим привел строение в порядок, обустроил. Разделил дом на части, отведя детям и себе со Светланой по отдельной комнате. Что-то надстроил, что-то пристроил.

 

В феврале этого года на свет появилась Виктория. И когда встал вопрос: отправиться служить на год на Сахалин или оставить службу по контракту, Серафим выбрал последнее. Покидать супругу он не захотел. Словно предчувствовал беду.

 

Накануне роковой ночи они, наконец, закончили с косметическим ремонтом в доме, поклеили новые обои, натерли до блеска полы, покрасили окна, установили новый центробежный насос. И упали спать без сил, радуясь, что долгий, затяжной ремонт закончился…

 

Пожар

 

Глубокой ночью, около трех часов, Серафима будто что-то толкнуло. Он открыл глаза и удивился: светло-то как, вроде еще и не день. А потом увидел, как за окном бегает кто-то, машет руками. Поднялся, пошел открывать дверь в коридор и только тут увидел, что дом занялся огнем. Кинулся тушить всем, что попало под руку. Но понял, что бесполезно - огонь переметнулся по перекрытиям коридора к комнатам. Серафим кинулся будить жену и детей. Спасались через выбитое окно.

 

Через некоторое время приехала пожарная машина. Без воды… Ждали еще некоторое время другую. А огонь тем временем поглощал все то, что с таким трудом и надеждой строилось, ремонтировалось и покупалось. Практически никто не помогал тушить пожар. Лишь сосед, тот, что любил выпить и малость пошуметь, прибежал с ведром воды. И именно он, увидев трясущихся на морозе детишек, забрал их к себе в дом, спать...

 

Огонь уничтожил практически все. Не осталось ничего целого. Мягкая мебель, купленная незадолго детская мебель - от всего этого остались лишь обугленные остовы. В пожаре исчезли документы, личные вещи, одежда, обувь, расплавилась бытовая техника - от чайника до холодильника. Они остались в том, в чем были. С собой была лишь детская коляска, в которой и вытаскивали через окно малышку, да водительское удостоверение Серафима.

 

Причиной пожара, как выяснилось позже, стало короткое замыкание.

 

Начало другой жизни

 

На следующий день, приходя в себя после пережитого кошмара, родители раздали детей по родным. Предстояло восстановить документы, очистить обугленные стены… В общем, начать все сначала. Первая денежная помощь, которая была выделена погорельцам, ушла на восстановление всех документов. Городские власти предложили семье поселиться во временном жилье, но Светлана и Серафим лишь покачали головами - жить вчетвером в предлагаемом жилье им было тесно. От другого варианта - обменять остатки дома с землей на коммунальную квартиру отказались также. «Я привыкла жить в своем доме, - говорит Светлана. - И к тому же прикипела душой к этому месту». Решили восстанавливаться.

 

Это решение было продиктовано надеждой получить региональную выплату, положенную многодетным семьям. Однако тут их ждал неприятный сюрприз - стоимость земельного участка оказалась высокой, а потому под льготную выплату они не попали. Это был очередной удар.

 

- Руки опускались, отчаяние брало за горло, когда понимали всю безысходность ситуации, - говорит Светлана. - С трудом удалось взять себя в руки. А что делать, как-то дальше надо было жить.

 

Другим ударом стало то, что Серафим не смог вернуть себе военный билет. Он должен был рассчитаться с армией, сдать форму. Один комплект сдал, а вот второй, новый, ни разу ни одетый, говорит Серафим, принимать в войсковой части отказались. Потребовали выплатить 17 тысяч рублей. Только на этих условиях военный билет будет ему возвращен - дало понять военное руководство. А без него устроиться на работу сложно…

 

С бедой почти наедине

 

Народная мудрость афористична: «Моя хата с краю». Человеку свойственно испытывать беспокойство и  тревогу только тогда, когда события  затрагивают его лично. Чужая беда у большинства вызывает лишь сочувствие и минутное волнение. Что вполне закономерно и согласуется с человеческой природой.

 

Многие скажут: мы не такие. По крайней мере, по отношению к близким и родным, и когда беда приходит к ним, всегда готовы помочь. Возможно, говорит Серафим. И с горечью добавляет: «У меня очень много родственников. Но только помогать никто практически не стал. Лишь раз один брат приехал на день помочь со стройкой. Я ему очень благодарен. Но что значит один день, когда отстраивать нужно целый дом!».

 

Так и восстанавливал он свое жилье в одиночестве, познав в беде отношение к себе друзей и родных. Едва потеплело - принялся за стройку. К этому времени супруги получили разрешение на разбор части старого барака, что в районе «Амурсельмаша». Приехали, начали разбирать. Но едва первое бревно упало на землю, как со всех сторон слетелись «гости». И стали предъявлять супругам, мол, кто такие, кто дал им разрешение разбирать строение, угрожали. В ответ на предъявляемое разрешение из администрации лишь усмехались: это, мол, липовая бумажка и никакой силы не имеет.

 

Пришлось вызывать полицию. Лишь только после этого оставили в покое. Впрочем, сегодня они все же вынуждены присматривать за остатками барака с помощью знакомых.

 

Кстати, подобный полукриминальный случай - не единственный, что случился с ними после пожара.

 

Светлана рассказывает, что на следующий день после трагедии присматривать за пепелищем осталась ее мать, которая устроилась в уцелевшей летней кухне.

 

Света не было, поэтому, едва только стемнело, через забор перелезли двое. Мародеры, ничуть не прячась, обсуждали, что можно взять. Женщина их спугнула. После этого в срочном порядке был восстановлен свет.

 

Капля в море

 

Впрочем, говорить категорично о том, что никто вообще не помог многодетной семье в их беде, было бы неправильно. Как рассказывают супруги, одеть и обуть детей им помог социальный центр «Росинка». В первые же дни им привезли детские вещи. Они и детей предлагали забрать, но Светлана категорически отказалась с ними расставаться.

 

Соседи, сначала безучастно наблюдавшие за тем, как горел в огне их дом, потом собрали небольшую сумму - кто сколько смог. Живущие поблизости бабушки отыскали остатки запасов строительных материалов и помогли, в первую очередь, стеклом для восстановления окон. Свою посильную финансовую помощь оказали знакомые, коллеги одной из бабушек по работе, одноклассники дочерей Светланы - девятилетней Евангелины и одиннадцатилетней Леры. Сын Федор только пойдет в этом году в школу. А на прошлой неделе служащие одной из войсковых частей обеспечили старших детей Светланы всем необходимым к школе.

 

Но всей этой помощи было так мало, словно капля в море. И на протяжении последующих после пожара нескольких месяцев Серафим разрывался между попытками что-то заработать и восстановить дом. Чтобы привезти бревна с «Амурсельмаша», нужно было нанимать машину - а это 1,5 тысячи за час. Но таких денег не было. Да и частники, берущиеся за доставку, всячески тянули со временем, и получалось - один рейс - один час. Вот и разлетались деньги, как снежинки в бескрайнем поле. И были вроде, и нет уже…

 

Осколки

 

Потому и живут, честно признаются супруги, пока в основном на пособие. А еще в полевых условиях. Вместо двери - тяжелая ткань, стены - без штукатурки, с темными балками, «голый» пол, а под полом - вода. Это, кстати, еще одна серьезная проблема, сетует Светлана. Периодически ее приходится вычерпывать из подпола, чтобы не поднялась. Готовить приходится на одноконфорочной плитке, стоящей на кирпичах. При этом женщина еще умудряется делать заготовки на зиму. «Если бы не огород, - говорит она, - то вообще не знаю, как бы выкрутились. А так все свое, покупать не надо».

 

Спят они на старом полуразвалившемся диване, что стоял-доживал свой век в летней кухоньке. Отчистили от копоти и сажи детскую кроватку для малышки и компьютерный столик. Под окном притулили полуистлевший кухонный стол. Возле одной стены стоят два старых матраца - на нем кучкой спят ребятишки.

 

В общем, это и все, что осталось у многодетной семьи. Осколки прошлой жизни…

 

Мы не безразличные

 

О ситуации, в которой оказалась семья Светланы Чабан, узнал предприниматель Дмитрий Осипов. Он организовал работников в помощь Серафиму при разборе старого барака и в строительстве. Был решен вопрос и с подвозом стройматериалов.

 

Узнав об этом, супруги сначала даже не поверили. Но воспрянули духом и уже с оптимизмом смотрят в будущее. Остается лишь помочь многодетной семье с любой мебелью - шкафами, столами, стульями, тумбами, кроватями или мягкой мебелью, а также с бытовой техникой, посудой. Очень нужна детская обувь 36-37 размеров. И еще много чего. Уверена, что оставаться нам в стороне попросту нельзя. Это будет неправильно. Поэтому наберите 8-914-043-20-05. Не оставляйте хороших, добрых людей, заботливых родителей один на один с трудностями. Верните им веру в то, что в нашем городе живут далеко не безразличные люди. С этой же просьбой обращаюсь к друзьям и родственникам супругов Светланы и Серафима.

 

И спасибо всем, кто услышит этот призыв.

Елена Гладышева

НазадАрхив