Сегодня на Амуре № 39 (5 октября) 2016 г.


Военные перешли на химзащиту

 

учения

 

Густой дым, сигнальный рев боевых машин, стрекот автоматов... В последних числах сентября на белогорском полигоне прошли учения войск радиационной, химической и биологической защиты согласно плану боеподготовки на 2016 год. С места событий - корреспондент газеты «Сегодня» Елена Гладышева.

Химический след истории

 

Аббревиатура «войска РХБЗ» мало о чем говорит простому человеку. При полном названии - войска радиационной, химической и биологической защиты, в первую очередь, вспоминаются люди с противогазами, в защитных костюмах, с различными химическими веществами. Между тем, это лишь малая часть того, что представляют собой войска РБХЗ. Их главное назначение - защита армии, гражданского населения и объектов от радиационной, химической и биологической опасности в военное и в мирное время. В современном мире, учитывая складывающуюся международную обстановку, постоянные угрозы со стороны различного рода экстремистских и террористических организаций, такие войска играют важную роль в защите людей.

 

Напомним, первые химические войска в России появились еще в первую мировую, когда воюющие государства стали применять для военных целей химическое оружие. В 1915 году Германия провела первую массированную химическую атаку, выпустив на противника хлор. В результате одни солдаты погибли в окопах, другие - в полевых госпиталях либо сразу, либо после продолжительных мучений. К слову, против русской армии действие газов, однако, не всегда оказывалось достаточно эффективным. Так, несмотря на серьезные потери, русские отбросили немцев от оборонной крепости Осовец в Польше, пойдя в контратаку, получившей название «атака мертвецов». По словам историков, русские солдаты одним только своим внешним видом (многие были изуродованы после обстрела химическими снарядами) повергли в шок и тотальную панику германских солдат…

 

Затем отравляющие вещества применялись в испано-франко-марокканской войне 1925-1926 годов, во Второй итало-эфиопской войне 1935-1936 годов, и во Второй японо-китайской в 1937-1945-м. Есть документальные свидетельства того, что и в советско-японском пограничном конфликте у озера Хасан в 1938 году обеими сторонами делались попытки применить химоружие. Немцы применили газы во время Великой Отечественной войны в Аджимушкайских каменоломнях в Крыму против советских бойцов и партизан. Кстати, Гитлер не дал команду на применение газов во время войны не из-за своего «великого гуманизма», а потому, что считал, что у СССР есть гораздо большее, чем у него, количество химического оружия для ответного удара. И основным местом использования отравляющих веществ стали газовые камеры лагерей смерти… В войне США во Вьетнаме химоружие применяли обе стороны. Фигурировало это оружие и во время гражданской войны в Северном Йемене в 1962-1970 годах.

 

Не подлежит сомнению, что химоружие активно применялось обеими сторонами Ирано-Иракской войны в 1980-1988 годах. И, наконец, эксперты ООН пришли к выводу, что химическое оружие использовалось во время гражданской войны в Сирии как минимум пять раз… А о том, что такое фосфорные бомбы, многие узнали из выпусков новостей, описывающих печальные события на Украине, а именно на Донбассе.

 

Что же касается бактериологического оружия, то первый конкретный исторический факт его применения в войне - это преднамеренное распространение оспы среди индейских племен в 1763 году. Американские колонизаторы переслали в их ла­герь одеяла, зараженные возбудителем оспы. Среди ин­дейцев вспыхнула эпидемия оспы. Другой пример - в ходе Корейской войны бактериологическое оружие применялось США против КНДР. Список, конечно, можно продолжить. Однако, полагаю, этого пока достаточно…

 

 

От возможных до реальных угроз

 

Угроза химического, биологического или радиационного нападения - действенное психологическое и политическое оружие. Обычному человеку зачастую представляется, что в современном мире ничего подобного быть просто не может. Однако военные на это смотрят совсем иначе. И готовы ко всему. Не только в военное время. С подобной угрозой можно столкнуться и в мирные дни. Вспомним апрель 1986 года, когда на Чернобыльской АЭС произошла крупнейшая авария. Она стала суровым испытанием, в том числе и для военнослужащих войск РХБЗ, которые определяли радиационную обстановку, искали наиболее безопасный путь к аварийному реактору, определяли уровни радиации, проводили дезактивационные работы. Фактически встали грудью на пути у радиации…

 

Очередная проверка боеспособности войск РБХЗ в реальных условиях прошла в 2013 году, во время наводнения в Приамурье. Тогда вода размыла многочисленные кладбища, скотомогильники, хранилища удобрений, вынеся заразу на свет. Перед войсками радиационной, химической и биологической защиты была поставлена задача: обеззаразить территорию, провести дезинсекцию местности. И военнослужащие с ней справились…

 

 

Противник уничтожен в клубах дыма

 

На прошедших в сентябре учениях перед белогорскими военнослужащими стояло несколько задач. Первая - радиационная химическая и биологическая разведка местности. Вторая - защита, и третья - уничтожение войск противника.

 

Вот как это выглядит глазами обычного наблюдателя. Военнослужащие в противогазах бегают по полю в облаках дыма, стреляют, падают. Из труб спецмашин валит белый дым, застилающий местность на многие километры. Из бронетранспортеров появляются люди в защитных костюмах, раскрывают зеленые ящики, что-то собирают, разбирают и снова исчезают внутри железных машин. Неподалеку военнослужащие в спецкостюмах намывают из шлангов специализированные машины... Шум, грохот, стрекот автоматных очередей, свист сигнальных ракет…

 

Как пояснил начальник войск РБХЗ 35-й Армии Виталий Бережнов, данные учения - закрепление пройденного в этом году военнослужащими пройденного материала.

 

- Подразделения радиационно-химической разведки показали хорошие результаты в разведке местности, - отметил он, - в определении маршрута при химическом или биологическом заражении. Свою задачу выполнили и подразделения аэрозольного противодействия: они прикрыли войска от высокоточного оружия, наземной и воздушной разведки противника. Кроме этого к учениям были привлечены расчеты автомобильной радиометрической химической лаборатории, перед которыми стояла задача по обнаружению отравляющих веществ, радиоактивных, биологических средств. Задействованы были и части тылового обеспечения, выполняющие нормативы по подвозу горюче-смазочных материалов, по ремонту средств и вооружений РХБЗ и так далее.

 

По оценке командования войск РБХЗ, с поставленными задачами военнослужащие справились. Впрочем, по-другому и быть не может.

Елена Гладышева

НазадАрхив