Сегодня на Амуре № 44 (9 ноября) 2016 г.


Дети чужими не бывают

 

интервью

 

Прошел почти год с тех пор, как центр «Семья» и центр «Радуга» были реорганизованы в одно социальное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей. Сегодня здесь проживают 36 воспитанников, в возрасте от десяти до семнадцати лет.

О быте, успехах и трудностях воспитания корреспондент газеты «Сегодня» Нина Сапрыкина побеседовала с руководителем учреждения Любовью Чиркиной.

 

Приемных семей становится больше

 

- Любовь Васильевна, вернемся к периоду реорганизации. С каким настроем воспитанники двух учреждений отнеслись к объединению?

 

- С настороженностью. Когда происходил процесс реорганизации, я, уже будучи в должности нового руководителя, хотела сразу забрать детей из этого помещения в центр «Радуга». Но ребята, преимущественно подростки, не захотели переезжать. Тогда с нашими детьми мы стали приезжать сюда. Познакомили детей двух учреждений. Они подружились. И только после этого, на время ремонта в этом здании, я их забрала в то помещение.

 

- Здесь места достаточно всем детям?

 

- Конечно. Перед тем, как всем объединиться в этом здании, из двух учреждений выпустились 32 воспитанника.  Очень много детей были устроены в приемные семьи. Сегодня у нас проживают 36 ребят. В ближайшее время еще троих детей заберут приемные семьи.

 

- Как я понимаю, с каждым годом все больше взрослых берут на воспитание детей из детских домов?

 

- Именно так. И это во многом связано с той работой, которую совместно проводят сотрудники министерства социальной защиты населения Амурской области. На уровне области прошло обучение с привлечением специалистов из центральных учреждений Москвы, Новосибирска. Педагоги поделились колоссальным опытом. Мы тоже периодически выезжаем в командировки, с целью ознакомления опытом.

 

Организована очень масштабная работа в СМИ. Кстати благодаря программе «Пока все дома» одну из наших воспитанниц забрали на постоянное проживание супруги из Москвы. Это замечательная, известная семья. Называть их фамилию я не вправе, потому что девочку уже удочерили. Я уверена, что ее ждет большое, светлое будущее. Мы за нее очень рады.

 

- Как часто Вы проверяете детей, которых забрали родные или приемные родители?

 

- Детей, родители которых восстановились в родительских правах, навещают сотрудники органов опеки и попечительства. Мы тоже, безусловно, отслеживаем судьбу наших ребят. Что касается детей, которые попали в приемные семьи, то наши сотрудники взаимодействуют и с детьми, и с их родителями постоянно. У нас давно действует отделение по подготовке и сопровождению замещающих семей, сотрудники которого очень активно работают с родителями.

 

- Но сложности между приемными родителями и детьми  все же возникают?

 

- Чаще недоразумения возникают между приемными и родными детьми. И те, и другие хотят получить как можно больше внимания и ласки родителей. Но со временем дети понимают, что родители их любят одинаково. Безусловно, поведение родителей в этом играет основную роль.

 

Иногда родителям недостаточно опыта, чтобы наладить контакт с ребенком. Как правило, недопонимания возникают в части выполнения каких-либо поручений. Начинают требовать, тогда как подход к каждому ребенку должен быть разным. Именно поэтому, когда в приемной семье возникают какие-либо недоразумения,  наши сотрудники - психолог, социальный педагог, выезжают в семью или приглашают родителей к нам.

 

Проблема в том, что некоторые родители хотят получить очень быстрый результат. А именно, чтобы ребенок сразу стал жить по правилам и устоям новой семьи. Но процесс, чтобы приучить ребенка к новым правилам, достаточно длительный и зависит от психологии ребенка.

 

- Не бывает такого, что дети, устроенные в приемную семью, звонят Вам и просятся обратно?

 

- Крайне редко. Последний такой случай был лет пять назад. Мальчик захотел обратно в детский дом, потому что в  новой семье от него требовали  выполнять разные поручения по дому. Убирать за собой. Ему это не нравилось. Он оказался из таких детей, кто не любит выполнять домашние поручения, несмотря на то, что мы приучаем детей к порядку. Впрочем, я уверена, что и с такими детьми можно договориться. Главное, не просить такого ребенка выполнить то или иное поручение в приказном порядке. И тем более нельзя унижать ребенка.

 

 «Я никому не нужен?»

 

- Как часто кровные родители пытаются вернуть своих детей?

 

- Такое бывает, но очень редко. Отвечая на этот вопрос, я бы хотела подчеркнуть, что мы стараемся, чтобы наши дети общались со своими родственниками. Ведь жизненные ситуации бывают различные и не всегда дети попадают в детские дома, потому что мать плохая. Все люди по характеру разные. И нередко женщина, к примеру, оставшись без мужа, не выдерживает, начинает пить, вести асоциальный образ жизни. Как итог - лишение родительских прав. Но бывает и такое, когда человек одумывается, пролечивается, перестает пить, устраивается на работу, решает вопрос с жильем и через суд пытается вернуть ребенка. Такие ситуации в нашей практике тоже были. В ближайшее время планирует восстанавливаться в родительских правах мать одного из воспитанников. Ее сын учится в седьмом классе. Он ее очень ждет. Она его навещает.

 

- А дети ищут родителей?

 

- Чаще просят разыскать брата или сестру, это в тех случаях, когда детей распределяют по разным социальным учреждениям.

 

- Мне известно, что в детские дома попадают сложные, настрадавшиеся дети. Многие из них, будучи в детском доме, ведут себя агрессивно. По Вашему мнению, какой основной метод успешного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей?

 

- В педагогике очень много форм и методов работы. Но я считаю, надо действовать по ситуации. Самое главное, это оправдать доверие ребенка. Важно, чтобы ребенок поверил педагогу. Конечно, сложности есть.

 

- А попытки суицидов в Вашей практике были? И какие причины называют дети?

 

- Были. А причины, как правило, дети называют одни и те же: «Какой смысл жить?», «Я никому не нужен». Достаточно часто после проведения психологами тестов выявляются дети, у которых «зашкаливает суицид». Мы сразу же проводим определенный спектр мероприятий, в которых приминают участие ряд специалистов, в том числе врач-психиатр.

 

- Наверняка, в учреждении есть дети с преступным прошлым?

 

- Сейчас в центре проживают трое ребят, которые прибыли из спецшколы «Юхта». Конечно, таких подростков перевоспитать сложно, но педагоги работают.

 

- За какие проступки они были помещены в спецшколу?

 

- За кражи, угоны.

 

- Исправляются?

 

- Да. И в этом немаловажную роль играет положительный пример сверстников, проживающих здесь и постоянная занятость. Активная занятость детей - это принципиальная позиция учреждения. Когда ребенок ничем не занят, тогда и начинаются конфликты, преступления. Мы стараемся занять  все их свободное время. Стараемся интересно организовать досуг наших детей. К примеру, вчера дети побывали не экскурсии в Благовещенске на кондитерской фабрике, потом в аквапарке, в кафе. У детей осталась масса положительных впечатлений. И мы стараемся таким образом занимать все их свободное от учебы время.

 

Все наши дети, у кого нет медицинских противопоказаний, занимаются спортом. У нас замечательная команда по минифутболу. Мы дважды становились победителями первого Всероссийского этапа на кубок «Мегафона» «Будущее зависит от тебя» среди воспитанников интернатных учреждений, выезжали в Уссурийск и Хабаровск.

 

И конечно, в воспитании детей огромную роль играет положительный пример старших. Не только нас, воспитателей соцучреждения. Мы дружим с воинскими частями, ветеранами Афганистана. Мы приглашаем военных к нам, организуем экскурсии к ним. Проводим совместные мероприятия. Кстати наши дети - победители конкурса военной песни.

 

Один из замечательных примеров, в первую очередь, для будущих защитников отечества - руководитель клуба «Ровесник», педагог дополнительного образования Сергей Соловьев. Весной этого года за отличную работу с детьми он получил премию губернатора.

 

«Зарницы», соревнования по пейнтболу, различные кружки… Перечислять то, чем занимаются наши дети, можно до бесконечности.

 

- Как я поняла, жизнь у Ваших детей,  как говорят, кипит. А учатся все хорошо?

 

- Все зависит от того, есть ли у ребенка желание учиться, и в каком возрасте он оказался в детском доме. Чем позже, тем сложнее воспитать желание учиться.

 

Выпускников здесь ждут всегда

 

- Любовь Васильевна, у будущих выпускников глобальные планы?

 

- Каждый свою взрослую жизнь видит по-разному. Большинство, безусловно, мечтают о престижной профессии и собственном доме. Одна из них Ольга, отличница, победительница международных, всероссийских конкурсов. Она приехала в детдом маленькой. В обязательном порядке хочет получить высшее образование.

 

Многие наши воспитанники мечтают стать программистами, учителями, юристами, врачами. Кстати, двое наших выпускников сегодня обучаются в медакадемии.

 

- С каким настроем выпускники идут во взрослую жизнь?

 

- С разным. Кто-то с уверенностью, кто-то со страхом. У нас воспитывалась девочка, которая постоянно говорила, что боится уходить из соцучреждения. Был страх перед самостоятельной жизнью. Сейчас она учится в одном из образовательных учреждений, расположенных на территории Белогорска.

 

- Часто выпускники приезжают?

 

- Часто. Они очень любят приезжать сюда, потому что это их дом. Здесь всегда выслушают и помогут.

 

- Бытует мнение, что путь большинства выпускников детских домов идет по наклонной. Возможно ли этого избежать?

 

- Безусловно, такое тоже случается.  По-моему мнению, после выпуска первое время необходимо контролировать судьбу детей. Именно поэтому у нас работает отделение «Постинтернатного сопровождения». За помощью сюда могут обратиться дети, которые после выпуска из соцучреждения оказались в трудной жизненной ситуации. Потеряли документы, оказались без средств существования.

 

- За помощью обращаются?

 

- Конечно. Как правило, приходят девушки, которые рано стали матерями, у которых не сложилась личная жизнь. Мы вошли в федеральную программу «Дорога домой», по которой получили средства на приобретение необходимых вещей для детей: кроватки, коляски и прочее. В комнате матери и ребенка стоит шкаф, в котором есть пеленки, ползунки и все необходимое для матери и ребенка.

 

- У некоторых белогорцев, когда дети вырастают, остаются добротные детские вещи. Полагаю, у Вас они лишними не будут?

 

- Они окажутся востребованными. Потому что мамочки, оказавшиеся в нелегком положении, обращаются достаточно часто.

 

- Ваши выпускницы не оставляли детей в роддоме?

 

- Был случай, когда наша выпускница на время обучения в техникуме оставила ребенка в «Доме малютки». Но она от него не отказывалась. Постоянно навещала. Когда закончила учебное учреждение, устроилась на работу, нашла жилье, забрала сына.

«Работа с детьми - мое призвание»

 

- Любовь Васильевна, впереди Новый год. Чего ждут дети?

 

- Как и большинство детей, ждут чуда. Чего-то радостного, светлого. Готовятся к новогодним елкам. Праздничных мероприятий предстоит очень много. Несколько утренников пройдет на территории соцучреждения. В том числе к нам приедут в гости наши шефы со своими детьми. Это замечательные люди, которым небезразлична судьба детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, наши воспитанники примут участие в губернаторской елке, а также в праздничных мероприятих, которые будут проводиться на территории Белогорска.

 

Помимо этого, дети готовят для воспитанников дошкольных учреждений «Новогоднюю сказку».

 

- Не могу не задать вопрос о педагогах. Какой у Вас коллектив?

 

- Здесь не работают люди, которые не любят детей. У всех педагогов налажен контакт с детьми. Это талантливые люди. Многие из них работают более десяти, тридцати лет.

 

- Любовь Васильевна, Вы работаете с детьми более 35 лет. Мне известно, что Вы работали и воспитателем детского сада, и учителем, и вот уже 12 лет  работаете с детьми, оставшимися без попечения родителей. А кем мечтали стать, будучи ребенком?

 

- Без сомнения, работа с детьми - это мое призвание. В детстве меня даже называли нянькой. Соседи оставляли со мной своих детей. Я любила и люблю детей. Поэтому неслучайно моя жизнь после окончания школы пошла по педагогическому пути.

 

- Вы часто повторяете фразу «наши дети»…

 

- Потому что они наши дети. И они нас считают родителями. Причем, каждого сотрудника. Обратите внимание, двери в каждый кабинет открыты. Периодически к сотрудникам соцучреждения заходят дети, которые делятся своими успехами в школе или какими-либо проблемами. Они знают, что это их дом, в котором они могут зайти в любую комнату.

Нина Сапрыкина

НазадАрхив