Сегодня на Амуре № 5 (10 февраля) 2016 г.


«Всю боль мы пропускаем через себя»

 

Интервью

 

В этой профессии главное - спасти человека. Когда кому-то нужна помощь, все остальное отходит на второй план. Здесь необходимо обладать особым характером: быть внимательным, терпеливым, а еще - психологом, чтобы в случае необходимости успокоить пострадавшего, вселить в него надежду.

 

На этот раз героиней постоянной рубрики «Профессия» стала врач станции скорой медицинской помощи Ирина Горбунова, которая работает в лечебном учреждении более 20 лет.

 

- Ирина Анатольевна, оказывать медицинскую помощь людям, это - призвание?

 

- Думаю, да. Потому что передо мной никогда не стоял выбор будущей профессии. Я с самого детства мечтала быть врачом. Даже осталась в памяти картинка из детства. В детском саду медосмотр. Доктор посадила меня на коленки, и мне почему-то очень запомнился зеленый фонендоскоп. Уже тогда я знала, кем стану в будущем. Именно поэтому уже в школе поставила себе цель поступить в медицинский институт. Но для начала, после окончания восьми классов, поступила в Райчихинское медицинское училище. Окончила его с отличием. После, в 1982 году, поступила в Благовещенский мединститут, который окончила с дипломом врача-терапевта.

 

- После окончания института выпускников распределяют по лечебным учреждениям города. Вас куда определили? Первые впечатления помните?

 

- В Белогорский Дом интернат для престарелых и инвалидов. И, конечно, я помню, как меня переполнила горечь за пожилых людей, которых увидела у входа в учреждение в первый день, когда шла на работу. Они сидели на скамейке. Инвалиды на колясках, некоторые без ног, с потухшим взглядом. На их лицах читалась боль…

 

Там я отработала два года. Встретила знакомых, своих коллег, они работали на станции скорой помощи. Рассказали, что у них есть свободная вакансия. В ноябре 1992 года я устроилась работать в это учреждение здравоохранения и сегодня могу сказать, что это - мой второй дом.

 

- Какой вызов запомнился больше всего?

 

- В памяти остался вызов к мужчине с болями в сердце. При осмотре больного и снятия электрокардиограммы был выявлен обширный инфаркт миокарда. Вдруг внезапно возникает остановка дыхания. Были начаты реанимационные мероприятия: непрямой массаж сердца, искусственная вентиляция легких, проведен двукратный разряд дефибриллятора. После чего сердечный ритм восстановился, появилось самостоятельное дыхание. Больному подключили капельницу, провели лекарственную терапию, и он был доставлен в стабильном состоянии в отделение реанимации. Такие случаи в работе бригад скорой помощи - не единичны.

 

Отвечая на этот вопрос, я бы хотела отметить, что итог помощи зависит от совместных действий всех. Бригады скорой помощи, работы сотрудников приемных отделений больницы и профессионализма врача.

 

- Говорят, в этом году, было немало вызовов к пострадавшим, которые отравились. Чем травятся? Суррогатным алкоголем?

 

- Не только алкоголем, но и «неизвестным веществом».

 

- Каким таким?

 

- Наркотиками. Но мы пишем «неизвестное вещество», потому что, несмотря на явные признаки наркотического отравления, без заключения врача-нарколога мы не имеем права официально вынести такой вердикт. А заключение врач-нарколог может поставить только тогда, когда больной пройдет соответствующее обследование в наркологической клинике.

 

Но, как правило, такие пострадавшие отказываются ехать на обследование, а заставить пострадавшего пройти обследование мы тоже не имеем права. Мы можем только оказать помощь.

 

- Каким образом?

 

- У нас есть специальный препарат, который активизирует работу дыхательного центра. После его введения к пациенту возвращается сознание, он начинает нормально дышать, встает… Но вместо благодарности бригада скорой слышит часто нецензурную брань.

 

- Как правило, это неблагополучные граждане?

 

- Увы, не всегда так. Среди пострадавших есть граждане, которые с виду благополучные и  работают с людьми.

 

- Ирина Анатольевна, помимо нецензурной брани с какими-то еще проблемами при работе с пациентом приходилось сталкиваться?

 

- Приходилось. Один раз от агрессивного пострадавшего даже приходилось закрываться в ванной его квартиры. Так получилось, что фельдшер уже вышел, а я еще объясняла больному некоторые моменты лечения. Он вел себя неадекватно и, видимо, решил пустить в ход кулаки.  Я закрылась. Пока он пытался выломать дверь, подоспел фельдшер, который стал переживать, почему я не вышла за ним следом.

 

- Но благодарных пациентов все-таки больше?

 

- Больше. Но, как правило, большинство из них - это люди старшего поколения. Сегодня часть граждан почему-то относятся к нам неуважительно. Вспомните, раньше врачей встречали на улице, а сегодня порой приходится по телефону перезванивать, чтобы дверь подъезда открыли.

 

- Врачей иногда называют циниками своей профессии. За годы работы Вы научились не пропускать чужую боль через себя?

 

- Нет.  И думаю, не только мне не удалось, но и большинству коллег. Когда видишь, что от тебя зависит жизнь человека, когда ему плохо, то начинаешь переживать с ним его эмоции. Даже когда сделаешь все возможное, чтобы помочь, начинаешь лихорадочно думать: все ли сделала, какие методы еще можно применить… Ни я, ни мои коллеги черствыми не становятся. Мы переживаем, когда  врач не в силах помочь пострадавшему, и он умирает. И, словно дети, радуемся, когда человека удается спасти.

 

- Наверняка, были случаи, когда бригада приезжает, а помогать уже некому? Летальный исход… Наверное, сложнее всего это объяснить родным?

 

- Были. И Вы правы. Порой объяснить, что человека уже нет в живых, сложно, потому что близкие ему люди не хотят в это верить. Осознать. Их глаза всегда полны надежды...

 

Бывает, обследовав пострадавшего, понимаешь, что его нет в живых. Говоришь родственникам, но они утверждают обратное. Говорят: «Он минуту назад дышал». Накладываем кардиограмму и показываем, что человека уже нет. Особенно тяжело, когда погибают дети. Это огромное горе для родителей…

 

- Чтобы видеть такое, нужно обладать большой стойкостью характера. Как вы справляетесь с этим?

 

- За годы работы здесь привыкаешь и воспринимаешь многое, как неотъемлемую часть профессии. В том числе и переживания.

 

- Никогда не думали о смене деятельности?

 

- Нет. Я люблю свою работу. И меня переполняют радость, удовлетворение, когда мои знания и опыт кому-то помогают.

 

- Ирина Анатольевна, спасибо Вам за содержательные ответы и за помощь, которую Вы и Ваши коллеги оказываете людям.

 

- И Вам спасибо за беседу. Хочется, чтобы меньше граждан нуждались в нашей помощи. Чтобы все были здоровы.

Нина Сапрыкина

НазадАрхив