Сегодня на Амуре № 50 (21 декабря) 2016 г.


«Самое главное - это стабильность»

 

интервью

 

Отношения между престарелыми родителями и взрослыми детьми, бракоразводные процессы, травмы, полученные из-за гололеда и на работе, защита трудовых прав…

 

Тематику гражданских процессов, которые рассматривает  и.о заместителя председателя Белогорского городского по гражданским и административным делам, федеральный судья Дмитрий Коханчик можно перечислять до бесконечности. В преддверии Нового года он впервые дал интервью газете «Сегодня», рассказав о том, какие иски нередко удивляют его самого и почему дети после развода родителей зачастую хотят жить не с матерями, а с отцами.

 

- Дмитрий Владимирович, выбор Вашей профессии - это продолжение трудовой династии?

 

- Нет. Я, наоборот, выбрал совершенно иную профессию. И мой дед, и отец - военные. Кстати, несколько лет назад, в преддверии 70-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне, наша семья в архивах нашла информацию о том, что мой прадед был похоронен под Берлином.

 

С будущей профессией я определился в старших классах. В выпускном классе принял участие в Амурской областной конференции, победа в которой давала право на поступление на юридическое отделение АМГУ по собеседованию. Мой доклад занял первое место. После окончания школы успешно прошел собеседование в университете и стал студентом. Правда, бюджетных мест на юридический факультет, куда я хотел, оказалось недостаточно, поэтому был зачислен на факультет социальных наук. Через два года поступил в Московскую академию предпринимательства на заочное отделение юридического факультета.

 

- Вы сразу учились в двух вузах?

 

- Да. В один день я получил два диплома. С утра - в АМГУ, а после обеда - в МАПе.

 

- Когда приступили к знакомству с судебной практикой?

 

- Еще будучи студентом МАПа, во время преддипломной практики в Благовещенском и Амурском областном судах. Именно тогда я узнал, что в Свободненском суде есть свободная вакансия. Подал документы. Первая моя должность - секретарь. Тогда не были развиты информационные технологии, не было компьютеров. Я набирал документы судебного заседания на печатной машинке. Через две недели меня перевели в секретари судебного заседания, где я отработал девять месяцев.

Как раз в тот период уволился помощник судьи и мне предложили занять эту должность. Будучи помощником судьи, сдал квалификационный экзамен на должность федерального судьи.

Примерно в это же время в Белогорском городском суде открылась вакансия. На данное место претендовали четыре человека. Я прошел квалификационную категорию судей и меня порекомендовали на должность судьи.

Указ о назначении был подписан Президентом России 5 августа 2010 года.

 

- Первое судебное заседание помните?

 

- Безусловно. Я рассматривал иск отдела опеки и попечительства о лишении жительницы Белогорска родительских прав. К сожалению, таких дел с каждым годом становится только больше.

 

- Нерадивых родителей бывает жаль?

 

- Нет. Потому что в большинстве случаев они просто не являются на заседания суда. Им настолько безразлична судьба родных детей, что они даже не предпринимают попытку оправдаться.

 

- А благополучные родители после развода делят детей? Наверняка, их оставляют жить с матерями?

 

- Наоборот. В последние годы в суде побеждают отцы. Хотя во времена СССР практика была совершенно иная. Сейчас треть исков - в пользу отцов.

 

- Дети сами говорят о том, что хотят жить с отцом?

 

- Мнение детей учитывается, начиная с 10-летнего возраста. И в большинстве случаев они говорят, что хотят жить с отцом. Когда спрашиваешь причину, говорят, что папа с ними делает уроки, готовит, занимается спортом и так далее… Мама в это время занимается собственной жизнью и практически отсутствует дома.

 

- Но ведь перед судом взрослый может навязать ребенку собственное мнение?

 

- Если понимаем, что ребенок не может определиться с выбором, или мнение сформировано под давлением, тогда назначаем психологическую экспертизу, которая проводится в Благовещенске. И уже исходя из заключения экспертов выясняем, с кем на самом деле хочет жить ребенок.

 

- Пожилые родители часто судятся со взрослыми детьми?

 

- Чаще дети с родителями. Как правило, причина заключается в делении недвижимости. К примеру, родители дарят взрослому сыну или дочери квартиру, а дети потом с этой квартиры начинают родителей выгонять.

 

- Бывают случаи, когда решение принято в пользу истца исходя из норм закона, однако Вам жаль ответчика, или наоборот?

 

- Бывает и достаточно часто. Это, как правило, касается доверчивых людей, которые доверяются близким и не ожидают от них подлости. Очень часто люди не читают то, что подписывают. К сожалению, такие споры в основном возникают среди родственников. Мы, конечно, стараемся их примирить, но это удается редко.

 

- Камень преткновения - материальные ценности?

 

- В большинстве случаев. И меня зачастую удивляют поступки родных людей по отношению друг к другу. Недавно рассматривал дело: родители умерли, каждому из детей оставили по квартире. Но они все равно судятся, потому что у кого-то квартира по квадратуре больше… Родители всю жизнь старались, работали, чтобы оставить что-то после себя, а в итоге получился раздор между детьми.

 

- Причина, на Ваш взгляд, кроется в воспитании?

 

- Я думаю, любой поступок зависит не только от воспитания, но и от самого человека. Как ты сам себя взрастил, какие ценности у тебя в жизни, такие и поступки.

 

- В Вашей практике были моменты, когда хотелось наказать ответчика более строго, чем закон?

 

- Такие мысли возникали во время, когда я присутствовал в судебных заседаниях в роли слушателя. Запомнилось уголовное дело в отношении амурчанина, который избил свою бабушку и забрал у нее пенсию. Меня тогда очень возмутил его поступок, и в силу молодости, амбиций, помню, думал о том, что я бы вынес ему более суровый приговор, чем диктует Уголовный кодекс.

 

- В этом году каких споров было больше?

 

- Очень много исков, касающихся погашения процентов по ипотечным кредитам. Кроме этого много заявлений от собственников многоквартирных домов, которые считают, что их права нарушаются управляющими компаниями.

 

Немало исков, связанных с восстановлением трудовых прав граждан, касающихся невыплаты заработной платы, нарушением правил охраны труда, повлекших вред здоровью.

 

Также в этом году весомая часть судебных заседаний касалась восстановления прав военнослужащих.

 

- Иски на деятельность учреждений здравоохранения в Вашей практике есть? И кто чаще прав: врачи или пациент?

 

- Есть такие дела, в том числе сейчас у меня в производстве. В основном они касаются вопросов качества предоставления медицинских услуг. Во время рассмотрения споров мы стараемся провести независимую экспертизу. Что касается итогов, то есть решения как в пользу пациентов, так и наоборот.

 

- В зимнее время в редакцию нередко поступают жалобы, касающиеся гололеда. В суд по этому поводу обращаются?

 

- Да. И в этом году я рассматривал подобные иски. Причем не всегда обоснованные. К примеру, гражданин пожаловался, что упал на неубранной территории и получил травму. На самом деле выясняется, что территория, на которую указывал истец, постоянно очищалась от снега и льда.

 

- Травмированные белогорцы требуют оплатить лечение?

 

- И лечение, и моральный ущерб. Кстати, в последнее время люди почему-то выставляют неразумные суммы за моральный ущерб и полагают, что это будут миллионы. На практике, исходя из норм законодательства, это далеко не так.

 

- Мне известно, что еще работая в Свободном, Вы очень активно сотрудничали со средствами массовой информации. Хотя, как показывает практика, сотрудники судебной системы неохотно общаются с прессой…

 

- Я считаю, что общение со СМИ - это одновременно общение с народом. Через прессу мы можем донести нормы законов, которые граждане должны знать.

 

- Понимаю, что свободного времени у Вас мало. Но все же, как его проводите?

 

- Еще со школы люблю кататься на лыжах. Поэтому, если выдается свободное время, еду в Хитровку. Там проложена лыжная трасса. С удовольствием катаюсь. Летом бегаю. Спорт очень хорошо помогает сбросить с себя груз чужих проблем.

 

- Дмитрий Владимирович, приближается Новый год. Как отмечать будете?

 

- Дома, с семьей.

 

- Что ждете от года предстоящего?

 

- Сюрпризов не жду… На мой взгляд, самое главное - это стабильность. В стране, на работе, в семье.

 

- Своим коллегам пожелаете стабильности?

 

- В том числе. А еще крепкого здоровья, семейного благополучия, крепкого тыла. И чтобы у каждого сбылась хоть одна его мечта.

Беседовала Нина Сапрыкина

НазадАрхив