Сегодня на Амуре № 9 (9 марта) 2016 г.


Белогорцы знают о своих правах

 

интервью

 

15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей. В преддверии этого праздника заместитель начальника территориального отдела управления Роспотребнадзора по Амурской области в Белогорске Яна Смола рассказала о работе отдела и о том, как потребителям защитить свои права.

 

- Яна Константиновна, много ли обращений в прошлом году поступило в управление?

 

- За прошлый год в адрес территориального отдела управления Роспотребнадзора по Амурской области в Белогорске, Белогорском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах поступило 274 обращения. 98 из них были вопросы специалистам. Больше всего - 134 - поступили в рамках защиты прав потребителей. После проверок в отношении 232 обращений были приняты меры административного воздействия.

 

- На что жалуются чаще всего белогорцы?

 

- Основная масса жалоб поступает на факты продажи товаров с нарушениями требований действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей, в том числе продажа технически сложных товаров, продуктов питания, оказание бытовых услуг.

 

- На качество каких продуктов питания чаще всего жалуются?

 

- На скоропортящиеся продукты питания (молочную, колбасную и кондитерскую продукцию).

 

- А были ли прецеденты по вопросам антисанитарии в заведениях общепита?

 

- Были. В прошлом году в отдел поступило шесть обращений потребителей на некачественное оказание услуг в сфере организации питания населения.

 

- Поступали ли в управление заявления на неудовлетворительное обслуживание в учреждениях, оказывающих разного рода услуги? И как правильно поступить клиенту в случае некачественно выполненной работы?

 

- Клиент той или иной организации по оказанию каких-либо услуг при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги). Можно потребовать уменьшения цены выполненной работы. Если вещь испорчена, клиент имеет полное право потребовать изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь. Иначе говоря, ту, которую испортили.

 

Кстати, отвечая на этот вопрос, хотелось бы отметить, что удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, повторном выполнении работы или изготовлении другой вещи не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы.

 

- Яна Константиновна, а пассажиры общественного транспорта жалуются?

 

- Да, были случаи обращения потребителей по поводу некачественного оказания услуг перевозки автомобильным транспортом (междугородние перевозки). По данным фактам проведены внеплановые контрольно-надзорные мероприятия, ответственные лица привлечены к административной ответственности.

 

- Насколько часто Роспотребнадзору приходится прибегать к рассмотрению дел в суде?

 

- В случае составления протоколов об административных правонарушениях, подведомственных рассмотрению только судебными органами. Такие протоколы направляются в суд довольно часто для рассмотрения и принятия решения.

 

- С какими делами работаете сейчас?

 

- В основном, административные дела касаются нарушений законодательства о техническом регулировании, жилищного, гражданского, санитарного и законодательства о защите прав потребителей.

 

- Поступали ли жалобы граждан на действия банков и других финансовых организаций. На что именно жаловались?

 

- Да, такие жалобы поступают от потребителей. Чаще всего это - включение в кредитные договоры условий, ущемляющих права потребителя: взимание комиссий, изменение условий договора в одностороннем порядке, а также отсутствие установленной информации в договорах.

 

- Сколько раз в год сотрудники Роспотребнадзора могут проводить проверку в каждом отдельно взятом объекте?

 

- По каждому обращению гражданина, в случае административного правонарушения проводится внеплановая проверка. Плановые контрольно-надзорные мероприятия, согласно законодательству, организуются один раз в три года.

 

- Если жалоба касается приобретения просроченных продуктов питания, изымаются ли они в ходе проверки торгового объекта?

 

- В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий при выявлении продукции с истекшим сроком годности, выдаются предписания о приостановке реализации продукции, а в последующем - ее утилизации. То есть, некачественная продукция снимается с реализации.

 

- В случае проведения внеплановой проверки, за сколько времени уведомляют нарушителя прав потребителей?

 

- В случае обращения граждан, права которых нарушены, индивидуальные предприниматели или юридические лица о проведении проверки не уведомляются.

 

- Яна Константиновна, расскажите о товарах, которые не подлежат возврату. Нередко покупатели приносят такие товары обратно в магазин и продавцу очень сложно пояснить, почему он не может принять покупку.

 

- В перечень входят: товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары. Кроме этого, текстильные товары. Здесь подразумевается достаточно объемный перечень: хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей - ленты, тесьма, кружево и другие. Также возврату не подлежат кабельная продукция, строительные и отделочные материалы, ковровые покрытия, отпускаемые на метраж; швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные).

 

Нельзя вернуть изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами. К ним относятся: посуда, столовые и кухонные принадлежности, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов.

 

Обмену и возврату не подлежат товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты. Не подлежат возврату мебель и изделия из драгоценных материалов. Увы, возврату не подлежат автомобили и другая техника, оружие. Нельзя вернуть книжки и любые канцелярские товары.

 

Предприниматель, согласно действующему законодательству, имеет полное право не принимать обратно растения и цветы. Ну и, разумеется, нельзя вернуть обратно в магазин купленных домашних животных.

 

- Но бывает же, когда покупатель приобрел, к примеру, шторы, но они не подошли по расцветке к интерьеру. Хотя бы обменять можно?

 

- Безусловно. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если он товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Кроме того, покупатель вправе обменять товар, который оказался с дефектами.

 

- В какой срок?

 

- В течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

 

- Какие меры воздействия Вы можете применять к представителям услуг, товаров, которые ненадлежащим образом исполняют свои обязанности?

 

- За нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством.

 

- Яна Константиновна, последний вопрос касается грамотности потребителей. Все-таки сегодня немало информации о защите их прав в Интернете. Читают?

 

- Я бы сказала, многие белогорцы знают о своих правах. Даже отмечу, что в последнее время люди, которые к нам обращаются, стали более грамотными в вопросах защиты их прав. Приятно осознавать, что жители Белогорска и области заботятся о своем здоровье и интересуются качеством товаров, которые приобретают, и не молчат о проблемах. А тем гражданам, которые не владеют информацией, но хотят, чтобы их права не нарушали, я бы рекомендовала внимательно изучить закон РФ «О защите прав потребителей».

Нина Сапрыкина

НазадАрхив