Сегодня на Амуре № 11 (21 марта) 2017 г.


На чем белогорская культура стоит

 

праздник

 

Когда во время общегородских праздников и фестивалей ходишь по улицам Белогорска, видишь веселых, радостных, с горящими глазами горожан - и взрослых, и детей, слышишь: «Видели ту выставку? Слышали то выступление? А успели попробовать...?», - оказываешься в атмосфере, которая царит обычно на крупных общероссийских мероприятиях, которым когда-то завидовал и думал: «Возможно ли у нас такое?».

 

Оказалось, возможно. Да, у нас не Москва и даже не Екатеринбург. Но за последнее десятилетие культурная жизнь города сделала такой резкий разворот, что вопрос: «Куда сходить с ребенком на выходных или где отдохнуть?» уже не вызывает растерянности и озабоченности. В городе появилась очень хорошая культурная среда, закрепились культурные традиции. И рабочая интеллигенция, и инженерная, и власть, и бизнес стали хорошо относиться к культуре. Точнее, к тому, что стоит под этим словом. А также к тем, кто помогает вдумчивому восприятию искусства, подталкивает к встречам с прекрасным.

 

На уровне стоим…

 

Концерты, спектакли и выставки… Их уже давно не называют «художественной самодеятельностью». Уровень стал другим. Профессиональным, стильным, красочным. А власть и бизнес осознали, что инвестиции в культуру - не имиджевая блажь, но перспективное вложение. И социальные дивиденды от этого год от года только растут. Мы все видим, что пошла цепная реакция. Десять лет назад билеты на выступления белогорских артистов - что маленьких, что взрослых - силой заставляли брать. И зачастую в принудительном порядке отправляли на очередной городской концерт для палочки и массовости. А сегодня - обиды и жалобы вплоть до главы Белогорска, если билетов не хватило. И праздничные концерты, которые проводятся не один, а уже два раза. Чтобы все посмотрели, все услышали. Как, к примеру, на 8 Марта…

 

Первые общегородские проекты вызывали у простых горожан, скорее, сомнения - что, если скучно, что если бледно и пресно? Кто ж тогда знал, что уровень их организации окажется таковым, что очередные музыкальные и конкурсные проекты вызовут настоящие аншлаги, а мест в концертных залах попросту не будет хватать…

 

The best of the фест

 

Так уже зарекомендовали и стали перспективными драйвер культуры в Белогорске - фестивали. «Флагманом» этого движения в частности, и культурного развития города в целом сегодня считается фестиваль невест. Он традиционно проходит в ноябре и участниц на него в прошлом году собирали уже в восьмой раз. Идею руководство города с самого начала поддержало. Как, впрочем, и «Новогоднюю сказку», которой в этом году «стукнет» семь лет. Праздничное шоу проходит по мотивам известных произведений, его участниками становятся известные в городе люди. И тут уже не оперируют категориями «профессиональность» и «талант». Но и слово «провинциальность» никак не клеится. Здесь на первый план выходит феномен, присущий любому русскому, жителю амурского Белогорска в частности - неуправляемость и спонтанность в эмоциональном выражении, своя, неповторимая идентичность и огромное желание быть причастным. Отсюда и теплое восприятие шоу со стороны горожан любого возраста на протяжении семи лет.

 

Второй год подряд в Белогорске с размахом проводится конкурс «Голос по-белогорски» и «Голос по-белогорски. Дети». Его первый финал состоялся 1 мая 2015 года. Длился он тогда более четырех с половиной часов. Городской гала-концерт стал событием года и вызвал немало споров и размышлений на тему: «А чем мы столичных артистов хуже?». Победили в нем тогда Кристина Руденко (категория «Дети»), среди взрослых - Артем Лобынцев. Победители получили денежные призы на сумму 25 тысяч рублей каждый. А вместе с вручением дипломов к зрителям и организаторам пришло осознание, что мы уже давно не какая-то провинция. И голос нашего самородка вполне может зазвучать на музыкальных площадках Москвы… Возможно, поэтому сегодня на конкурс не просто просятся, рыдают, доказывая жюри, что смогут, что получится, что не пожалеют…

 

В прошлом году руководство белогорской культуры пошло еще дальше и замахнулось на международный уровень, проведя в городе фестиваль национальных культур. В феврале школа искусств встречала гостей из Азербайджана, Армении, Тувы, Осетии. Были эвенки, белорусы, украинцы, буряты, узбеки, русские и китайцы. И белогорцы в один день смогли познакомиться с самобытным миром разных народов через блюда, традиционные ремесла и рукоделие, национальную музыку, танцы, песни и речь.

 

Сценический интерес

 

Впрочем, не только фестивалями известная белогорская культура. Здесь действует народный театр, два десятка студий, несколько ансамблей и хоров. Основные места их обитания и процветания - ДК «Амурсельмаш» и центр культурного развития. Недавнее открытие последнего стало событием областного масштаба. Во-первых, первый на Дальнем Востоке, во-вторых, с уникальным обликом из стекла и бетона, соответствующий назначению и имеющий огромный потенциал.

 

Что же касается коллективов, то многие из них заслуживают самого пристального внимания. Наиболее известными за пределами Белогорска являются гимнасты и акробаты цирковой студии «Ритм», рок-группа «Версия», участники ансамблей «Казачья вольница», «Забава» и «Стиль», детской «Компании «Твикс»… Раз в три года каждый коллектив подтверждает свое звание «народного». Отсюда - обязательные концерты, выступления и участие в разных мероприятиях, и достижения, получившие признания на областном или российском уровнях.

 

При всем при этом эти коллективы делают совершенно разные люди. Дети, подростки, молодежь, медицинские работники, педагоги, юристы, пенсионеры. Люди разных социальных статусов, возраста, образования. Все приходят сюда в поисках чего-то особенного. С трудом верится, что когда-то и детей, и взрослых работники городской культуры завлекали в ансамбли и студии, уговаривая: «придите!». Сегодня белогорцы сами просят: «ну, возьмите…». Тот же «Твикс» - начинался с четырех человек, а сегодня это коллектив, состоящий более чем из ста детей.

 

Вот и шутят теперь всерьез горожане: «Скоро концертный зал строить придется»…

 

Искусство говорить

 

Другая важная сфера искусства - сила слова и театра. Если «медведь на ухо наступил», а танцевальные па - не жизненная цель, есть единственный в городе театр. Народный, имени А.И. Уласовец. Это старейший народный коллектив. О самих участниках этого, конечно, не скажешь.

 

А еще есть молодежная театральная студия, и студии «Властелин слова» и «Творческий союз». Самые известные театральные постановки - те, что прогремели на всю область. «Поэт из настоящих» - памяти Леонида Завальнюка, спектакль «Золушка» по мотивам известной сказки и спектакль памяти поэтессы Марины Цветаевой. Их режиссером стала Людмила Мицай, начальник управления культуры. За то, как было рассказано о жизни и творчестве Цветаевой, ее удостоили награды губернатора Приамурья.

 

Для театралов это серьезное достижение. Для простого жителя - подтверждение того, что спектакль будет волновать, заставит думать, а не сидеть в покое, разглядывая детали костюмов. Помню, Людмила Мицай как-то сказала: «Театр не должен оставлять равнодушным. Выйдя из зала, зритель должен волноваться. Если он испытал несколько чувств - от улыбки до злости, значит, спектакль достиг своей цели - сердца, души и ума зрителя…».

Трудно спорить.

 

Выставленные на обозрение

 

Еще одно знаменательное событие прошло летом 2016-го и поставило Белогорск в один ряд с культурно-развитыми малыми и средними городами России. Речь идет о проекте «Место встречи с искусством». В рамках его реализации в город приехал передвижной фонд репродукций советских художников. У горожан появилась уникальная возможность увидеть копии известных полотен Петрова-Водкина, Грекова, Лактионова, Штейнера и других. Это был еще один серьезный шаг в приобщении жителей города к серьезному искусству. Искусству лицезреть, а затем осмысливать увиденное и услышанное от экскурсоводов…

 

Территория древности

 

Но все же куда привычнее нам приходить в музей, который на протяжении вот уже нескольких десятилетий является наиболее статусной выставочной площадкой города. Изначально он не был рассчитан на развлечение, рассказывая, в основном, о революции, войне, успехах социалистического строительства и природных богатствах. Облик музея сформировался в советские годы - с чучелом медведя со стеклянными глазами, двумя зайцами - в зимнем и летнем варианте - деревянными изделиями времен дореволюционной эпохи, пулеметом времен Гражданской войны да бесконечными листовками и газетами, демонстрирующими уровень жизни горожан, а заодно и их достижения в производстве мяса, молока и кондитерских изделий. Этого было достаточно, чтобы у белогорцев и приезжавших в город жителей района создавалось ощущение культурного просвещения.

 

Современность внесла в работу музея свои коррективы. Общественный интерес к местной истории понемногу пропал. Перестал завораживать и облик подстреленного когда-то медведя с окружающими его чучелами пернатых. Интересы современной аудитории никак не соотносились с музейными, и люди предпочитали обходить его стороной.

 

Но в последние годы сюда вернулись исторические разделы. Экспозиции стали превращаться в музеи советской повседневности со старыми утюгами, радиоприемниками, мясорубками, перемежающиеся с картинами местных художников, манекенами в кокошниках и переходящими красными знаменами, создавая тот коктейль, который пришелся по вкусу. Или, к примеру, выставки старых игрушек, моды советских времен и новогодних украшений, когда-то пылящихся в коробках, а потом вытащенных на свет божий ради развлечения и ностальгии… Впрочем, не менее интересен оказался и скелет мужчины раннего средневековья VII-IX века нашей эры, выставляемый «на показ» в течение месяца.

 

Это сегодня и заставляет идти людей в музей.

 

Собрание сочинений

 

Может ли человек существовать без книг?.. Если трезво посмотреть на ситуацию, может, наверное. Но человек, не прошедший путь чтения,- это человек без воображения. Уж не знаю, кто это сказал, но - в точку. Считать, что в век «цифровой революции» книги стали менее значимыми, неверно. Интернет-ресурс далеко не всем доступен и понятен. Чтение же хороших книг дает возможность самостоятельно мыслить и учиться этому.

 

Возможно, поэтому централизованная система библиотек в городе продолжает быть. И вот уж скоро сорок лет как белогорские библиотекари привлекают детвору к чтению. А горожанам постарше есть куда заглянуть за томиком любимого романа или детектива - в здание центра культурного развития. Именно здесь сегодня и располагается центральная библиотека Белогорска.

 

На чем культура стоит

 

Когда говорят о «городской культуре», как правило, имеют в виду ряд учреждений: ДК «Амурсельмаш», объединенную дирекцию городских парков, школу искусств, библиотечную систему, музей, центр культурного развития. И каждое заслуживает отдельной публикации, отдельного разговора. Но всех объединяет то, что за последние десять лет эта сторона жизни города изменилась до неузнаваемости. От художественной самодеятельности мы перешли к профессиональным проектам, будь то конкурс, фестиваль или сельскохозяйственная ярмарка, организация которой, кстати, также лежит на плечах управления городской культуры. Белогорская культура добилась успехов, признания и уважения. Ее полюбили, ею «заразились» не только зрители.

 

- Уйти из нее невозможно, - признается замначальника управления культуры Татьяна Леснова. - Я пробовала. Но недолго продержалась. Вернулась и теперь горжусь, что причастна к этому миру, к этой жизни. Каждый коллектив, каждый человек, которые работают в городской культуре, вызывают лишь восхищение и уважение. Сюда случайные люди не приходят. Таких здесь нет. Культура очень важна в жизни каждого из нас. Конечно, без нее не погибнешь, как без воды или пищи, но ее отсутствие приведет к потере «аппетита» к жизни.

Елена Гладышева

НазадАрхив