Сегодня на Амуре № 14 (11 апреля) 2017 г.


Жилконтроль учит управлять

 

Жилкомхоз

 

В прошедшую пятницу, 7 апреля в зале заседаний городской администрации собралось беспрецедентно большое количество старших домов. Хотя правильнее было сказать председателей советов многоквартирных домов. О том, что они узнали нового на специально организованном для них обучающем семинаре и почему иногда отказывались внимать голосу разума и закона - корреспондент газеты «Сегодня» Елена Гладышева.

 

Зал заседаний был заполнен еще задолго до начала семинара. Тем, кому места не хватило, сначала скромно стояли возле окон, а потом стали проходить и занимать места за стоявшими в полукруг столами. Но и этого оказалось недостаточно. Тогда в зал внесли несколько скамеек. И сидячих мест, наконец, хватило всем.

 

Количество пришедших сильно впечатляло. Когда в зал заглянул замглавы по ЖКХ Александр Башун, то и он был удивлен. Настолько, что решил не уходить и остался стоять и слушать, о чем говорили, что обсуждали и на что жаловались «старшие». Их в зале было не менее ста человек.

 

Разговор начался с разъяснения правил проведения семинара. Сначала - доклады, потом - вопросы, сразу предупредила «старших» муниципальный жилинспектор Наталия Трушина. Чтобы разговор получился конструктивным. Правда, придерживаться этого правила удавалось с трудом. Тема ЖКХ остается одной из самых больных для любого жителя. И даже если все будет хорошо, недовольные всегда найдутся. И судя по комментариям, некоторые «старшие» пришли на встречу с одной целью - поскандалить и кого-нибудь обвинить.

 

Впрочем, таких было единицы. И это радовало. В большинстве своем «старшие» делились проблемами, задавали вопросы, записывали (или старательно запоминали) все то, о чем говорили специалисты городской администрации. И судя по итогу семинара, о многом они узнали впервые.

 

Контроль или президент?

 

К примеру, не были в курсе того, что в Белогорске есть жилищный контроль (его специалисты находятся в здании горадминистрации, каб. N407), подчиняющийся напрямую жилищной инспекции Амурской области. Первое, что он проверяет - выполнение управляющей организацией обязательств в рамках договора на управление МКД. Второе - соблюдение жилищного законодательства самими гражданами. К примеру, как они содержат свои жилые помещения или законно ли проводят в них перепланировки.

 

Именно в жилконтроль нужно обращаться, если есть жалобы на качество предоставляемых «управляйками» услуг. Логика некоторых белогорцев порой не поддается рациональному объяснению. Люди почему-то считают, что проблема с отоплением в доме решится быстрее, если написать президенту, а не просто позвонить в «аварийку».

 

- Конечно, это право каждого, писать обращения, - говорит Наталия Трушина. - Но обращение будет «идти» минимум месяц от приемной до субъекта, затем до муниципалитета, где специалист займется решением вопроса. В то же время достаточно просто позвонить в аварийную службу управляющей компании. Или в жилконтроль. И проблема будет решена в течение часа или суток!

 

И Наталия Трушина приводит пример.

 

Звонят горожане, сообщают: пять дней сидим без воды. Жилконтроль звонит в управляющую. Там не в курсе проблемы. Начинают выяснять: оказывается, что кто-то из жильцов делал в квартире ремонт, перекрыл стояк и уехал. Мастер выезжает на место и открывает воду…

 

Сидящие в зале кивают головами: мол, знаем, бывает и такое...

 

Без бумажки не председатель

 

Итак, документы, которые нужны тем, кому жильцы доверили быть «старшим».

 

- Во-первых, - перечисляла жилинспектор, - это протокол общего собрания о выборе совета дома и его председателя. Совет дома должен переизбираться каждые два года. Но так как время летит быстро, а провести собрание порой сложно, то совет: увеличьте срок полномочий до 10 лет…

 

- С ума сойти! - выдохнул кто-то в зале.

 

Наталия Трушина услышала.

 

- Если не захотите этим заниматься, то сложите с себя эти полномочия в любое время, - успокоила она.

 

И продолжила:

 

- Для чего нужен председатель совета дома? Чтобы быть посредником между жителями и управляющей компанией. А чтобы его работа была эффективной, вам понадобиться реестр собственников помещений. Как вести его и что в него писать - решать вам. Но обязательная для него информация - номер квартиры, ФИО собственника и квадратура его жилого помещения. Кстати, эта информация есть в управляющей компании. А чтобы узнать, какие квартиры в доме муниципальные, нужно обращаться в комитет имущественных отношений.

 

- А они зачем? - удивился один из «старших».

 

- При проведении собраний за эти жилые помещения «голосует» муниципалитет, - пояснила жилинспектор.

 

Для чего нужен реестр, она объяснила следующим примером.

 

- За этот отопительный период жилконтроль несколько раз сталкивался с такой проблемой: собственники уезжали в отпуск и оставляли открытыми окна и балконные двери. А жители начинали жаловаться на промерзание стен. Приходилось вызывать вышку (если это были верхние этажи) и закрывать окна. Проблема решается намного быстрее, когда есть контакты собственника. И дешевле. Ведь работа вышки и мастера потом оплачивается за счет средств на содержание общего имущества дома...

 

Управляя, управляй

 

Следующий документ - договор управления многоквартирным домом, на котором и строится работа с «управляйкой».

 

- Есть два способа управления, - напомнили «старшим», - непосредственный и управление управляющей организацией. При непосредственном (его имеют право выбирать только дома, где не более 30 квартир) заключается договор с обслуживающей организацией на оказание услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества. Коммунальные услуги в данном случае предоставляются ресурсоснабжающими организациями - «Горэнерго», «Водоканалом» и прочими. При управлении управляющей компанией заключается договор управления. И управляющая с этого момента несет ответственность за все - и за содержание общего имущества, и за предоставление коммунальных услуг.

 

Важная составляющая договора - перечень работ и услуг по содержанию общего имущества. То, что входит в первую строку, указываемой в квитанциях на оплату.

 

- Плата за содержание общего имущества складывается именно из этого перечня, - с расстановкой разъясняла присутствующим Наталия Трушина.

 

- Учитывая то, что у домов разные техническое состояние, степень износа, то и перечень работ должен быть разным. Как и цена договора. Государством утвержден минимальный перечень работ и услуг, который обязаны оказывать управляющие компании. Часто приходится слышать: мы устали бороться со своей «управляйкой», она ничего не делает! Однако так заявлять в корне неправильно.

 

Люди в зале загудели. Судя по всему, такое мнение имеет место быть. Жилинспектор подняла руку, останавливая возражения.

 

- Вот вам пример. Житель дома пожаловался в феврале на бездействие управляющей. Мы запросили информацию. Выяснилось, что с начала года за два месяца жильцами дома только в аварийную службу было подано 42 заявки!..

 

Присутствующие в зале в ответ молчали.

 

Амбициозный план лучше никакого

 

- И это та работа, которая делается ежедневно, но которая незаметна для остальных жильцов, - продолжала выступающая. - Но есть также работа, которую необходимо планировать. Итак, мы перешли к другому вопросу - план работ. У кого он есть?

 

Из сотни присутствующих руки подняли лишь несколько человек. «Печально», - констатировала Наталия Трушина.

 

- Советую всем составить его, - убеждала она «старших». - Так вы сможете построить конструктивную работу со своей управляющей. Тут нужно четко понимать, чего вы от нее хотите. Уинстон Черчилль как-то сказал: лучше иметь амбициозный план, чем не иметь никакого. Я с ним полностью согласна! Лучше много запланировать, тем более что план - не догма, некоторые работы можно перенести на следующий год. Для этого нужно встретиться со специалистами управляющей компании, провести совместные осмотры общего имущества дома, составить перечень необходимых работ. И обязательно учесть мнение остальных жильцов. Ведь кого-то больше беспокоит состояние подвалов, кого-то - крыши или текущий ремонт. Узнать, какой суммой располагает ваш дом…

 

Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству. К сотрудничеству с жителями дома, чтобы не было, как в той басне про лебедя, рака и щуки. И к сотрудничеству с вашими управляющими компаниями. Конфликт ничего хорошего не принесет. И смена управляющей тоже не выход. Научитесь с ней работать, - с жаром призвала жилинспектор.

 

- А если они нас не слышат? - крикнули ей.

 

- Заставьте, - воскликнула она. - Вторая составляющая успеха - инициатива. Человек, который чего-то хочет, всегда этого добьется! И помните: мало составить план, необходимо контролировать его выполнение. И если в план вносятся коррективы, должно быть разумное тому объяснение.

 

 

Не с должников спрос

 

Последовавшее затем обсуждение вопросов накалило страсти и эмоции. Первой искрой стал вопрос о должниках.

 

- В управляющей компании в ответ на наши заявки отвечают: денег нет, - гремел на весь зал возмущенный представитель «старших домов», - а все потому, что в доме живут должники. Правильно ли это?

 

- Нет, неправильно, - ответила жилинспектор. - У управляющих компаний есть возможность взыскивать коммунальные долги через суд. Другой момент, что возврат долгов зависит от работы приставов. Но есть еще такой момент, как общественное порицание…

 

Это была ошибка.

 

- Мы что, им тыкать пальцем должны? - поднялся в зале шум. - Да и плевать хотели некоторые такие на нас, мы им не указ!

 

- Убрать управляющие компании, чтобы вообще их не было! - завопил с места пенсионер. - Раньше за воровство под суд шли!

 

Сидящие рядом зашикали на него, замахали руками.

 

- Ты что городишь? - набросились на него. - Мы тут не на митинге!

 

- Вы спрашиваете, может ли объем запланированных средств уменьшаться на сумму задолженности? - начала было Наталия Трушина. Ее слова утонули в гуле зала. Но все-таки достигли ушей некоторых присутствующих. И пошла волна шиканий и призывов замолчать. Зал притих.

 

- Однозначно, нет, - продолжила жилинспектор. - С должниками управляющая должна разбираться сама, а вы только помогать. Ежемесячно граждане оплачивают, в том числе, и услугу управления. И если денег не хватает, то управляющая должна взять средства отсюда.

 

- О как! - воскликнул один из «старших». Остальные одобрительно загудели.

 

Последующий вопрос о повышении с января этого года размера оплаты за обслуживание жилого фонда, как ни старалась Наталия Трушина, свел на нет все попытки дальнейшего конструктивного общения с участниками встречи. То, что повышение произошло в соответствии с нормами действующего законодательства, проверено и просчитано надзорными и проверяющими органами, некоторые «крикуны» принимать и понимать отказывались. Семинар стал больше похож на митинг, где одни старались перекричать других, а третьи устало прикрывали уши, дожидаясь окончания.

 

И тогда люди стали расходиться.

 

Остались те старшие домов, кто действительно был заинтересован в выстраивании конструктивного диалога с «управляйками». Кого больше волновали вопросы уборки территории между домом и проезжей частью, качественного отопления и водоснабжения, соблюдение правил благоустройства и законности начисления ОДН, чем скандалы и обвинения, ничем не подкрепленные.

 

И были рады, что все-таки им удалось не разругаться.

 

А то, что кто-то выпустил пар - так не без этого.

Елена Гладышева

НазадАрхив