Сегодня на Амуре № 18 (9 мая) 2017 г.


Без света виноватый

 

приговор

 

Эта трагедия случилась два года назад, поздним мартовским вечером на автотрассе Белогорск-Благовещенск. На грузовом автомобиле внезапно отключились световые приборы. А через некоторое время сзади на полном ходу в него врезалась иномарка. От удара она подлетела вверх и рухнула на ехавшую навстречу легковушку. В той аварии погибли двое пассажиров - молодой мужчина и мальчик...

 

17 марта трое взрослых, пожилая женщина и двое мужчин, ехали из Белогорска в Благовещенск. С ними был 12-летний Рафаэль. Мальчуган отпросился у родителей проводить бабушку до аэропорта. Та некоторое время гостила у своих родственников в Амурской области, и теперь возвращалась в Армению. Мальчик и бабушка сидели на задних сидениях. В это время в Белогорск из Томичей направлялся ЗИЛ с полуприцепом-цистерной. До города оставалось 16 км, когда у машины отказала электрика - отключились световые приборы. В это время со стороны Благовещенска ЗИЛ нагнала другая иномарка. Ее водитель не увидел грузовой автомобиль и врезался в задние колеса полуприцепа. Иномарку выбросило на встречную, подкинуло в воздух и со всей силы швырнуло на машину, двигавшуюся навстречу…

 

Дело об этой страшной аварии было передано в суд спустя год. Рассматривал его федеральный судья Денис Суханов. Сторону гособвинения представлял прокурор Белогорского района Владимир Рощупкин. На скамье подсудимых - водитель ЗИЛа Дмитрий Киселев. В числе потерпевших - супруги Епремян, потерявшие любимого сына, и вдова 29-летнего Саака Аветисяна. Без отца остались двое маленьких детей - четырехлетний мальчуган и двухлетняя девочка. Другой участник дорожно-транспортного происшествия - водитель второй иномарки Игорь Доев - проходил по делу как свидетель. Правда, ни на одно судебное заседание он так и не явился.

 

Судебные заседания проходили в довольно сложной эмоциональной обстановке. Свидетель стороны обвинения - оставшийся в живых водитель раздавленной иномарки, рассказал суду, что в Благовещенск они ехали не торопясь, со скоростью не более 70 км в час. «Сначала я увидел «игравшую» фарами едущую вдалеке машину, было понятно, что ее водитель развил большую скорость, потом - темный силуэт ЗИЛа», - вспоминал на суде мужчина. Затем был удар. Их машину отбросило в сторону.

 

- Когда я пришел в сознание, поднялся, увидел, что Аветисян (сидел рядом с водителем, - прим. автора) не дышит. И что Рафаэль лежит без дыхания. Но на мальчике не было крови, - рассказывал он суду.

 

Вскоре на место происшествия прибыли наряды ГИБДД, затем - скорая. 12-летнего Рафаэля врачи не спасли. Мальчик умер по пути в больницу…

 

В суде участники процесса пытались понять и разобраться, почему отказала электрика ЗИЛа. Что стало тому причиной - возраст автомобиля или плохое техническое обслуживание? Также обе стороны - и обвинения, и защиты - настаивали на том, чтобы Игоря Доева, второго участника аварии, доставили в суд для дачи показаний. Как заявили в суде супруги Епремян, он намеренно скрывается. При чем, не где-то в Северной Осетии, а здесь, рядом, в Благовещенске. Они были уверены и настаивали на том, что он не меньше виноват в произошедшей трагедии…

 

Приговор по делу был оглашен 17 апреля. Виновным в аварии суд признал водителя ЗИЛа Дмитрия Киселева. Ему назначено наказание в виде четырех лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении и запретили садиться за руль в течение двух лет…

 

Пока длился судебный процесс, стороны старались избегать давать какие-либо комментарии. Кроме потерпевших. Баграт Епремян рассказал, что в Белогорск его семья переехала жить пять лет назад. Здесь в школу пошел их старший сын. Он был замечательным мальчуганом, вспоминает отец, добрым, отзывчивым, учился с большим удовольствием, схватывал все на лету, занимался спортом. И ждал, когда на свет появится сестра. Но не дождался. Она родилась через два месяца после аварии…

 

Сторону гособвинения в этом деле представлял прокурор Белогорского района Владимир Рощупкин. После того, как приговор был оглашен, он прокомментировал позицию обвинения. В первую очередь он пояснил, почему к ответственности не был привлечен второй участник ДТП Игорь Доев, машина которого взрезалась в ЗИЛ и рухнула на автомобиль потерпевших, не оставив шанса выжить взрослому и ребенку.

 

- В соответствии с российским законодательством за совершение ДТП может быть привлечено только одно лицо, - рассказал он. - Экспертным путем устанавливается, чьи действия непосредственно явились причиной аварии. Подчеркну: по данному уголовному делу было проведено две автотехнических экспертизы. Первую провело ЭКО по Амурской области. Но потерпевшие не согласились с ее результатами. Тогда экспертиза была назначена повторно, в ЭКО МВД Хабаровского края. Выводы были аналогичные: первопричина аварии - неисправность ЗИЛа и действия его водителя.

 

При этом замечу, что районная прокуратура дважды возвращала уголовное дело для дополнительного расследования. То есть, первоначальные выводы следствия нас не устраивали. Не было 100-процентной уверенности, что виноват именно водитель грузового автомобиля. Но когда были проведены повторная экспертиза и дополнительные следственные мероприятия, организованные по рекомендации эксперта, виновность его подтвердилась.

 

Есть еще один момент. Первоначально еще в качестве свидетеля подсудимый давал показания, что он двигался с потухшим светом некоторое время, что категорически запрещено правилами дорожного движения. Но эти показания я, как гособвинитель, на суде не мог использовать. Напомню, согласно статье 51 Конституции РФ лицо не может свидетельствовать против самого себя. Следовательно, показания, которые Киселев дал в качестве свидетеля, не могли быть использованы в суде в качестве доказательств его вины.

 

Но экспертиза все подтвердила. В тот момент, когда произошло столкновение, в нарушение всех правил ЗИЛ продолжал двигаться по дороге с потушенным светом, создав тем самым аварийную ситуацию. Перед судебными заседаниями я специально выезжал на место, смотрел дорожную обстановку. У Киселева была возможность, когда перед въездом на тот перекресток погас свет, свернуть на второстепенную дорогу. Тем более, что он профессиональный водитель с 10-летним стажем вождения по категории «Е». К тому же на ЗИЛе он проработал больше года, знал технические характеристики автомобиля...

 

- То есть, говоря простым языком, положился на авось?

 

- Да. И судя по ситуации, думаю, он просто торопился домой. Когда выехал из Томичей, было уже поздно. По хорошему, надо было останавливаться под Белоцерковкой, вызывать тягач, ждать, пока придет помощь…

 

А он понадеялся, что потихоньку доедет до города. Конечно, в судебном заседании Киселев этого не говорил. Но из ситуации и из его показаний, которые он давал, как свидетель, выходило так.

 

- Когда было принято процессуальное решение предъявить обвинение именно Киселеву?

 

- Изначально, пока не была проведена первая техническая экспертиза, ни Киселев, ни второй участник ДТП Доев не были обвиняемыми. Были проведены следственные мероприятия, на их основании назначили техэкспертизу. И когда уже эксперт выдал заключение, стало понятно, что в аварии виноват именно Киселев. Тогда его и допросили в качестве подозреваемого. Кстати, с этого момента его показания изменились...

 

- Но почему тогда второй участник ДТП так и не явился в суд?

 

- Я понимаю, почему. Потому что потерпевшие были настроено негативно по отношению к нему. Ну, вот решили они, что он виноват, и все.

 

- Но гособвинение было совершенно иного мнения…

 

- Согласно технической экспертизе, водитель даже при скорости в 130 км в час при наличии на ЗИЛе освещения мог бы избежать столкновения. Мы допросили трех водителей: автомобилей Toyota Marino, где погиб ребенок, Toyota Brevis, врезавшегося в ЗИЛ, и еще Toyota Harrier, двигавшегося вслед за машиной потерпевших. Ни один не увидел в наступившей темноте грузовой полуприцеп... Водитель Toyota Marino, заметив дальний свет впереди идущего автомобиля, переключился на ближний. Тоже самое сделал и Игорь Доев, водитель Toyota Brevis. И в темноте, в ближнем свете он слишком поздно увидел темнеющий контур ЗИЛа. От удара его машину подкинуло вверх и выбросило на встречную полосу. На Toyota Marino…

 

Опять же ситуация чем осложнялась. Кто-то сказал потерпевшим, что водитель Toyota Brevis был в состоянии алкогольного опьянения. Однако есть карта вызова скорой помощи, в которой говорится, что водитель на момент осмотра не был пьян. А врачи «скорой» - люди незаинтересованные, переписать медкарту им нет смысла.

 

Второе. Водитель Toyota Harrier, оказав помощь Игорю Доеву, посадил его в свой автомобиль. И никакого запаха алкоголя в закрытом авто он не чувствовал.

 

В общем, виноватым в произошедшей аварии был именно водитель ЗИЛа, нарушившим правила дорожного движения.

 

- В качестве наказания суд назначил Дмитрию Киселеву четыре года колонии-поселения. По Вашему мнению, это адекватное совершенному им преступлению наказание?

 

- Полагаю, что да. Дело еще вот в чем. Во-первых, колония-поселение - это не совсем колония, здесь облегченные условия содержания осужденных. Во-вторых, после отбытия половины наказания он будет иметь право на условно-досрочное освобождение.

 

- Но на суде осужденный категорически не признавал свою вину. Это сыграло свою роль?

 

- Если бы Дмитрий Киселев признал вину, раскаялся, заявил ходатайство о рассмотрении уголовного дела в особом порядке, то наказание было бы гораздо мягче. Кстати, в моей практике нередко бывало, что подобные дела прекращались в связи с примирением сторон. И подобные аварии с участием грузовых автомобилей тоже происходят на этой трассе нередко. Был случай, когда трактор выехал на дорогу без освещения и в результате под него попала легковушка. Были пострадавшие. К сожалению, водители, которые выезжают на автотрассу, думают, что это как в сельской местности - движения мало, можно остановиться, где захотел. Но практика показывает: трагедия может случиться где угодно…

 

В заключение добавим, что семья, которая потеряла в той страшной аварии своего сына, переехала жить и работать в Благовещенск. Как рассказал по телефону Баграт Епремян, переезд связан с работой. Но до сих пор и он, и его супруга считают виновным в аварии, в том числе, и Игоря Доева. С выводами следствия, экспертизы и приговором суда они так полностью и не согласились...

Елена Гладышева

НазадАрхив