Сегодня на Амуре № 18 (9 мая) 2017 г.


А вы меньше ешьте…

 

ситуация

 

После того, как в 2012 году был принят «закон Димы Яковлева», в российское законодательство было внесено около сорока важных поправок. Институт приемных семей и опекунов был поднят на новый уровень, а отношение к тем, кто забирал детей на воспитание из детских домов и приютов в свои семьи, изменилось. В итоге федеральный банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократился вдвое.

 

Не последнюю роль сыграла материальная поддержка государства. Однако меркантильные интересы не всегда играли здесь главную роль. Кто-то попросту не мог оставить родную душу в стенах госучреждений. И сначала думали о судьбе оставленного матерью-отцом ребенка, а лишь потом - о финансовой стороне дела. Иногда - спустя время.

 

Как, к примеру, Алла Николаевна Горбунова. Вот уже тринадцать лет она воспитывает и растит оставшуюся без родителей внучку Лену. Об истории их жизни мы уже рассказывали. Когда умер сын, невестка уехала, оставив маленькую дочь у пожилой женщины. Вернулась через некоторое время, чтобы со скандалом и силой забрать малышку. Как выяснилось позже, ради социального пособия...

 

Алла Николаевна вернула внучку себе, едва узнала, что та оказалась в приюте. То маленькое, испуганное существо, которое предстало перед ее глазами в соцучреждении, вспоминала женщина, потрясло до глубины души. И даже спустя много лет она может все вспомнить до мелочей. Девочка не признавала из еды ничего, кроме хлеба с растительным маслом и консервы. На кровати ребенок спать отказывался - привычнее был пол. Когда же постепенно привыкающая к новым условиям жизни у бабушки Лена заговорила, то та чуть не упала в обморок. Ребенок, на чьих глазах мать вела разгульный образ жизни, выражался так, что «уши вяли»...

 

На то, чтобы вернуть ребенка в нормальное состояние, у Аллы Николаевны ушел год. На оформление всех документов - и того больше. Долгое время женщина содержала ребенка фактически за свой счет. Но не горевала. Она научила внучку играть в игрушки, есть фрукты, умываться по утрам и радоваться маленьким, но важным в ее жизни событиям. Например, новой игрушке, походу в кино или в парк, елке с подарками на Новый год. Потом Лена пошла в детский сад, школу…

 

Сегодня девочка уже изучает свою будущую профессию и строит планы на жизнь. Кстати, Алла  Николаевна и ее внучка по-прежнему живут в двухкомнатной квартире в старом кирпичном доме по улице 50 лет Комсомола. Девочка не захотела селиться в общежитие и осталась жить с бабушкой. И пожилая женщина ведет общее хозяйство, периодически обращаясь в отдел опеки и попечительства за решением тех или иных вопросов.

 

Но вот последнее обращение к чиновникам, точнее, предпоследнее, стало большим испытанием для маленькой семьи. В январе Алла Николаевна обратилась в отдел опеки за разрешением о снятии со счета внучки, на котором аккумулировалась пенсия по потери кормильца, денег. Они нужны были, пояснила женщина, чтобы закупить продукты. Практически всю свою пенсию - это около девяти тысяч рублей - она потратила на покупку топлива. Стипендия, которую получала внучка, шли на поездки на автобусе, перекусы в учебном заведении, девичьи мелочи. В общем, денег катастрофически не хватало. Но в ответ Алла Николаевна получила категорический отказ. На вопрос: «Почему?», услышала в ответ: «Меньше ешьте!». Примерно то же услышала и сама девочка, отправившаяся после бабушки на прием к специалисту отдела опеки. Более того, от чиновниц подросток услышала «совет»: мол, пусть бабушка откажется от опеки, а ты переселяйся в общежитие…

 

Рассказывая об этом, Алла Николаевна едва сдерживала слезы. Она искренне не понимала, как чиновница могла так сказать. Ее можно понять - ей пришлось пережить немало неприятных ощущений, вызванных бессилием перед грубостью. «Почему с одними опекунами здесь разговаривают вежливо и с пониманием относятся к их проблемам, а с другими - словно перед ними попрошайки? Впереди меня в кабинете побывала женщина, которая также опекает несовершеннолетнюю девочку. И с ней общались совсем по-другому. Более того, пообещали помощь. А едва я переступила порог, как на меня словно собак спустили… Меньше ешьте? Она, что, из своего личного кармана деньги дает на продукты?», - искреннее недоумевала пожилая женщина.

 

Объяснять, почему и как, пришлось начальнику городского отдела опеки и попечительства Елене Ищенко. На прием к ней мы пришли с Аллой Николаевной вдвоем. Женщина сильно нервничала и переживала. Впрочем, как оказалось, напрасно. Разговор с Еленой Ищенко длился около получаса. Он оказался обстоятельным, спокойным и результативным. Вместо обвинений и сомнительных советов - извинения за слова и поведение сотрудницы и разъяснения, на что Алла Николаевна, как опекун, может рассчитывать. И, конечно же, ей пошли навстречу, решив денежный вопрос, не нарушавший прав опекаемой.

 

Что помешало это сделать сразу, осталось неизвестным. Равно как и то, каким был разговор начальника отдела опеки и попечительства с подчиненной, которая позволила себе грубость в отношении пожилой женщины-опекуна. Однако с тех пор у Аллы Николаевны непонимания с сотрудниками отдела не возникало…

 

В завершении нашей встречи начальник опеки и попечительства Елена Ищенко напомнила, на что вправе рассчитывать опекуны (попечители) и приемные семьи. Так, по словам Елены Ищенко, на сегодня ежемесячно им выплачивается денежное содержание в размере 6819 рублей на каждого ребенка. Ежемесячное вознаграждение приемным родителям установлена в размере 6088 рублей на одного ребенка. Вознаграждение может быть увеличено на 10-20 процентов по определенным основаниям. К примеру, если приемный ребенок-инвалид либо у него имеются ограниченные возможности здоровья или если ему еще нет трех лет.

 

Единовременная государственная денежная выплата при передаче ребенка в семью до 1 февраля 2017 года составляла 18615,18 рублей. После этой даты ее увеличили до 19713,18 рублей. Кроме этого, согласно областному закону, единая денежная выплата при передаче ребенка в семью в возрасте с семи до 16 лет составляет 155232 рубля, ребенка-инвалида - 194040, при усыновлении ребенка этого возраста - 360 тысяч, ребенка-инвалида - 720 тысяч рублей.

 

Опекуны могут также оформить жилищные субсидии и социальные выплаты. Но с этим вопросом им нужно обращаться уже в учреждение социальной защиты населения…

 

Ну, а если вам нахамили или нагрубили… К сожалению, от грубости со стороны чиновников различных рангов никто не застрахован. Психологи говорят, что унижая граждан, некоторые из них таким способом повышают свою самооценку, другие компенсируют унижения, которые приходится терпеть от начальства, третьим нравиться чувствовать себя «хозяевами положения». Но в любом случае стоит помнить: вы не обязаны выслушивать оскорбления и терпеть унижения. Перед вами не отец-благодетель, а человек, имеющий перед вами определенные обязанности. И их исполнение государство оплачивает...

Елена Гладышева

НазадАрхив