Сегодня на Амуре № 2 (25 января) 2017 г.


Телефон подшили к делу

 

мошенничество

 

Специалисты предупреждают: в этом году число краж с банковских карт может вырасти на 30 процентов. Прогнозы сделаны на основе опроса крупнейших российских банков. Аналитики установили, что мошенники чаще всего воруют деньги со счетов с помощью вирусов-троянов и получая дубликаты SIM-карт, на которые приходят одноразовые пароли для подтверждения операций.

 

С опустошенными счетами граждане остаются и из-за собственной халатности. В Белогорске за прошедший год по этой причине кражи с банковских карт фиксировались практически еженедельно. Граждане то карту оставят на видном месте, то хранят ее в своих кошельках вместе с записанными на бумажках пин-кодами. По мнению правоохранителей, уровень осведомленности пользователей по вопросам безопасности остается низким. Потому в полиции намерены продолжить работу в этом направлении.

 

Однако это мало успокоит тех, кто обратился в отдел с заявлением о краже денег со счета, но так и не дождался возвращения своих кровных. Сами правоохранители поясняют, что раскрытие подобных дел - дело сложное. Одно дело, когда карту выкрали, деньги сняли. Совсем другое - когда доступ к деньгам мошенники получили посредством Интернета или мобильного телефона.

 

Однако и в этом случае отыскать виновного возможно. Вот только времени на это требуется больше. Тому доказательство - гражданское дело, которое было рассмотрено мировым судьей Анжеликой Мальцевой, исполнявшей на тот момент обязанности судьи мирового участка N1 по Белогорску.

 

В начале 2016 года в суд с иском к «Сбербанку России» обратилась жительница города. Она указала, что 15 февраля 2015 года с ее счета были списаны 9900 рублей. Женщина утверждала, что каких-либо операций по переводу денежных средств она не производила, смс-сообщений на ее номер телефона, к которому «привязана» банковская карта, не поступало. Она обратилась с претензиями к своему сотовому оператору и банку. Однако получила ответ, что деньги были перечислены с ее личного телефона, с ее номера при помощи сервиса «Легкий платеж». И ни банк, ни оператор к переводу денег отношения не имеют.

 

Такой расклад женщину не устроил, и она обратилась с заявлением в полицию. Однако в возбуждении уголовного дела ей было отказано. Основание - невозможность установить виновное лицо.

 

Тогда потерпевшая решила обратиться в суд за защитой своих прав, в том числе материальных. Ответственность за случившееся она возложила на «Сбербанк России», а потому потребовала взыскать с банка списанные 9900 рублей, 10 тысяч в качестве компенсации морального вреда и 50-процентный штраф.

 

В судебных заседаниях пострадавшая настаивала на том, что никаких операций по переводу денег она не совершала, идентификатор и пароль своего мобильного банка никому не сообщала. И уж, конечно, никому не давала свой телефон. Следовательно, деньги были переведены без ее ведома, и за это ответственен именно банк.

 

Чтобы установить истину, мировому судье пришлось фактически проделать работу полиции. В разные инстанции были направлены десятки запросов, а полученные ответы подвергнуты тщательному анализу. В результате выяснилось следующее.

 

Согласно представленной сотовым оператором детализации по телефонному номеру, смс-сообщения поступали не просто с ее сим-карты, но и конкретно с ее трубки, которая имеет именной IMEI (международный идентификатор, уникальный для каждого мобильного телефона). И поскольку все пароли были введены, банк произвел указанные операции.

 

Поясним, что IMEI - это общепринятый стандарт для всех мобильных устройств, который «вшивается» в телефон во время изготовления на заводе. Это что-то наподобие серийного номера, который транслируется оператору при авторизации телефона в сети. В распечатке детализации звонков и SMS-сообщений с телефона потерпевшей это и было выяснено...

 

Надо отметить, что для женщины подобное стало откровением. И на суде потерпевшая вдруг вспомнила, что в тот день, когда со счета были списаны денежные средства, у нее в доме были гости. И что вполне вероятно, кто-то воспользовался ее невнимательностью и попросту обворовал.

 

Суд в исковых требованиях жительнице города отказал. Вынося решение, мировой судья Анжелика Мальцева указала, что в соответствии с пунктом 10.20 «Условий использования банковских карт ОАО «Сбербанк России» держатель обязан исключить возможность использования третьими лицами мобильного телефона, номер которого используется для предоставления услуги «Мобильный банк». И в соответствии с этими же условиями, банк не несет ответственности за ущерб и факт разглашения банковской тайны.

 

Кстати, когда в мировой суд поступили практически все ответы на запросы, то выяснилось, что деньги были переведены на счет, открытый по одноразовой SIM-карте где-то на западе нашей страны…

 

К сожалению, многие люди, пока не столкнутся с проблемой кражи денег с банковских карт, считают, что это их никогда не коснется. Однако подобные случаи - это не просто выдержки из оперативных сводок, это реальность. Такие кражи происходят регулярно. И обычно хищения происходят из-за беспечности хозяев. Поэтому стоит запомнить семь основных правил, касающихся безопасности «Мобильного банка».

 

Первое. Не оставляйте свой мобильный телефон без присмотра и включите запрос пароля при загрузке (эта функция доступна почти во всех моделях телефонов).

 

Второе. Не подключайте услугу «Мобильный банк» на посторонние телефоны, кто бы вас об этом ни просил (даже если человек представляется сотрудником банка).

 

Третье. Если Вы потеряете мобильный телефон, на который подключен «Мобильный банк», то срочно свяжитесь с оператором сотовой связи для блокировки SIM-карты и обратитесь в контактный центр банка для блокировки услуг «Мобильный банк» и интернет-банка.

 

Четвертое. При неожиданном прекращении работы SIM-карты следует обратиться к сотовому оператору для уточнения причин, так как за этим может скрываться проведение мошеннических действий третьими лицами.

 

Пятое. Если загружаете на телефон приложения и программы, обратите внимание на предоставляемые им полномочия, например, отправка SMS.

 

Шестое. При неиспользовании номера мобильного телефона отключите от него услугу «Мобильный банк» и подключить на новый. Дело в том, что оператор сотовой связи, согласно договору, может передать неиспользуемый номер телефона другому абоненту, а с ним - и доступ к вашим счетам.

 

И, наконец, последний совет: установите на телефон, если это позволяют его технические возможности, антивирусное программное обеспечение и регулярно его обновляйте.

Елена Гладышева

НазадАрхив