Сегодня на Амуре № 20 (23 мая) 2017 г.


Аттестатом не вышли

 

Образование

 

В белогорской школе N200 девятиклассникам отказывают в переходе в десятый класс на том основании, что на экзаменах они набрали меньше баллов, чем хотелось бы администрации учебного заведения. В число счастливчиков попали всего двое. Остальным педагоги на родительском собрании предложили закончить образование в этом году.

 

В редакцию газеты «Сегодня» обратились возмущенные родители учащихся девятых классов двухсотой школы. Их дети скоро получат аттестаты об окончании неполного среднего образования. И право продолжить обучение в десятом классе, судя по всему, им придется «выбивать». «На собрании нам педагоги заявили, что только двое учеников проходят по рейтингу оценок, - рассказала мама девятиклассницы, - остальные, как нам дали понять и как бы помягче сказать, попросту «тупые», не смогут закончить 11 классов, не сдадут ЕГЭ»...

 

Избавление от неугодных и неинтересных учеников после девятого класса в школах - процесс традиционный. И не надо спорить. Могу привести массу примеров. Ну хотя бы из личного опыта. По окончании девятого класса меня зачислили в десятый класс благодаря отцу, который пообещал классному руководителю физическую и материальную помощь в капитальном ремонте класса. По мнению учителя химии Елены Сергеевны, я «мозгами не вышла», а потому не потяну учебу в 10-11 классах. Об этом она, кстати, твердила родителям на протяжении всего девятого класса. Уроки химии для меня вообще превратились в настоящий кошмар. Педагог делала все возможное, лишь бы выдавить неугодную ученицу из школы. До открытого противостояния не доходило, но приятного было мало.

 

В конце концов одиннадцатилетку я окончила. Пусть и не на «отлично», но за мой аттестат краснеть родителям точно не пришлось.

 

Через подобные тернии сегодня приходиться проходить многим школьникам. В том числе детям моих коллег. Уж каким только «катком» некоторые учителя не проезжаются по старшеклассникам, вселяя в них неуверенность в силах, способностях, сея желание бросить учебу в школе и податься в училище или техникум. Как показывает статистика городского образования, лишь третья часть ребят переходят в 10-11 классы. К примеру, в этом году одиннадцать классов закончат более 270 ребят, а девятые - более 760.

 

Конечно, никто не оспаривает тот факт, что не все дети - вундеркинды и способны успешно отучиться все одиннадцать лет. Есть, были и будут такие, у кого хватает сил и способностей лишь на девятилетку. А кто-то заканчивает одиннадцать классов со справкой…

 

Но все же право решать, сколько лет отдать школе, должно оставаться за ребенком, а не за администрацией школы.

 

Впрочем, как выяснилось, не все так просто.

 

Как пояснила начальник отдела общего образования Татьяна Рихновец, школьники, у которых есть желание продолжать обучение в школе, имеют полное право на зачисление в десятый класс. Для этого им или родителям необходимо написать и подать соответствующее заявление в администрацию школы.

 

- Что же касается 200-й школы, то здесь на уровне среднего общего образовании организованы профильные классы. Прием в них осуществляется на основании локального акта школы. То есть, в профильные классы школа имеет право делать отбор. Это предусмотрено всеми законами. Нужно, чтобы ученик набрал определенное количество баллов по профильным предметам. Те дети, которые их набирают, принимаются. У остальных есть возможность продолжить обучение в общеобразовательных классах других школ города.

 

Что ж, с этим трудно спорить. Но если в 10 класс проходят лишь двое успешных учеников, то куда деваться всем остальным? Искать места в других школах? А эти двое отличников как будут обучаться - в отдельном классе?

 

На это и.о. начальника комитета по образованию Евгения Гамаева ответила категоричным «нет». Слишком затратное это удовольствие - класс из нескольких учеников. В данном случае руководству школы придется решать, как поступить, если остальные учащиеся заявят желание продолжить обучение. Зачислять их всех в профильный, или открывать обычный класс...

 

А помощник прокурора Белогорска Екатерина Ковалева напомнила, что отказ в приеме ученика в десятый класс - это, во-первых, нарушение гражданских прав, закрепленных Конституцией России. Она гарантирует каждому общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Во-вторых, такой отказ противоречит закону «Об образовании».

 

Комментируя ситуацию, специалисты сошлись на одном: педагоги не вправе были разговаривать с учениками и их родителями в категоричной форме. И уж тем более принижать способности последних во имя имиджа школы и хороших показателей. Кстати, опытные педагоги давно подметили интересную тенденцию: зачастую троечники добиваются в жизни большего успеха, чем отличники. И примеров тому много. Но это тема уже для другого разговора.

Елена Гладышева

НазадАрхив