Сегодня на Амуре № 21 (30 мая) 2017 г.


Дело - прах

 

общество

 

На прошедшем 25 мая заседании горсовета, увековечив память одного из белогорцев (подробнее - на стр. N5), народные избранники перешли к обсуждению, собственно, самого похоронного дела. Этот вопрос был поднят неслучайно. По мнению некоторых из них, сегодня уже можно говорить о криминализации бизнеса, связанного с ритуальными услугами. Корреспондент газеты «Сегодня» Елена Гладышева вместе с депутатами разбиралась, кто за этим стоит и где находятся «серые зоны» современных погостов.

 

В 2016 году, согласно данным загса, из жизни ушло 850 белогорцев и 350 жителей района. При этом силами Белогорского МБУ «Ритуальные услуги» было захоронено только триста человек. То есть, всего четверть. С остальными родственники прощались в частных ритуальных компаниях. Казалось бы, ничего криминального и странного в этом нет. Рынок ритуальных услуг - это тот же рынок, только специфический. Однако несколько моментов депутатов насторожили.

 

Начнем с того, что в ведении МБУ находятся два кладбища - «Никольское» и «Серышевское», общей площадью более 58 га. Кроме этого, в зоне ответственности учреждения и третий погост, что расположен в селе Низинное. В распоряжении также находятся пять единиц техники, ресурс работы которой исчерпан. Проще говоря, ее давно пора списать на металлолом. Но этого пока не делают - в силу специфики своей деятельности МБУ остро в ней нуждается. И пока только строит планы по приобретению нового катафалка, экскаватора и бульдозера: на все это нужно 10 млн рублей.

 

Взять их негде.

 

Как пояснил нардепам директор МБУ Александр Гузеев, деятельность его учреждения ограничена ценовой политикой, которая определяется органами местного самоуправления.

 

- В 2014 году администрацией Белогорска принято постановление об утверждении предельных тарифов на услуги нашего учреждения. Выше их мы «прыгнуть» не имеем права. Поэтому основным источником доходов МБУ «Ритуальные услуги» являются средства, полученные от оказания платных услуг. Всего в прошлом году учреждение заработало около 11 млн рублей. Реальная же потребность учреждения в денежных средствах на осуществление своей основной деятельности составляет 14 млн рублей. В год...

 

При этом большая часть уходит на выплату зарплаты и налоги. Остальные деньги идут на содержание автопарка, а также на благоустройство и содержание кладбищ, в том числе - внутриквартальных проездов, и вывоз мусора с их территорий. Однако денег все равно не хватает. И чтобы погосты в этом году выглядели более-менее сносно и не наводили на посетителей тоску и обреченность, из бюджета была выделена субсидия в размере 117 тысяч рублей. На технику.

 

Александр Гузеев поделился с депутатами планами облагораживания территории кладбищ. В МБУ планируют вокруг «Серышевского» кладбища высадить деревья для сооружения живой изгороди. Кроме этого, необходимо получить разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию третьей очереди. А для решения вопроса охраны кладбища «Никольского» требуется установить ограждение, протяженностью около 3,3 тысячи метров.

 

Это, опять же, деньги, и немалые. Заработать их учреждению при наличии существующей в городе конкуренции сложно.

 

- МБУ связано регулируемой ценовой политикой, чего не скажешь об остальных - индивидуальных предпринимателях, которые самостоятельно устанавливают цены сообразно сложившейся обстановке, - отметил Александр Гузеев. - При этом ни один из них не несет затрат на содержание кладбищ. На совместных совещаниях предпринимателям - участникам рынка ритуальных услуг - предлагалось взять земельный участок, самим хоронить и в последующем следить за могилами. Но до сих пор ни один предприниматель такого желания не изъявил.

 

Следует добавить, что и налогами частные контры город не балуют. То есть, фактически забирая выручку у муниципалитета, частники взамен ничего городу не отдают. Вот и получается, что лишь силами МБУ «Ритуальные услуги» белогорские погосты содержатся в нормальном состоянии. Так, ежегодно в преддверии поминальных дней на территориях кладбищ «Никольское» и «Серышевское» грейдируются проезды, выкашивается трава, подвозится песок (в этом году его доставили более 400 кубов). А после поминальных дней производится уборка территорий и вывоз мусора. И хотя часть работ удается выполнять на безвозмездной основе по договоренности с организациями и предпринимателями города, к примеру, только уборка «Никольского» кладбища обойдется МБУ примерно в 300 тысяч рублей собственных средств.

 

Остальные участники рынка ритуальных услуг участвовать в этих работах не желают.

 

- Проще говоря, кто-то снимает сливки, а кто-то вынужден вкладывать свои деньги, - с возмущением подытожили услышанное депутаты.

 

Острым остается и вопрос хищений с территорий кладбищ. Пользуясь тем, что рынок металлосбыта в городе развит, а территории кладбищ не охраняются по периметру, захоронения разворовываются. Причем могильные воры не только спиливают оградки, но и крадут венки. Железо сдается в лом, а венки, судя по всему, перепродаются.

 

Депутаты долго ломали головы над тем, какие меры можно предпринять для борьбы с подобным явлением, которое нормальному человеку сложно понять и принять. Конечно, можно построить вокруг кладбищ бетонное или железное ограждение, поставить охрану и установить видеонаблюдение. Но все это - дорогостоящие мероприятия, на которые ни город, ни МБУ не пойдет.

 

Точки над i поставил депутат Дмитрий Осипов.

 

- Все эти затраты результата не принесут, - заявил он. - Ограду «стырят», видеонаблюдение скрутят, на беспилотники объявят охоту и расстреляют. Выход - жесткий контроль пунктов приема металлов. Когда полиция захочет, тогда и будет наведен порядок! И пока конкуренты МБУ не прекратят покупать бэушные венки, ничего не сделаете…

 

Коллеги с ним согласились. По мнению народных избранников, каждый участковый знает, где располагаются пункты металлосбыта. И когда полиция начнет регулярно проводить рейды, будет ловить за руку нечистоплотных продавцов и скупщиков ритуальных предметов с кладбищ, то проблема исчезнет.

 

В качестве поддержки МБУ было также высказано предложение сломать существующую на белогорском рынке ритуальных услуг криминальную схему купли-продажи сведений о смерти человека, в которую вовлечены нечистоплотные на руку дельцы.

 

- Тема, которую мы сегодня обсудили, актуальная, - сказала в заключение депутат Ольга Гусарова. - Жизнь и смерть - они рядом, не нужно бояться говорить об этом. Белогорцы мало что знают о тонкостях рынка ритуальных услуг, но считаю, что именно МБУ оказывает максимально профессиональные услуги. Вряд ли кто-то делает это так же. И именно МБУ несет на себе социальную нагрузку и ответственность за тех людей, которым не на что похоронить своих родных. Учреждению нужно помогать выживать - частные фирмы не заинтересованы в содержании кладбищ…

НазадАрхив