Сегодня на Амуре № 22 (6 июня) 2017 г.


К квартирам сирот накопились вопросы

 

из зала суда

 

В Белогорском городском суде шестой месяц идет рассмотрение уголовного дела, связанного с хищением бюджетных средств. На скамье подсудимых - частный предприниматель и чиновник районной администрации. Их обвиняют в совершении мошенничества на сумму в 1760,4 тысяч рублей. С подробностями из зала суда - корреспондент газеты «Сегодня» Елена Гладышева.

 

Дело о мошенничестве в особо крупном размере было передано в суд прокуратурой Белогорского района в декабре прошлого года. Следствие по нему длилось более года. Рассматривает уголовное дело федеральный судья Наталья Крамар. На скамье подсудимых - частный предприниматель Сетрак Аракелян и начальник отдела архитектуры администрации Белогорского района Сергей Землянский. Первый обвиняется в мошенничестве, второй - в пособничестве. По делу, которое в объеме составляет более 20 томов, проходят более восьмидесяти свидетелей. Их показания суд начал заслушивать со второй половины мая.

 

Два трехэтажных дома в микрорайоне «Солнечный» села Васильевка Белогорского района, обшитые металлосайдингом, появились относительно недавно. Точнее, они здесь стояли еще с 1979 года и вплоть до 2000 года использовались под жилье для военных. Однако в начале нового века квартиры опустели - все, кто здесь проживал, покинули село. С годами здания превратились в пустующие остовы без окон и дверей, с зияющими провалами в полах.

 

Еще чуть-чуть и они канули бы в небытие, но в мае 2013 года дома вместе с земельным участком приобрел в собственность предприниматель Сетрак Аракелян. Причем, как следует из обвинительного заключения, дома были ему проданы для разбора под строительные материалы.

 

Но у «великого комбинатора» были иные планы. Он намеревался реконструировать дома, а отремонтированные квартиры продать. Причем, по ценам первичного рынка.

 

Однако в документах было четко сказано: дома проданы отнюдь не под реконструкцию, а именно под разбор. Потому предприниматель не смог бы получить разрешение на ввод объекта, как жилого дома, в эксплуатацию.

 

И тогда Аракелян обратился к своему знакомому, начальнику отдела архитектуры администрации Белогорского района Сергею Землянскому, который мог посодействовать в решении проблемы. Объяснив, что и как, предприниматель заручился его поддержкой...

 

Итог этой сделки - два уголовных дела. Одно из них касается дома N2 микрорайона «Солнечный» села Васильевка. Как установили следователи, в конце 2013 года Землянский подготовил проект разрешения на ввод его в эксплуатацию. После этого направил документ главе Васильевского сельсовета, убедив того в законности принятого решения. Последний подписал документы…

 

В апреле 2014 года Аракелян продал дом своей знакомой предпринимательнице по заниженной цене. И убедил ее оформить на него доверенность, по которой получал право управлять и распоряжаться всем имуществом. Таким образом, Аракелян формально исключил свое участие в последующих сделках.

 

Однако обмануть следствие у него не получилось. Было установлено следующее. Зарегистрировав право на 27 квартир дома N2 микрорайона «Солнечный», Аракелян намеревался подать девять заявок на участие в торгах по покупке квартир для детей-сирот. Однако согласно условиям госзакупок, квартиры должны быть не менее 33 кв. метров. В шести же квартирах квадратов не хватало - в общей сложности 8,1 кв. метра.

 

Аракелян вновь обратился за помощью к Сергею Землянскому. Тот согласился помочь и в решении этой проблемы.

 

Как установило следствие, чиновник подготовил заключение от имени проектной организации из Благовещенска, из которого следовало, что та произвела проверку площадей квартир в доме N2 микрорайона «Солнечный». Волшебным росчерком пера чиновник «раздвинул» стены до 8,4 кв. метра.

 

С подготовленными документами начальник отдела архитектуры администрации Белогорского района Сергей Землянский приехал в областной центр, где в проектной организации, используя свое личное знакомство с главным инженером, попросил того подписать документы. Что и было сделано. Свою подпись на документах поставил и замдиректора.

 

Как говорится, по-дружески…

 

После этого документы на квартиры с внесенными изменениями в квадратуре были зарегистрированы сначала в кадастровой палате, потом - в Росреестре.

 

К 10 июня 2014 года Аракелян вместе с заявкой на участие в торгах на закупку квартир подал и сфабрикованные документы. 16 июня заявка была одобрена. К 11 июля на счет предпринимателя было переведено 11583 тысяч рублей. Девять квартир в доме N2 в микрорайоне «Солнечный» села Васильевка были куплены администрацией Белогорского района у предпринимателя по стоимости жилья первичного рынка - по 39 тысяч рублей за кв. метр вместо 34 тысяч, которые даются за жилье на вторичном рынке.

 

Таким образом, Аракелян при пособничестве Землянского «нагрел» государство на сумму в 1760400 рублей…

 

Когда правда всплыла, оба оказались на скамье подсудимых. Однако свою вину ни предприниматель, ни чиновник не признают. Их интересы представляют адвокаты. Защита настаивает - дом был построен с нуля, документы не подделывались, все делалось в соответствии с законом. Но жители села Васильевка в один голос говорят - дом N2 в микрорайоне «Солнечный», как и расположенный напротив него под номером один, стоят на своем месте вот уже более тридцати лет. На суде они рассказали, как после ухода отсюда военных здания разграбили, растащили, остались разве что стены да потолки. Крыши и той не было.

 

Более того, проведенная экспертиза показала: стеновые панели подвальной части здания и перекрытия находятся в аварийном состоянии, фундамент и стеновые панели надземной части здания - в ограниченно работоспособном. То есть, жить в этом доме попросту опасно, квартиры не пригодны для проживания.

 

Такая же ситуация, кстати, и в доме N1 микрорайона «Солнечный»…

 

То, что дома построены давно, подтвердила и представитель «Белогорсктехинвентаризации», которая рассказала суду, что первый техпаспорт на дом был выдан еще в 2009 году. Тогда остатки зданий выкупил предприниматель из Белогорска Александр Абрамкин, также планировавший их отремонтировать, а жилье продать. Но - не сложилось…

 

Специалист организации также сообщила суду, что БТИ отказало Аракеляну о признании строительства как новостройки. Признавать таковой здание, которое было по факту реконструировано с использованием старого фундамента и стен, его специалисты отказались.

 

Однако на суде выяснилось, что до сих пор Росреестр регистрирует сделки по квартирам в этом доме. В доме, в котором первый этаж просел настолько глубоко, что балконы оказались на земле. Между тем специалисты, в том числе представители проектной организации, вызванные на суд в качестве свидетелей, пояснили, что усадка всего в 12 сантиметров уже считается аварийной! В реалии дом опустился в землю едва ли не на метр…

 

Заседании по уголовному делу продолжается. Газета «Сегодня» будет следить за развитием событий.

 

Эти два дома в Васильевке отыскать просто. Любой встречный укажет путь. Они расположены неподалеку от нескольких таких же трехэтажек. Но последние - стандартно-серые, имеют обшарпанный, затисканный с годами вид старых советских малостроек. Дома, где районная администрация закупила квартиры для сирот и семей, попавших в программу по переселению, обшиты желтым металлосайдингом и выглядят гораздо веселее и презентабельнее. Если бы не стоящие на земле балконы. В прямом смысле этого слова. И еще ощущение безлюдности - большая часть окон смотрит на тебя пустыми глазницами. За стеклами - не души…

 

«Солнечный», дом номер два

 

На часах - время обеденное, день - субботний. Но застать хозяев удалось разве что в трех квартирах. В остальных в ответ на звонки и стук никто не отвечал.

 

- Не стучи ты, - спустя некоторое время выглянула из соседней двери лохматая голова. Резко потянуло устойчивым перегаром. - Расшумелась тут...

 

- А в этом подъезде живет кто-нибудь?

 

- Да без пнтия, - икнула в ответ голова. - Ты в соседний сходи, там кто-то за стенкой шумел…

 

Дверь захлопнулась.

 

В соседнем подъезде за дверью квартиры на втором этаже, действительно, слышен шум и детский голосок. Молодая женщина Наталья нежданному гостю рада не особенно, но на пару вопросов ответить согласилась. Претензий к квартире, которую она получила как сирота, предостаточно: «Стены трескаются, плитка отваливается, сантехника через неделю ломается - тому, кто водопровод и канализацию проводил, руки оторвать надо!».

 

Квартиру в доме N2 микрорайона «Солнечный» молодая женщина получила в 2014 году, въехала в нее только в начале 2015-го. И сразу прочувствовала «комфорт» от строительных недоделок. Как и соседи, что живут этажом выше и у которых из-за протекающей крыши потолок не просыхает.

 

- Еще мы пробовали от подвала получить, - рассказывает новоселка, - но в управляющей компании отказали. Соседи говорят, что сыро там, темно и по стенам трещины, поэтому туда никого и не пускают…

 

Молодой парень Андрей, живущий по соседству, поясняет: здесь квартира его матери. Жилье купили. Заехали в марте этого года, так что сказать, комфортно ли здесь зимой, не может.

 

- Но соседний дом хуже, чем этот, - утвердительно говорит парень. И добавляет: - Видел, как здание изначально восстанавливалось. Я ведь в Васильевке давно живу. Так что знаю, о чем говорю. Это не новая постройка.

 

В отличие от остальных, у Андрея доступ в подвал есть. Чтобы попасть туда, нужно сначала прыгнуть вниз - перед каждой дверью квадратная ямка глубиной с полметра. А это значит, что во время дождя вся вода течет прямо в подвал.

 

Внутри - темень, сырость. Водопроводные трубы местами старые металлические, местами - полипропиленовые. Висят под потолком, как паутина.

 

- А это так должно быть, не знаешь? - указываю на угол бетонной стены. На ней - нагромождение колотого кирпича, замазанного известью. Но до верхнего потолочного перекрытия все равно стена не дотягивает.

 

- Не знаю, я не строитель. Но думаю, дом потому и просел глубоко в землю, что фундамент с перекрытиями старые…

 

«Солнечный», дом номер один

 

На выходе из подвала встречаю двух женщин. Познакомились, разговорились. О том, что дома не новостройки, слышали. Однако на жилье не жалуются. Говорят, сухо, тепло. Правда, их квартиры находятся в доме напротив, что под номером один. Приглашают в гости.

 

- Этот дом никак не может быть заново построен, - убежденно говорит Светлана Ивановна. - Мы сюда переехали из другого села, по переселению. Читала, что должны переселять в заново построенное жилье, но наше просто восстановленное. Хотя отделаны красиво, подъезд чистый и теплый, квартира неплохая, хоть и перепланирована из двухкомнатной в однокомнатную. Я жилье получила в 2016-м. Первым делом проверила углы - все нормально. Что приносит неудобства, так это тонкие стены. Слышно все, что происходит в подъезде. Надо будет делать звукоизоляцию.

 

- В наших подъездах цветы на подоконниках стоят. А вот в первом сироты в основном живут, - подключается к разговору ее соседка Ирина Михайловна. - Вот там все ужасно.

 

И не только.

 

- В подвал нас не пускают. Мы обращались в «управляйку» с просьбой выдать ключ, чтобы периодически его открывать - вентиляции никакой нет, вонь оттуда до всех доходит. В апреле там трубу прорвало, вызвали аварийную. С рабочими пошел сосед. Вышел из подвала в шоке. Говорит, там трубы держатся с помощью старых стиральных машинок - подпорки такие значит. Вокруг плесень зеленая, вонь, мухота, хлам и грязь...

 

Тут выясняется еще одна любопытная деталь.

 

- Когда приезжает комиссия или те, кто хочет заселиться, Аракелян к нам водит всех, - говорит Светлана Ивановна. - Понятно, у нас чисто и уютно, в квартирах сухо. Однако не видела, чтобы кого-то в первый подъезд водили...

 

И неслучайно.

 

Так, в квартире на первом этаже в первом подъезде живет сирота Настя. В жилье она переехала в августе 2016-м, после того, как в торжественной обстановке глава Белогорского района вручил ключи.

 

- Сначала я не хотела сюда переезжать, боялась, - рассказала сирота. - Первый этаж, балкон на земле, а у меня дети маленькие. Но все оказалось хуже. Стена в зале от сырости не просыхает, под потолком, видите, темные пятна от плесени. Под окном в зале возле подоконника огромные трещины, стены фактически разошлись по швам, с балкона сквозит холодом. Зимой попыталась приподнять в зале ковер, чтобы полы помыть, но не получилось - он примерз! Зиму грелись с помощью обогревателя. А через окно на кухне во время дождей вода просачивается беспрепятственно.

 

Настя рассказала, что пыталась добиться справедливости. Написала в прокуратуру, в приемную губернатора, жилинспекцию. Рассказывает: через некоторое время к ней приехали, что-то замазали, что-то запенили. Но по факту проблему не решили. Как было холодно, так и осталось. К тому же выяснилось, что строители уложили линолеум сразу на бетон, не утеплив полы.

 

- Весной приехали из районной опеки. Я дома одна была. Дверь не успела открыть, как одна женщина сразу с порога кричит: где у вас тут балкон падает? Я отвечаю: куда ему падать, если он на земле стоит? Подсунули мне бумагу со словами: «Что, Настя, у тебя окно промерзает?». Я растерялась, говорю, да нет уже, весна ведь, на улице тепло. «Окна мокнут?» - «Да пока нет, дождей нет, но чернота осталась…». - «Трещины есть?» - «Замазали вроде», - отвечаю. Мне и говорят: «Подписывай тогда, что претензий нет». Я, глупая, и подписала. Сейчас очень жалею. А что оставалось делать - их много, толпой на меня наседают, требуют, слова не дают сказать…

 

- Но жить здесь все равно невозможно. Сырость такая, что по стенам всякие насекомые ползают, - едва не плача, продолжает Настя. - На кухне с потолка какие-то белые червяки прямо в еду падали. Но всем наплевать… Буду возвращаться в Возжаевку. Я ведь сразу просила там дать жилье. Но меня заставили ключи взять, сказали: не возьму, вообще ничего не получу…

 

Аналогичная ситуация, утверждает девушка, у ее соседок, таких же сирот. Та же сырость, холод, трещины по стенам квартир…

 

Судя по всему, поэтому и не торопятся новоселы переезжать в такие красивые дома в микрорайоне «Солнечный» села Васильевка. А предпочитают лишь «любоваться» ими со стороны.

Елена Гладышева

НазадАрхив