Сегодня на Амуре № 24 (20 июня) 2017 г.


Письмо, которое ждали 74 года

общество

22 июня 1941 года. Обычный воскресный день. Более чем двести миллионов граждан планируют, как провести свой выходной. Одни собираются сходить в гости, другие - сводить детей в зоопарк. Кто-то спешит на футбол, а кто-то - на свидание. Но скоро они станут героями и жертвами войны, убитыми и ранеными, солдатами и беженцами, партизанами и сиротами... Одни вернутся победителями с полей битв Великой Отечественной войны. Другие останутся лежать там, захороненные в братских могилах. И будут лишь записи в книгах неучтенных потерь - как свидетельства об их судьбах. А еще письма, которые спустя десятилетия находят свои адресаты...

Анна Ивановна Федорова, дочь советского солдата Ивана Степановича Шабаева, считала, что отец отдал свою жизнь в боях, что велись за Сталинград. Именно оттуда в феврале 1943 года пришло его последнее письмо, которое он адресовал супруге. Писал, что немца погнали на запад, что бои идут жестокие. А затем пришла похоронка. И никто даже не предполагал, что оплакиваемый всеми Иван Шабаев еще семь месяцев воевал на территории Украины, куда его полк перебросили после Сталинградской битвы.

- Родом мы из Пензенской области, - рассказала Анна Ивановна. - На Дальний Восток приехали по вербовке. Сначала мужчины сюда отправились. Потом жены с детьми. Добирались целый месяц на товарном поезде. Но когда устроились, поняли, что Дальний Восток никому не нравится. Папа болезненный стал, мучился фурункулами, поэтому спал отдельно, чтобы его не беспокоили. Работал в лесхозе, мама - в колхозе. А мы с сестрой заботились о младшем годовалом братике Саше. Потом началась война. Отец получил распределение на переподготовку - мирный колхозник, он даже не знал, с какой стороны ружье держать. Перед тем как уйти, подошел к нам, посмотрел внимательно на брата, но не стал брать его на руки, лишь сказал нам с сестрой: «Берегите Сашу!». И ушел.

Весной 1942 года отец написал, что попал в строевой полк. Мы же в это время собрались возвращаться на запад. Но не пустили, сняли с поезда в Томичах, мол, все с запада едут, от войны подальше, а вы наоборот. Устроили жить в местном телятнике, в конце которого была запарочная, квадратов на восемь. Сделали там топчан, на котором мы и спали. Мама дояркой работала, сестра, которой тогда было 10 лет, о еде заботилась. То ротанов на речке наловит, то зелень-траву насобирает. Мне восемь лет было. Я ходила соевую солому собирать на полях, что было запрещено - она предназначалась на корм скоту.

Анна Ивановна вспоминает, как пришла похоронка на отца. Жили они в то время в Захарьевке Некрасовского сельсовета. В феврале 1943 года их младший годовалый брат заболел скарлатиной.

- Мама испугалась, попросила председателя колхоза отвезти ее в больницу в Томичи. Переживала сильно, несколько суток подряд не спала. В один из дней врачи, обработав горло, хотели сделать брату укол. А она им неожиданно говорит: что ж вы издеваетесь над мертвым? - и уснула. А когда пришла в себя, увидела, что Саша пошел на поправку. В это время мы с сестрой и получили похоронку. А от Захарьевки до Томичей - 18 км, никак самим не дойти. Передали с одной женщиной, что на подводе горючее перевозила. Вот так мама с больным братом на руках и узнала о гибели отца.

Помню, когда она вернулась из больницы, занялась поминками. Откуда и как, не знаю, завела она в бидоне бражку. Но так как пригласить людей некуда было, поставила бидончик с маленькой железной кружкой возле двери. Заходят люди по одному, а она зачерпнет бражки и протягивает со словами: «Помяните моего Ивана...».

Война закончилась, Анна Ивановна после 7 классов без экзаменов поступила в Благовещенское педучилище. Потом были еще четыре года учебы в пединституте. Познакомилась с супругом, тоже будущим учителем, и по распределению приехала с ним в Белогорск. Родились и выросли два сына, стали взрослыми внуки. Жизнь наладилась, и не было в ней больше ни голода, ни холода. Но до сих пор пожилая женщина не может забыть того, как бережно и трепетно относились люди в годы войны к каждому грамму хлеба.

- Под Новый год маме за хорошую работу выдали полмешка пшеницы, которую мы перемололи в муку. Ее разводили понемногу и в похлебки добавляли, чтобы погуще было. О блинах и пирожках в те годы даже и не помышляли. Поэтому когда узнали, что в одном колхозе сторожевых псов хлебом кормят, мы были просто потрясены! Хлеб для нас значил все. Даже когда война закончилась. Помню, я училась в педучилище и в столовой нам выдавали на обед по два кусочка хлеба. Но как-то раз пришла в столовую и увидела: на столах хлебницы, а в них хлеб нарезанный - бери, сколько хочешь! Это стало большим событием для всех…

Анна Ивановна Федорова долгие годы отдала преподаванию химии в Белогорском техникуме и поиску документов о судьбе отца. Но все было неясно - общие фразы, разные даты, предположения в официальных ответах - то ли пропал без вести, то ли погиб. Свои поиски Анна Ивановна усилила, когда в очередную годовщину Победы по стране зашагал «Бессмертный полк».

И вот, спустя 74 года, семья узнала настоящую дату смерти и точное место гибели Ивана Шабаева.

«Добрый день, дорогие родители, тятя и мама! Шлю я вам низкий горячий привет. Желаю вам всего хорошего в вашей жизни. Пишу о своем здоровье - в настоящее время я жив и здоров. В данный момент я нахожусь за городом (название заштриховано), идем на запад с 5 июля. Идут жестокие бои с противником. Я пока остаюсь жив, слава богу, не знаю, что будет дальше. Многих товарищей уже нет, тех, с которыми я стал воевать с Дальнего Востока. Пишите, в каких условиях вы живете, есть ли у вас хлеб. Я получил письмо от Екатерины, пишет, что работает, дети учатся и у нее есть хлеб! Всем родным привет, поклонитесь от меня и знакомым. Всем тяжело, война. Больше писать нечего, ваш сын Иван. Пишите ответ по адресу полевой почты…».

Это письмо рядовой стрелкового полка Иван Степанович Шабаев написал 7 сентября 1943 года под городом Мерефа Харьковской области. А через три дня, 10 сентября, погиб. Его похоронили на поле боя, в братской могиле. Письмо, написанное, но так и не отправленное, вместе с остальными документами попало в Пензенский военный архив. По адресу жительства родителей солдата.

- Мы столько лет считали, что он погиб под Сталинградом, - с волнением перебирает копии документов Анна Ивановна. - А оказывается, он еще семь месяцев после Сталинградской битвы воевал на Украине!..

Письмо с копиями документов пришло накануне 9 Мая. Сначала из Пензы позвонили в Захарьевку, уточнили, остались ли в живых родственники солдата. Оказалось, что есть - там жил племянник Анна Ивановны, сын ее старшей сестры. Он и получил заветный конверт. Внутри него, в числе прочего - копия из «Книги учета безвозвратных потерь», запись в которой от 10 сентября 1943 года гласит: «Иван Степанович Шабаев, погиб, труп оставлен на поле боя, город Мерефа, Харьковская область»…

Письмо отца Анна Ивановна для своих родных «перевела». Дело в том, что Иван Шабаев, как многие в те годы колхозники, не имел образования, а потому писал очень плохо.

- Ни он, ни мама ни дня не учились в школе, - пояснила ветеран труда, дочь солдата. - Конечно, жизнь заставила научиться писать и читать. Но получалось это у них плохо, некоторые слова понять и разобрать сложно. Но это не столь важно. Важно, что мы узнали правду! Пусть и прошло столько времени…

Елена Гладышева

НазадАрхив