Сегодня на Амуре № 40 (11 октября) 2017 г.


Вне здоровья и конкуренции

 

ситуация

 

Корреспондент газеты «Сегодня» Елена Гладышева попыталась попасть на прием к врачу в поликлинику N1, расположенную по ул. Кирова, 95, и выяснила, что для жителей города и района путь сюда фактически заказан. Почему полтора года назад врачи учреждения были более доступнее, чем сейчас - в специальном репортаже.

 

На волне партнерства

 

Первая поликлиника медицинского центра «Здоровье» открылась в Белогорске осенью 2015 года. Это был проект частно-государственного партнерства. Предполагалось, что здесь будут оказывать только те виды помощи, на которые есть очередь в государственной больнице. Речь шла, в первую очередь, о диагностических обследованиях и консультациях «узкими» специалистами, которых в Белогорской больнице либо катастрофически не хватало, либо вообще не было. Достаточно было позвонить, записаться на прием, предъявить страховой медицинский полис - и ты уже сидишь напротив врача, внимая его разъяснениям и рекомендациям. Сама же медицинская помощь финансово обеспечивалась Фондом обязательного медстрахования, который возмещал все расходы.

 

В начале 2016 года пациентов в первой поликлинике принимали восемь врачей: кардиолог, эндокринолог, невролог, гастроэнтеролог, нефролог, отоларинголог, гинеколог и дерматовенеролог. На прием к ним записывались не только белогорцы, но и жители района. Нередко сюда обращались те, кто стоял на учете в железнодорожной поликлинике. Никому не отказывали. Как рассказывает генеральный директор медикцентра «Здоровье» Наталья Скурихина, первый год работы пролетел незаметно. Врачи работали по скользящему графику, в отличие от своих коллег из госучреждений отдавая максимум времени больному, а не заполнению бумаг. Обратившись сюда, в короткое время пациенты получали полный спектр медуслуг. Обследования проводились по утвержденным государством стандартам: лабораторные анализы, УЗИ, ЭКГ…

 

В течение 2016 года по программе ОМС поликлиника должна была принять пациентов более пяти тысяч раз. Однако совершенно новый подход к лечению оказался столь востребованным, что уже к осени 2016 года поликлиника фактически выбрала выделенные объемы.

 

И начались проблемы…

 

Урезали в правах

 

Когда первая поликлиника показала свою высокую работоспособность и умение зарабатывать деньги, в ФОМС почему-то посчитали, что это чересчур. И сославшись на некие приказы, тарифные соглашения и т.д. и т.п., на 2017 год урезали учреждению количество приемов больных - с пяти тысяч до трех. Как рассказала Наталья Скурихина, при этом доля первичных и профилактических приемов была резко уменьшена, а менее востребованная услуга по оказанию неотложной специфической медпомощи возросла в разы. Кстати, по странному стечению обстоятельств, это произошло после того, как первая поликлиника попыталась  через суд добиться выплаты задолженности страховых компаний за оказанные услуги по приему пациентов.  Деньги были выплачены, но, судя по всему, отношение к медучреждению у чиновников испортилось. Объемы работы были пересмотрены. И если раньше один «узкий» врач мог принимать в среднем по 20-25 пациентов в день, то теперь больше 6-7 не имел права. Потому что все, что «сверху», страховая компания  уже не оплачивала.

 

«Под раздачу» в первую очередь попали белогорцы и жители Белогорского района. Принимать их без предварительного обращения в городскую поликлинику и получения там соответствующего направления врачам первой поликлиники ФОМС и страховая компания «СОГАЗ-Мед» категорически запретили. А вот житель другого населенного пункта - Свободного, Владивостока, Москвы или Калининграда или любого района Приамурья - без проблем, прямо с улицы может зайти в медучреждение и ему не откажут в приеме. Потому что - можно. На иногородних ограничения не распространяются.

 

Чем не угодили жители Белогорска и района, в ФОМСе объяснить толком не смогли. Сослались на некие приказы, тарифные соглашения и прочая-прочая. Здесь настаивали: мол, никто белогорцев в правах не ограничивал, они также могут обратиться за медицинской помощью в первую поликлинику. Вот только, согласно данным разъяснениям, горожане и селяне должны сначала обратиться в городскую поликлинику, записаться, к примеру, к терапевту, и уже у него взять направление на прием к «узкому» специалисту. К которому, опять же, нужно предварительно записаться. Учитывая тот факт, что количество приемов специалистами в первой поликлинике сокращено в несколько раз, белогорским больным для получения медпомощи нужно изрядно понервничать…

 

Сократили по живому

 

Новые условия, в которые поставили первую поликлинику, сказались и на врачах. От услуг некоторых здесь были вынуждены отказаться. Медучреждение осталось без   невролога и дерматовенеролога. А чтобы иметь возможность работать дальше, специалисты несколько раз в месяц принимают пациентов из близлежащих районов.

 

В попытках разобраться, почему сложилось такое предвзятое отношение именно к жителям Белогорска и района, чем мы не угодили фонду ОМС и страховым компаниям, выяснилось следующее.

 

Нужно понимать, что бесплатной медицины в природе не существует. За нее ошибочно принимают финансирование медпомощи из государственного бюджета. Так, больнице выделяются деньги из расчета прикрепленного к ней населения. К примеру, стоит здесь на учете 50 тысяч человек - на каждого в месяц выделяется, порядка 220 рублей. Пришел человек на прием, не пришел, не важно, больница деньги получила. Есть и другие источники финансирования, но в данном случае важен этот момент. По словам Натальи Скурихиной, в ФОМСе возмещение расходов на лечение пациентов через первую поликлинику посчитали «двойным финансированием». Мол, за одних и тех же больных и больнице деньги перечисляются, и первой поликлинике. С чем руководство медикцентра «Здоровье» категорически не согласно, ведь, как здесь говорят не пойдут в городскую поликлинику, потому что весь комплекс услуг они получают именно здесь. Причем, абсолютно бесплатно.

 

- Но в итоге нас фактически заставили колесить по соседним районам, чтобы заработать денег для оказания помощи белогорцам, - поясняют медики первой поликлиники. - Однако заработанное не перекрывает расходы, которые несет поликлиника за приемы пациентов. Оплата по «подушевым» расценкам и по полису - это совершенно разные суммы.  Никто из врачей работать бесплатно не будет. Никто не подарит нам дорогостоящие реактивы для проведения анализов. Да и аппаратура с комплектующими для УЗИ и ЭКГ стоит очень дорого.

 

Прием как передовая

 

Кстати, почему-то в амурском отделении ФОМСа считают, что врачи перешли работать в первую поликлинику из городской. Мол, «оголили» медучреждение, убежали от трудностей.

 

- Это абсолютно не так, - категорически заявляет Наталья Скурихина. - Кто-то пришел к нам из других частных медикцентров, кто-то - после выхода на пенсию, кто-то - из железнодорожной поликлиники. Есть совместители из госпиталя. Поэтому говорить, что из-за нас городская больница осталась без специалистов - неправильно!

 

Сегодня первая поликлиника продолжает работать. Ведет пациентов, но не в том объеме, который бы позволил снизить социальную напряженность...

 

Итог сложившейся ситуации очевиден - страдает не только первая поликлиника, как потенциальный частный партнер государства, но и пациенты, вынужденные длительно дожидаться помощи врачей. Последние нередко позволяют себе срываться, оскорблять докторов и сотрудников учреждения, виня их в том, что попасть на прием к «узкому» специалисту белогорцам стало очень сложно. Однако такое отношение - крайне несправедливое, ведь врачи стали заложниками «глухоты» чиновников из областного центра. Желание разрулить ситуацию, помочь больнице снять социальную напряженность, связанную с острой нехваткой врачей обернулось для руководства первой поликлиники огромной головной болью. И когда будет выписан рецепт от нее, никто не знает…

НазадАрхив