Сегодня на Амуре № 42 (25 октября) 2017 г.


Вопреки предательству, или долгий путь домой

 

Ситуация

 

За последние четыре года в Амурской области было закрыто четыре приюта. Задача президента России как можно больше детей, оставшихся без попечения родителей, устроить в семьи, в Приамурье выполняется четко и оперативно. Жители региона стали охотнее брать под опеку детей. Такие данные были приведены на первом в Амурской области форуме приемных семей, который прошел в рамках проекта «Единой России» в Белогорске.

 

С одной стороны, это замечательно, ведь ни одно социальное учреждение не заменит ребенку родительского дома и заботливой семьи. С другой - остается нерешенным вопрос с так называемым двойным предательством, когда малыша сначала бросают родные родители, а потом приемные.

 

По статистике, в России возвращается в детский дом от трех до десяти процентов приемных детей. Много это или мало, сказать трудно. Ведь это просто цифры. Но за каждой цифрой стоит судьба ребенка, человеческая трагедия.

 

«Хочу умного, здорового и голубоглазого»

 

Белогорский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Именно в это социальное учреждение с 1995 года органы опеки первоначально определяют детей, родители которых умерли, лишены или ограничены в родительских правах. Согласно законодательству, ребенок здесь может жить полгода. За это время мать с отцом могут исправиться и подать иск в суд о восстановлении в родительских правах. Если чуда не случится - дети отправляются в тот детский дом, расположенный на территории Приамурья, в котором оказалось свободное место.

 

Еще один вариант - новые родители, которые изъявили желание оформить над ребенком, оставшимся без попечения родителей опеку, усыновить (удочерить) или организовать приемную семью.

 

Процесс, который проходят желающие забрать ребенка из соцучреждения, достаточно емкий. Главное, разумеется, осознанное желание стать для брошенного ребенка любящими заботливыми родителями. Но одного желания недостаточно. Его необходимо закрепить документально, которые подтверждают, что потенциальные родители и по состоянию здоровья, и по финансам готовы создать для детей достойные условия жизни и воспитания. Только после предоставления в органы опеки соответствующего пакета документов новоявленные родители отправляются в центр или детский дом, чтобы выбрать ребенка. Слово «выбрать», безусловно, звучит кощунственно, словно в магазине, когда выбирают товар. Увы, но некоторые граждане именно выбирают. Основные условия: чтобы дети были здоровы, и чтобы у них была хорошая наследственность. Есть и такие, которые акцентируют внимание на цвете волос и глаз. Так и говорят: «хочу умного, здорового, светленького и голубоглазого». И если с внешними данными просто, то со здоровьем и успеваемостью все гораздо сложнее.

 

По словам заместителя директора социального учреждения Анны Дорохиной, практически каждый ребенок попадает сюда по причине того, что их мать и отец вели асоциальный образ жизни, злоупотребляли алкоголем, наркотиками. Разумеется, это не может не отразиться на здоровье и психологическом состоянии.

 

- Поведение ребенка, его здоровье, психологиечское состояние зависят оттого, насколько тяжелая ситуация была в семье, из которой его забрали, - поясняет социальный педагог учреждения Елена Лоцман. - Приведу пример. За девять месяцев этого года к нам поступили двадцать ребят со справками с ПМК. Они обучаются по 7 и 8 видам - по специальным программам обучения.

 

Как правило, многих ребят, особенно подросткового возраста, таких в приюте большинство, органы опеки привозят от горе родителей в подавленном состоянии. И лишь время, тепло и забота воспитателей, социальных педагогов, психолога помогают выйти из него. Дети заново учатся доверять взрослым.

 

Большинство из них живут в ожидании того, что родная мать одумается и заберет. Такие случаи в практике приюта, действительно, есть. Но все-таки чаще дети жизнь в реабилитационном центре меняют либо на жизнь в детдоме, либо на жизнь в приемной семье.

 

Предают тех, кто поверил и полюбил

 

- Когда потенциальные родители приходят знакомиться с детьми, сначала с ними беседует психолог, - заостряет внимание соцпедагог. - Если ребенок им понравился, и он тоже воспринял незнакомых ему людей тепло, тогда воспитанник отправляется в данную семью в гости на выходные. После этого дети либо остаются там навсегда, либо возвращаются обратно к государственной заботе.

 

Описать словами, что происходит в душе ребенка после того, как опекуны возвращают его обратно в приют, вряд ли возможно. По словам сотрудников учреждения, после этого ребята, как правило, замыкаются в себе и больше категорически не желают знакомиться с новыми опекунами.

 

Только в этом году в реабилитационный центр родители-опекуны вернули троих воспитанников. Так, в начале октября приемная мать привела обратно в соцучреждение 13-ю Лиду. Девочка-сирота прожила в данной семье почти семь лет. Опекунша пояснила сотрудникам центра свое решение. По словам женщины, ее приемная дочь стала воровать у домочадцев и никакие профилактические беседы не помогают искоренить эту дурную привычку. Сама Лида вернулась в центр со словами: «Лучше я буду жить в детском доме…», но в адрес опекунши плохого ничего не сказала.

 

В этом же году вернули в реабилитационный центр 14-летнюю Катю, которая прожила с приемными родителями пять лет. В отличие от своей предшественницы, она обвинила опекунов в рукоприкладстве. Правда, расследование правоохранительных органов заявление ребенка не подтвердило.

 

- В итоге выяснилось, что у девочки нашлась тетя, и она захотела под опеку к родственнице, - вспоминает соцпедагог. - Таким образом, она пыталась расстаться с чужими людьми, которые на время заменили ей родителей.

 

Пока несовершеннолетняя живет в центре, а ее родственница собирает необходимые документы, дающие право опеки над подростком.

 

Родная мать еще одного бывшего воспитанника центра 12-летнего Вани была лишена родительских прав, когда мальчику было всего три годика.

 

- С трех до 12 лет он поменял четыре детских дома и две опекунские семьи, - вспоминает историю еще одного воспитанника социальный педагог. - Родители-опекуны отказались от него, мотивируя возврат в соцучреждение расстройством психики ребенка. Они пеняли на то, что мальчик нервный и агрессивный.

 

Сегодня, по словам сотрудников соцучреждения, подросток совершенно не верит взрослым. Ему неоднократно предлагали попробовать пожить в третьей семье, но он категорически отказался. Сейчас Иван живет в Семиозерском детском доме и ждет свою родную мать. Очевидцы и сотрудники центра утверждают, что женщина осознала ошибки минувших лет, ведет нормальный образ жизни. Она уже вернула старшего сына и в ближайшее время планирует забрать Ваню.

 

Это лишь мизерная часть печальных историй, которых за 20 лет работы соцучреждения у сотрудников накопилось не один десяток.

 

По их словам, основная причина возврата воспитанников из семей в центр - конфликт между родителями и детьми.

 

- Не все потенциальные родители понимают сложность адаптации приемного ребенка, - поясняет психолог центра с 17-летним Жанна Рябовол. - Это период привыкания людей друг к другу, к новым условиям жизни, к новым отношениям. Любое изменение жизненных обстоятельств - это стресс, даже если эти изменения к лучшему. Ребенку, даже совсем маленькому, нужно много времени, чтобы принять новую жизнь, стать по-настоящему членом семьи.

 

Зачастую дети в новой семье могут повторять поведение своих кровных родителей. Могут оступиться. Это касается детей подросткового возраста.

 

На этой почве возникает конфликт, во время которого опекуны допускают грубые ошибки. К примеру, начинают оскорблять родных родителей детей. А это самый большой удар для бывших воспитанников соцучреждений.

 

- Ни в коем раз нельзя допускать рукоприкладство, - продолжает психолог.

 

Из воспоминаний Жанны Рябовол, за годы деятельности она неоднократно слышала от подростков, которых вернули опекуны, жалобы на то, что новые родители их били.

 

Пощечина, удары по спине, голове… Правда, до заведения уголовных дел доходило крайне редко. Ведь если нет телесных повреждений, доказать то, что ребенок говорит правду, нелегко.

 

Однозначно утверждать, что конфликты возникают только по причине агрессии опекунов, нельзя. В большинстве случаев дети, которые длительное время проживают в детском доме, негативно относятся к выполнению обязанностей, которые им вменяют приемные родители, и которые ежедневно выполняют дети, проживающие в благополучных семьях.

 

- На этой почве тоже возникает большинство конфликтных ситуаций между приемными детьми и родителями, - отмечает психолог.

 

У одних период адаптации завершается на положительной ноте. Лаской, заботой, добротой приемным родителям удается растопить маленькое сердечко, а в дальнейшем «слепить» из грубого подростка замечательного, заботливого сына.

 

Другие родители просят заменить им ребенка. С плохого на хорошего. Именно так и говорят.

 

- Были инциденты, когда нам возвращали детей и возмущались, что органы опеки им «подсунули» больного, нервного, неуравновешенного ребенка, - приводит пример психолог.

 

«В моем доме места хватит всем»

 

Но есть в Белогорске и яркие примеры, когда приемным матерям удается не только растопить сердца «нервных», настрадавшихся детей, но и решить их проблемы со здоровьем, успеваемостью в школе, окружить теплом, заботой и любовью.

 

О жительнице Белогорска Елене Мальковской мы писали неоднократно. Напомним, приемной матерью жительница Белогорска стала в 2007 году. Сегодня она заботится об 11 приемных детях. Правда, старшая дочь по законодательству уже вышла из-под опеки Елены Мальковской, потому что достигла совершеннолетия. Однако приемная мать продолжает о ней заботиться.

 

Весной этого года в дом Елены Мальковской пришла 15-летняя Марина. Она тоже из неблагополучной семьи. Ее мать злоупотребляла алкоголем и умерла в марте этого года.

 

Несмотря на возраст, в специализированном доме ребенка, расположенном на территории областного центра, сейчас живет годовалая дочь школьницы.

 

- Из откровенной беседы я узнала, что она познакомилась с отцом своего первого ребенка и забеременела, надеясь уйти от асоциальной матери, которая злоупотребляла алкоголем, и начать новую жизнь, - рассказала Елена Мальковская. - Но мужчина взрослый и после того, как стало известно о беременности его юной сожительницы, его осудили за то, что вступил в связь с несовершеннолетней.

 

О том, что Марина вновь ждет ребенка, Елена Мальковская узнала уже тогда, когда школьница обосновалась в ее квартире.

 

- Мы проходили обследование в больнице, и врач-гинеколог сообщила, что Марина ждет ребенка, 13 недель, - вспоминает Елена Мальковская. - Кто отец ребенка, она не знает, а может, боится говорить.

 

По словам Елены Мальковской, новорожденного с нетерпением ждут все ее приемные дети.

 

- Особенно радуются будущему маленькому братику мои младшенькие, - улыбаясь, рассказывает она. - Места у нас дома хватит всем.

 

Вместе с родными-приемными детьми Елена Мальковская готовится к встрече новорожденного, который вот-вот должен появиться на свет. Пеленки, ползунки, шапочки, пинетки… Часть приобрели в магазине, часть связали и сшили самостоятельно. Несколько отделов большого шифоньера отведены под одежду малыша.

 

Более того, в ближайшем будущем Елена Мальковская планирует забрать из дома малютки старшего сына Марины.

 

- Дети должны расти вместе с матерью, - уверена приемная мать.

 

В то же время Елена Мальковская считает, что Марина должна закончить школу. А это значит, что основная забота о самых маленьких ляжет на плечи приемной матери. Она знает, что будет нелегко…

 

Но только тот, кто хорошо знаком с семьей Мальковских, кто бывает в этом доме, понимает, какая любовь, сострадание движет этой женщиной.

Нина Сапрыкина

НазадАрхив