Сегодня на Амуре № 7 (1 марта) 2017 г.


Наказание по-родственному

 

законотворчество

 

7 февраля 2017 года окончательно вступил в силу закон о декриминализации домашнего насилии. Корреспондент газеты «Сегодня» Елена Гладышева разбиралась, не развяжет ли это руки семейным дебоширам, и как повлияют изменения в законодательстве на каждую отдельно взятую белогорскую семью?

 

В прошлом году было возбуждено несколько сотен административных дел против семейных дебоширов. Однако до суда было доведено не более ста пятидесяти. Причина заключалась в том, что не каждая побитая женщина (мужчины очень редко обращаются с побоями от рук своих жен) доводила дело до судебных разбирательств. Большинство либо примирялись со своими истязателями, либо плевали на все и отказывались ходить по кабинетам и экспертизам.

 

А все потому, говорит председатель Белогорского горсуда Андрей Барташевич, что уголовное преследование по ст. 116 УК РФ осуществлялось в частном обвинении, которое становилось непреодолимым барьером для многих потенциальных заявительниц. Ведь для того, чтобы привлечь семейного буяна к ответственности, потерпевшей после возбуждения уголовного дела нужно было составить заявление, оформить кучу бумаг, встретиться со следователем, пройти экспертизу, привести в суд свидетелей…

 

В общем, потратить немало нервов и сил. И это без государственной поддержки. Так что не каждой это было под силу. В итоге основной финал таких историй - примирение. Либо суд зачастую назначал дебоширу обязательные работы, и он оставался в семье. Или обязывал выплатить штраф, который нелегким бременем ложился на всех домочадцев.

 

Частный случай

 

Как, к примеру, в случае с семьей 57-летнего Юрия Кузьмина, с жалобами на которого в полицию неоднократно обращалась его бывшая супруга. С этим любителем выпить и поднять руку на женщину, участковый провел немало времени за профилактическими беседами. Однако всякий раз, как только у мужчины портилось настроение или спиртное попадало на язык, он становился агрессивным. И, спровоцировав скандал, набрасывался на ту, с которой после развода проживал в одном доме.

 

Так однажды, вернувшись пьяным около полуночи домой, он разбудил бывшую супругу и стал требовать, чтобы та его накормила. А когда женщина ответила отказом, стал материться и набросился на нее с кулаками. В это время в доме находился несовершеннолетний внук. Мальчик помог бабушке отбиться от разъяренного деда. В результате женщина была доставлена в больницу с кровоподтеками и сломанными ребрами.

 

С пьяным же супругом только провели беседу…

 

Прошло полгода. Вернувшись как-то раз домой, женщина обнаружила, что дверь изнутри закрыта. Она попыталась пробраться в дом через открытое окно. Но стоило ей просунуть руку, как тут же почувствовала сильный удар. Возле подоконника стоял Юрий. В одной руке он держал нож, а другой давил на оконную створку. Женщина громко закричала. С большим трудом ей удалось освободить руку - на ней осталась большая рваная рана, и позвать на помощь.

 

Когда прибыли полицейские, мужчина сбежал огородами...

 

Спустя три недели, напившись до очередной алкогольной агрессии, он набросился на свою бывшую с ножницами, тыкал ими в лицо и обещал выколоть глаза.

 

И вновь - никакой серьезной ответственности для того, кто превратил жизнь другого человека в ад.

 

- А что вы хотите, - объясняли тогда в полиции. - У нас зачастую сотрудники по два-три раза за ночь на один адрес выезжают. Но мы не имеем законных оснований забрать дебошира из дома. Лишь провести с ним профилактическую беседу. Вот те и чувствуют себя практически безнаказанными...

 

В итоге дебошира все-таки привлекли к суду, признали виновным. Однако максимальное наказание, которое мировой судья Вера Зималина могла назначить в соответствии с действующим на тот момент законодательством - семь месяцев исправительных работ...

 

Теперь, обещают законодатели, со вступлением в силу закона о декриминализации ситуация изменится в корне.

 

«Закон о шлепках»

 

О декриминализации заговорили, когда судебные власти предложили перевести из уголовных преступлений в разряд административных правонарушений: побои (статья 116), угрозу убийством (статья 119), злостное уклонение от уплаты алиментов (статья 157) и использование подложного документа (статья 327). В качестве аргумента приводились следующие данные. Каждый год по этим статьям осуждают до 140 тысяч человек. Но примерно 95 процентов из них реальные сроки не получают. Около половины таких дел прекращаются в связи с раскаянием или примирением сторон.

 

После длительных общественных дебатов 119 статью (угроза убийством) в Уголовном кодексе было решено оставить.

 

И если по статьям 157 и 327 особых споров не было, то вот изменения по ст. 116 (побои) в народе сразу окрестили «законом о шлепках». Он вызвал бурю споров как среди профессионалов, так и среди простых граждан, поскольку фактически члены семей приравняли к хулиганам и экстремистам.

 

- Выходила такая ситуация: если в целях воспитания ты причиняешь вред своему ребенку, значит, подлежишь уголовной ответственности, - говорит председатель Белогорского горсуда Андрей Барташевич. - А если учитель причиняет вред твоему ребенку, то он подлежит административной ответственности. Другой пример. Вас побил сосед - ему полагается «административка», а если муж - то уже «уголовка». Оно, конечно, справедливо - за унижение домашних, самых уязвимых, надо брать больше и наказывать втридорога.

 

Кроме того, была допущена оплошность в сроках и видах наказаний. Получилось так, что ответственность за побои были «тяжелее», чем наказание за умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ). Например, по ч. 1 ст. 115 УК РФ предусматривается штраф, а за побои его не могут наложить, по ст. 115 - арест до четырех месяцев, а по ст. 116 УК РФ - до шести месяцев…

 

Второй удар - «уголовка»

 

7 февраля самый обсуждаемый закон о переводе домашнего дебошира из уголовного преступника в нарушители административного законодательства вступил в силу. Однако, как объясняет Андрей Барташевич, не стоит думать, что он развязал руки сторонникам грубого домостроя.

 

- Новыми поправками устранено неоднозначного толкования норм Уголовного кодекса. Теперь рукоприкладство в первый раз пройдет как «административка». Любителям махать руками будут грозить арест на срок от 10 до 15 суток, штраф в размере от 5 до 30 тысяч рублей или обязательные работы на 60-120 часов. А вот когда семейный скандалист распустит руки во второй раз, то ему будет «светить» уже уголовная ответственность. А она уже будет относиться к частно-публичному обвинению. Это означает, что дело возбуждается дознавателем по заявлению пострадавшего. Но может и без него, если преступление совершено в отношении ребенка или инвалида, к примеру. Их интересы в суде от имени государства будет представлять прокурор.

 

Но главное, отмечает председатель Белогорского горсуда, такое дело теперь невозможно прекратить «по примирению сторон». И считаю, «административка» будет более актуальна. Ведь многие заявительницы, как правило, хотят наказать родного мерзавца, но категорически не желают ему «сломать судьбу»… даже если он того многократно заслуживает.

НазадАрхив