Опека как оружие против бывших и соседей
общество
Новый год - самый долгожданный праздник, но не для всех. Для большинства детей, проживающих в неблагополучных семьях, это обычный будний день. Вместо оливье и селедки под шубой на столе - постный суп или каша, если есть еще и хлеб - то почти праздник. Ну, а если конфеты на столе - так это вообще событие. В новогодние праздники, с 1 по 9 января, специалисты органов профилактики по поручению главы Белогорска Станислава Мелюкова провели несколько рейдов по таким семьям. В один из них отправился корреспондент газеты «Сегодня» Наталия Самохина.
3
января специалисты запланировали навестить
одиннадцать подобных ячеек общества. В гости
отправились с раннего утра - так больше шансов
застать кого-то дома. Те из родителей, кто на
момент прибытия проверяющих был дома, оказались
трезвыми («что удивительно», как заметил один из
специалистов).
На 5 января планировалось проверить житие-бытие еще десяти неблагополучных семей. Четыре из них проживают в микрорайоне «Сосновка». Дверь по первому адресу, в доме по улице Международной, никто не открыл. Та же история - и по второму адресу. Далее по списку - дом по ул. Калининская. Подъехали. В окно, расположенное на первом этаже, кто-то выглянул. Но достучаться до хозяев не удалось.
- Здесь живет многодетная мать, которая злоупотребляет спиртными напитками, - вводит в курс дела начальник отдела опеки и попечительства горадминистрации Елена Ищенко. - У нее практически все дети инвалиды, живет на пособия. В месяц доход составляет порядка 50 тысяч рублей. С ними еще проживает бабушка и ее сожитель - они «подрабатывают» у ближайшего магазина, просят милостыню…
На все уговоры открыть дверь реакции не последовало. Незваные для живущих в проблемной квартире гости так и не попали в квартиру…
Следующая неблагополучная семья живет по соседству, в этом же подъезде. Здесь достучаться удалось минут через пять. Дверь открыла заспанная женщина.
- Головой не пробовали долбиться? - рявкнула она на специалистов органов профилактики. И не дав сказать не слова, буквально перед их носом захлопнула дверь.
Следующая семья, состоящая на учете, проживает по улице Октябрьская, в приюте «Надежда». Проверяющих встречает мужчина, уверяет, что разыскиваемая здесь уже не проживает. Но тут подходит староста приюта и проводит участников рейда в дом, где живет многодетная мать. Женщина, которую зовут Ольгой, доброжелательна с гостями. Их на пороге встречает ее средний сын, каждому протягивает руку, чтобы поздороваться, по-взрослому. В доме топится печь, чувствуется запах свежеприготовленной еды. Как выяснилось, семья совсем недавно попала в поле зрение органов профилактики. Ольга вместе с супругом приехали из Свободного. Их пригласил пожить в Белогорске основатель приюта «Надежда» Александр Кайзер.
Ольга рассказывает:
- Мой муж очень сильно пил, каждый день был пьяным, нигде не работал. А у нас трое детей, сыновья шести и восьми лет и дочь, ей скоро два года исполнится.
- Муж давно не пьет? - спрашивает Елена Ищенко.
- С 16 сентября, - почти что гордостью отвечает Ольга.
- Ну, это еще не срок…
-
Но у нас с мужем большие планы: хотим продать
квартиру в Талакане и переехать в Белогорск, нам
город понравился. Хотя муж хочет уйти из приюта,
но понимаю, что пока нельзя. Опять пить начнет,
- оправдываясь, делится планами женщина.
Проверяющие отмечают: в доме тепло, дети чистые, одеты и накормлены. Судя по всему, в этой семье все налаживается.
Следующий адрес - дом по ул. Садовая. На стук в дверь раздается детский голос: «Кто там?». Далее следуют «переговоры».
- Здравствуй, а мама дома?
- Нет. И она тут не живет больше.
- А ты с кем живешь?
- Ни с кем.
- Одна, что ли?
- Кто это? Это тетя Лена?
- Какая тетя Лена?
- Подружка мамина...
Специалистам попытались продолжить разговор, но ребенок затих. Через пару минут к двери подходит женщина - бабушка ребенка.
- Вы извините, что сразу дверь не открыла. Думала, подружки этой… Они толпами ходят к нам, а я не пускаю, - объясняет женщина. - А где мать внучки, не знаю, она как ушла 28 декабря, сказала, что на час выйдет, так до сих пор и не появлялась.
В квартире бабушки тепло и уютно, у 10-летней девочки все есть. Значит, ребенок в безопасности.
Следующие пара адресов находятся по улице Набережная. В одном доме дверь никто не открыл, в другом с участниками рейда пообщался сожитель хозяйки дома.
- Да она с детьми к матери уехала в Возжаевку. У нас все хорошо. Я вот на работу идти собираюсь. Устроился в одну из шашлычных города, платят нормально. Работаю...
Наличие работы - это уже один из положительных моментов, говорят специалисты. Многие тунеядцы живут на детские пособия, а то вообще пропивают все. А дети остаются голодными.
- Печально, но с каждым годом количество неблагополучных семей растет, - говорит Елена Ищенко. - В основном, матери и отцы злоупотребляют алкоголем, дети же отходят на второй план. И это печально. Такие семьи нам помогают выявлять и бдительные горожане. Правда, многие из анонимов используют отдел опеки как «оружие» - одни мстят таким образом соседям, другие - бывшим женам и мужьям. В прошлом году поступило 33 сообщения. И каждое мы обязаны проверить. В итоге подтвержденными оказались только 12 случаев, где, действительно, дети оказались в опасной жизненной ситуации. Остальные - это просто желание «попугать» родителей. Но отдел опеки и попечительства идет на изъятие ребенка из семьи только в крайних случаях, когда встает реальная угроза его жизни и здоровью. Поэтому мы стараемся проводить большую профилактическую работу. Помогаем пьющим родителям закодироваться, найти работу, оформить пособия и документы. Мы не тираны, мы, наоборот, друзья. Наша цель - сохранить семьи, чтобы ребенок жил с родителями.
Рейд продлился несколько часов. Те семьи, в которые специалисты не смогли попасть, они навестят еще ни один раз. Кстати, визиту органов системы профилактики сами дети всегда рады. Ведь чужие люди к ним всегда приходят не с пустыми руками, у каждого в кармане припасены сладости и маленькие подарки. Они, как Дед Мороз, дарят их, правда, не только на Новый год, а все 12 месяцев.