Сегодня на Амуре № 10 (13 марта) 2018 г.


Нерадостная постоянная

 

рейд

 

Раннее утро 7 марта. Специалисты комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН), а также комплексного центра социального обслуживания населения собираются в очередной рейд. Прежде чем выехать, сверяют список адресов семей, которые планируют проверить. Все они состоят на учете в системе органов профилактики. Некоторые матери уже проходили лечение в наркологии и даже судебные процедуры по лишению родительских прав. Но, несмотря на это, они продолжают вести привычный для себя образ жизни: устраивают попойки, бросают детей дома одних.

 

- Завтра праздник, а потом три дня выходных, - говорит ответственный секретарь КДН Лада Новикова. - За это время мы должны посетить все такие семьи. Есть угроза, что дети останутся дома без присмотра на эти дни.

 

В составе комиссии - и социальный работник детской поликлиники Надежда Бабаева. Она курирует двадцать неблагополучных семей, в которых воспитываются дети до трех лет и которые состоят на особом контроле у медиков…

 

За обсуждением насущных проблем неблагополучных семей участники рейда подъезжают к первому адресу. Маршруты рейдов со временем редко меняются. А потому водитель и не спрашивает, куда ехать. На стук дверь открывает молодая женщина с маленькой девочкой на руках. Устойчивый запах антисанитарии едва не сбивает членов комиссии с ног.

- Людмила, вы опять пеленки не стираете, а просто сушите, - укоряют они женщину.

 

- Нет, стираю, - опуская голову, шепчет хозяйка квартиры. Но запах говорит об обратном.

 

- Почему в доме не убрано? - спрашивает Лада Новикова.

 

- Дети только что навели беспорядок! - пытается оправдаться та.

 

Но в грязных стенах, полах и постельном белье дети явно не виноваты. Хозяйка дома, у которой двое малышей, уборкой себя не утруждает. Сыну Людмилы три года, дочери - два. Выясняется, что мать ведет разгульный образ жизни, устраивает регулярные пьяные пирушки.

 

- К ней мы приехали неслучайно, - поясняют члены комиссии, - женщина замечена в особой «любви» к алкоголю. Попойки организует вместе с сестрой. У той тоже есть маленький ребенок. А за бутылкой женщины забывают о том, что они матери…

 

Впрочем, на момент рейда Людмила оказывается трезвой. Утверждает, что дети накормлены. Лада Новикова проверяет наличие продуктов в холодильнике и столах. Они есть.

 

- Вы почему участкового педиатра не посещаете? - обращается к ней соцработник детской поликлиники.

 

Но на все «почему» женщине ответить нечего. Говорит, что, мол, жизненные обстоятельства вынуждают ее выпивать, но зависимой от алкоголя себя не считает.

 

- Данная семья на приеме у участкового педиатра - редкий гость. Потому я, как куратор, выполняю еще и функцию напоминания. Приходится уговаривать: придите на осмотр, поставьте детям прививки, - глядя на женщину, рассказывает Надежда Бабаева. Людмила в ответ обещает посетить и участкового педиатра, и порядок в доме навести. Члены комиссии предупреждают ее, что придут в гости в праздничные выходные еще не раз, чтобы не надумала отмечать Международный женский день бурно и с алкоголем.

 

Следующий адрес расположен в частном секторе. Пройдя через двор в дом, члены комиссии пытаются включить свет в коридоре. Манипуляции с выключателем к успеху не приводят. В полутьме прихожей стоит двухлетний мальчик, которого одевает подросток. Они явно собрались на прогулку.

 

Лада Новикова, хорошо знающая проверяемую семью, спрашивает, кем подросток приходится малышу.

 

- Я сосед. Просто его мама на работе, а старшие брат и сестра в школе, вот и попросили меня присмотреть, - отвечает он.

 

Рассказывая, сосед-няня продолжал одевать ребенка, на босую ногу натягивая тому резиновые башмаки.

 

- Ты что же делаешь, на улице холодно, останьтесь дома, - возразила Лада Новикова.

 

- А мы недолго, - отвечает ей подросток.

 

- С этой семьей мы работаем давно и будем продолжать работать, - говорит секретарь комиссии. - Сейчас направим сюда сотрудников полиции, маму к ответственности привлечем за оставление ребенка без присмотра. Ну и естественно, направим куратора, чтобы отследил, как дети проведут выходные. Если ничего не изменится, будут приняты кардинальные меры. Такие как изъятие ребенка из семьи… Но подобных матерей даже такая перспектива не пугает. Они продолжают пить, гулять. Да так, что становятся героинями соцсетей. Обычному человеку понять сложно, что если в доме - грязный пол, стены и антисанитария, но при этом растоплена печь и трезвая мама - это уже результат...

 

Следующая семья, которую посетили члены комиссии, как выяснилось, уже на пути исправления. Женщина бросила пить и занимается домом. Пока не работает.

 

- Почему вы стоите на контроле? - спрашиваю у нее.

 

Женщина объясняет: у нее четверо детей, двое старших - школьники, стесненные жилищные условия, нехватка денег. О своей прошлой любви к алкоголю умалчивает. Нет, вовсе не стесняются этого. Просто, объясняет Лада Новикова, они не видят в этом проблемы.

 

Из одного дома в другой картина неутешительная. Необустроенность, грязь, беспорядок. Но члены комиссии отмечают: удивление вызывает тот факт, что накануне праздника большинство женщин-мам трезвы и находятся дома. И это уже огромный плюс, по их словам. Значит, есть надежда, что и праздничные выходные они проведут в семейном кругу с детьми.

 

- Пугает стабильность статистики, - подводит итог увиденному секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Лада Новикова. - Всего в Белогорске на учете состоят 90 неблагополучных семей. Работа с ними ведется системная, регулярная, но их число - величина практически постоянная, так как если удается «отрезвить» одну ячейку общества, ее место тут же занимает другая. Потому работа органов системы профилактики продолжается. А значит, будут еще рейды...

Наталья Васильева

НазадАрхив