Сегодня на Амуре № 13 (3 апреля) 2018 г.


Ремонт, который уже не терпит

 

интервью

 

«Водоканал» Белогорска вновь готовится к сезону ремонтных работ. Водоснабжение, водоотведение и 80-процентный износ: директор предприятия Вячеслав Остапенко в интервью корреспонденту газеты «Сегодня» Светлане Саенко рассказал о том, что наболело.

 

- Вячеслав Анатольевич, начнем разговор с обеспечения населения питьевой водой. Жалоб на ее качество очень много. Выкладывают «рыжую воду» в соцсети, звонят главе города, в управление ЖКХ, обращаются в «Водоканал»… Когда поступает сигнал разобраться, что делаете?

 

- Первая задача - выехать на место и взять пробы воды для лабораторных исследований. По этому поводу специалисты выезжают часто. Ни одно из обращений не остается без реагирования. Бывает, что «звонок» не подтверждается и лабораторно подтверждается чистая вода, без примесей и ржавчины. Но чаще все-таки жалобы справедливы и это  общая боль. Вода не соответствует по цвету, мутности, содержанию железа. По каждому случаю принимаем свои меры: либо промывание внутридомовых систем, либо ремонт участка в летнее время.

 

- В чем причина?

 

- Их несколько. Одна из них - повышенное содержание железа в артезианских скважинах. Изначально, еще при разработке водоносных источников было подтверждено, что содержание железа превышает допустимые нормативы в несколько раз. И об этом уже неоднократно говорилось. Со временем проблема усложнилась изношенностью сетей и тем, что в большинстве своем они находятся под землей. Причем зачастую рядом с трубами теплоснабжения, на глубине до 6 метров. Строилось все несколько десятков лет назад. Многое досталось муниципалитету «по наследству» от Минобороны. В итоге, система водоснабжения давным-давно требует капитального ремонта. А это порядка 100 км водопровода, почти полсотни артезианских скважин, резервуары приема и хранения воды, насосные станции, колонки…

 

- Процент износа?

 

- Близится к 80-ти. Первые системы были построены почти 35 лет назад! А срок эксплуатации без капремонта составляет всего 25 лет, понимаете? Действующих скважин - 36… и те работают на окончательный износ.

 

- Какой район города вызывает наибольшие опасения?

 

- Однозначно, микрорайон «Транспортный». Природное качество воды изначально не соответствует нормам. Профилактическими мерами в виде промывки и дезинфекции внутридомовых систем там не поможешь. Нужна станция обезжелезивания. Монтаж одной был осуществлен и оборудование запущено в работу. Однако физический износ водопроводных подводящих сетей в 2,7 км привел к многочисленным порывам, что также сказалось на качестве водоснабжения. Поэтому работу станции решили  в зимнее время приостановить и этим летом переподключить уже не на весь микрорайон, а на один участок. Какой - сейчас решаем. Есть и еще одна проблема, которая влияет на качество воды на «Горе»…

 

- Какая?

 

- Порядка 25 км сетей микрорайона из 35 имеющихся  «соседствует» с теплоснабжающими трубами. Это значит, что окисление идет быстрее. И летом, по идее, вода немного чище, потому что тепло от сетей не поступает. Промыть накапливающуюся ржавчину очень проблематично. В этом случае необходимо все закрыть, подачу воды прекратить и под большим давлением производить промывку, чтобы ржавчина под напором воды ушла в стоки. Но в микрорайоне «Транспортный» настолько запутанная система труб водоснабжения, что сделать это контролируемо практически невозможно. Ведь трубы когда-то были прикреплены к воинским котельным... Потом какие-то части исчезли, перестроились, но подземные системы ведь никто не ремонтировал. Их просто перебросили на город… и все. Зачастую встречаются трассы, которые даже в имеющиеся схемы не нанесены.

 

- А когда сети были переданы городу?

 

- В 2006 году. Теперь можно сказать вручную пытается свести концы с концами…

 

- В принципе, уходящий отопительный сезон показал, что если с теплом как раз все относительно нормально, то с водой совсем беда. Население предупреждаете об отключениях, роете дороги, устраняете аварии и зимой…

 

- Аварий было очень много… Устраняем. Иначе никак. В зимний период стараемся сработать на опережение, систематически проводим обходы, заглядываем в каждый колодец, потекла задвижка, не потекла… У нас даже полной карты трубопроводов нет. Лет 10-15 назад об этом почему-то не думали… Приняли на баланс и приняли. Теперь без этого сложно, но пытаемся ситуацию улучшить. По крайней мере, отремонтировать там, где возможно. В 2017 году, к примеру, уложили 605 метров новых водопроводных сетей. Это участки, которые считались более чем аварийными в прошлые годы. Микрорайон «Южный», улицы Ломоносова, Кошевого, Транспортная, Авиационная, Скорикова…

 

- А в текущем году какие ремонты планируются?

 

- Анализ показал, что очень много серьезных аварий от скважин в районе Летного озера до водонасосной станции, которая «толкает» воду на «Гору». 1,8 км трубопровода в просто ужасном состоянии. Часть трассы подземная, часть - наземная, но из-за того, что большая часть труб находится в болотистой местности, они постоянно в воде. За год здесь произошло порядка 30 аварий. Порядка 10 аварий произошло по ул. Серышево, но там и участок меньше, всего метров 50. Будем делать силами предприятия. Но участок в районе Летного озера самостоятельно не сможем, его нужно срочно модернизировать. От этого зависит качество воды, ведь еще от скважины она идет к потребителю по ржавым перелатанным трубам. 11 апреля будем представлять свой производственный план ремонтов к следующему отопительному периоду.

 

- А как же это все отремонтировать? Какие нужны средства?

 

- Глава Белогорска уже неоднократно говорил, что для того, чтобы отремонтировать все городское хозяйство города, необходимы уже миллиарды рублей. По мере возможности муниципалитет помогает с ремонтами. Но ведь по большому счету работы делаем там, где край… И это только по водоснабжению… По водоотведению ситуация не лучше. Самые проблемные - микрорайон «Центральный» и опять «Гора». В первом случае сложности с ливневыми канализациями, точнее, их почти полным отсутствием, даже несмотря на то, что муниципалитет из года в год делает новые участки. Во втором - колоссальная ветхость и, как ни странно, развитие городской инфраструктуры…

 

- То есть?

 

- Город растет. Тогда, наверное, никто  и предположить не мог, что в наше время построенная канализация окажется настолько малопропускной, суженной. Есть коллекторы, которым в следующем году исполнится 80 лет!!! Да, они еще работают, но однажды могут и перестать, от старости.

 

Канализационная насосная станция в микрорайоне «Транспортный» эксплуатируется с 1939 года, а это вторая по производительности КНС после «Маяковской», перекачивает около 4,5 тысяч м3/сутки. Износ КНС составляет около 80%...

 

А есть еще очистная станция… те же сети… Чтобы восстановить один погонный метр, кстати, необходимо от 7 до 12 тысяч рублей… А таких погонных метров - километры… Как минимум только на микрорайон «Транспортный» нужно 42 миллиона… И это минимум. Но ведь есть еще особые участки с разного рода кабелями, где разработка грунта возможна только вручную. Есть и участки, где трубы залегают на глубине 8 метров, при современном нормативе в 3,5 метра…

 

- А почему так глубоко закапывали?

 

- Потому что строили очень давно и лишь со временем стали использовать канализационные станции для откачивания нечистот. Старые емкости залегают на глубине почти в пятиэтажный дом, колодцы кирпичные. И чтобы туда спуститься и что-то достать - это сверхзадача… никто спускаться туда просто не будет…

 

- А ремонтировать?

 

- Чтобы отремонтировать один колодец, необходимо около 300 тысяч. А у нас таких колодцев около 3,5 тысяч…

 

- А где же деньги взять?

 

- Как бы банально не звучало, но один из источников - это своевременные платежи населения за получаемые коммунальные услуги. Долг населения сейчас составляет 32 миллиона рублей! Эти средства предприятие могло бы направить на ремонты. Они в предстоящем ремонтном сезоне край как необходимы.

Светлана Саенко

НазадАрхив