Сегодня на Амуре № 16 (24 апреля) 2018 г.


«Цирк учит жизни»

 

юбилей

 

За 30 лет своей деятельности эстрадно-цирковая студия «Ритм» выпустила сотни выпускников. За годы работы было всякое: и победы, и поражения. Росло мастерство, менялась направленность, стилистика и, конечно, дети, но оставалось главное - любовь к цирку.

 

Как все начиналось…

 

Цирковые студии в Белогорске начали свое зарождение еще 50 лет назад. Тогда, в 70-80 годы руководителем «Визита» был замечательный артист оригинального жанра, клоунады Яков Менакер. Но после его переезда студия закрылась, дети выросли и выбрали себе другие профессии.

 

Заново возродила в городе этот вид искусства Маргарита Терещенко. С 1988 года и по сей день она является руководителем эстрадно-цирковой студии «Ритм».

 

Сама Маргарита Алексеевна в детстве занималась гимнастикой. После окончания школы поступила в педагогический институт, где было открыто цирковое отделение факультета общественных профессий под руководством Виктора Штамбрейса.

 

- Мне стало интересно попробовать свои силы в этом искусстве, к тому же у меня уже была физическая подготовка. Занималась воздушной гимнастикой на кор-де-парели и в кольце, гимнастикой с обручами. Студийцы вели активную концертную и гастрольную деятельность. Запомнились поездки на агитпоезде ЦК ВЛКСМ, на теплоходе по пограничным заставам Амура. Вскоре я поняла, что цирк - это то, чем я хотела бы заниматься и дальше, - рассказывает Маргарита Терещенко. - У Виктора Петровича учились многие сегодняшние руководители цирковых студий области. Всем нам он смог привить любовь к этому замечательному искусству, и я ему за это очень благодарна.

 

Несколько лет после окончания института Маргарита Алексеевна проработала в школе учителем математики и физики. Но и тогда она не забывала о своем увлечении.

 

- У меня было классное руководство в 4 классе, - с улыбкой вспоминает прошлые годы руководитель «Ритма». - Помню, вместе с ребятами ходили в походы и занимались постановкой цирковых номеров. Очень много времени проводили вместе. Даже выходили на школьную сцену. Сейчас даже представить трудно, а тогда во время представления вместе с учениками выступала в гимнастическом купальнике.

 

В Дом культуры завода «Амурсельмаш» будущий руководитель пришла работать 30 лет назад. Конечно, сразу стала заниматься цирком. Сначала цирковую студию стали посещать «заводские» дети (чьи родители работали на заводе «Амурсельмаш»). Но вскоре узнал о студии весь микрорайон, а потом и город.

 

- Удивительно, что в Белогорске только у нас в ДК есть цирковая студия, - отмечает Маргарита Алексеевна.

 

«Были трудные времена»

 

В нашей области частенько организовывались в те года цирковые студии, но многие из них не выдержали испытание временем и закрывались.

 

- Времена были тяжелые. Студия была молодая, неизвестная, деньги нам никто не выделял. Никакого реквизита  не было, приходилось все делать своими силами и своими руками. Со сложными конструкциями помогали заводчане. Делали реквизит по нашим чертежам, например, машинки для круток, которые используются в воздушных номерах, - вспоминает руководитель. - Булавы делали из кеглей, с большим трудом заказывали мячи для жонглирования. Зачастую большая часть зарплаты уходила на реквизит. Пайеточных тканей не было. Костюмы детям шили из своих вечерних платьев, они долго еще висели в наших гримерках как напоминание. Сейчас эти костюмы кажутся смешными и несуразными, но с какой любовью тогда дети обшивали их блестками.

 

Большой наградой для артистов студии были выходы на сцену и победы на конкурсах. Тогда они понимали, что все затраченные усилия были ненапрасными и нужно идти дальше. Возможно, именно достигнутые результаты заставили Маргариту Алексеевну не останавливаться в своем нелегком труде.

 

В первый же год студия представила зрителям свою первую концертную программу. Она была новогодняя. Через три года студия стала народным самодеятельным коллективом.

 

- В 1996 году я стала директором Дома культуры, и совмещать две работы стало очень тяжело, но цирк не отпускает меня на протяжении всей жизни, - говорит Маргарита Терещенко.

 

«Постановки и дети»

 

- Бывает, идеи для постановки номеров возникают спонтанно. Услышал интересную музыку или увидел необычный костюм, и от этого начинаешь отталкиваться, - рассказывает она.

 

- Сегодня у детей больший простор для творчества, но нередко их время отнимают гаджеты. Детям интереснее сидеть дома в интернете, чем заниматься своим физическим развитием. Их стало труднее заинтересовать, - отмечает руководитель. - Нельзя не заметить, что и общаться дети стали меньше друг с другом. Занятия в студии способствуют крепкой дружбе между детьми, умению красиво держаться на сцене, не теряться и всегда улыбаться, несмотря ни на что. Цирк учит не только растяжке, гибкости, ловкости рук, но и выносливости, твердости характера, умению превозмогать боль и себя, никогда не отступать от задуманного и достигать желаемого результата. Помню, однажды во время гастролей по северной ветке БАМа в январе спали в шубах на бетонном полу в неотапливаемых помещениях, опаздывая на концерт, бежали за рабочим поездом с аппаратурой в руках… Но зато какими аплодисментами зрители встречали и провожали каждый наш номер… Как будто побывали на другой планете, зато впечатления от выступлений и всей поездки остались на всю жизнь и закалили дух.

 

«Трудиться, трудиться и еще раз…»

 

По словам Маргариты Алексеевны, одного таланта в цирке недостаточно. Зачастую менее талантливые, но усердные дети добиваются больших результатов, чем одаренные от природы. И нередко между началом занятий и выходом на сцену могут пройти годы.

 

- Здесь недостаточно прийти 2-3 раза в неделю и часок позаниматься. Даже минутный трюк, на который сторонний зритель даже может не обратить внимания, требует долгие месяцы тренировок. Поэтому цирк - это не только яркие номера и свет прожекторов, но и тяжелый и порой неблагодарный труд, и остаться в цирке можно, только если очень любишь свое дело.

 

Порой, нагрузка в цирковой студии настолько большая, что начинают говорить: «Больше не могу». И здесь уже надежда на успех полностью лежит на руководителе и его педагогических способностях.

 

- Я считаю, что ребенок должен видеть результат на каждом занятии. Если что-то не получается, задания можно разбить на части. Главное, чтобы ребенок поверил в себя, и каждую репетицию одерживал свою маленькую победу, - рассказывает Маргарита Терещенко и отмечает, что без строгости со стороны педагога результата добиться невозможно.

 

Но вся строгость и мозоли на репетициях забываются, когда дети выходят на сцену. Руководитель учит их любить сцену, свои номера, любить цирк и своего зрителя, понимать, что они работают, чтобы нести радость.

 

Победы

 

Цирковая студия «Ритм» ежегодно становится лауреатом областных, региональных, всероссийских и международных конкурсов. Совсем недавно участники студии приняли участие в Международном конкурсе «Хрустальная капелька» и привезли оттуда много наград.

 

За годы своего существования студийцы очень много гастролируют. Ребята с концертами объездили всю Амурскую область, выступали в Якутии, в Еврейском автономном округе, в Забайкальском крае. Выступали в Корее, с длительными гастролями объездили половину Китая.

 

- Вообще китайский менталитет такой, что они скупы на аплодисменты, но мне всегда казалось, что нашим детям хлопали больше, чем другим выступавшим, наверно, потому что я их сильно люблю и для меня они самые лучшие. И каждый раз, выпуская студийцев, теряешь с каждым маленький кусочек сердца.

 

Хочется отметить, что «Ритм» всегда славился своими клоунами. Это и Эдуард Зотин, и Евгений Бадуля, и Наталья Ермакова, и Геннадий Кривак и многие-многие другие. Спасибо им огромное. В копилке «Ритма» много грамот, кубков и медалей, но одна из самых дорогих сердцу наград для руководителя студии - фигурка клоуна с символическим названием «За смелость быть смешным» - спецприз заслуженного артиста России Андрея Шарнина, председателя жюри регионального конкурса «Парад Алле». Небольшая статуэтка и сегодня украшает холл ДК.

 

Конечно, не все выпускники студии продолжили профессиональную цирковую деятельность, но я надеюсь, что все знания и навыки пригодились им и все они продолжают помнить об этом этапе своей жизни.

 

Сейчас в цирковой студии работают выпускница «Ритма» Ирина Кондратенко, которая также свою жизнь посвятила цирку, и дочь Маргариты Алексеевны Алена Терещенко. Алена выросла в стенах Дома культуры и уже с трехлетнего возраста начала свою концертную деятельность. Дети с удовольствием ходят к этим руководителям на занятия и уже добились хороших результатов.

 

- С некоторыми выпускниками общаемся и не теряем связи, - отмечает Маргарита Терещенко. - Пользуясь случаем, хочу пригласить наших выпускников и всех жителей города на наше юбилейное выступление, которое пройдет 2 мая в 12 часов в ДК «Амурсельмаш». Вас будет ждать волшебное цирковое представление «Алиса в стране цирка».

Анна Ольшанникова

НазадАрхив