Сегодня на Амуре № 44 (7 ноября) 2018 г.


Главное в работе - изменить сознание людей

 

интервью

 

7 ноября 2008 года - 10 лет как Станислав Мелюков официално вступил в должность главы Белогорска. О том, как ему работается, он рассказывает сухо. Интервью пишется буквально на ходу. Как и 10 лет назад, он мечтает о том, чтобы в сутках было не 24 часа, а больше…

 

- Вспомнилась Ваша первая пресс-конференция в феврале 2009 года с темой «100 дней - 100 дел». Такой темп работы сохранился?

 

- Наверное не снизился. Столько сделано за это время, что всего уже не пересчитать. Изменился, пожалуй, масштаб дел. Стал более грандиозным, что ли… Начинали-то с простых вещей, а сегодня они уже стали обыденными. Ведь раньше только мечтали о благоустройстве города, строительстве новых объектов. А теперь это наша реальность: все ранее считавшееся невозможным мы сделали привычным.

 

- Кстати, в начале пути Вы довольно образно сравнили себя со снарядом, идущим к центру Земли (к/ф «Путешествие к центру Земли»), своих замов - с ядерными зарядами, а местное самоуправление Белогорска - с ядром, которое необходимо сдвинуть с места. Сравнение было верным?

 

- Абсолютно верное и точное сравнение. И спустя 10 лет, честно говоря, немного удивлен, что попал в точку. Хочу еще раз выразить благодарность своей команде. Тем, кто эти годы был рядом и помогал развивать город, чтобы Белогорск стал одним из лучших в Амурской области.

 

- А что Вы больше всего цените в коллегах по работе?

 

- Понимание задач, которые стоят перед городом. Креатив и нестандартное, нелинейное мышление.

 

- За 10 лет Вы работали с четырьмя созывами депутатов Белогорского городского Совета. Как складывались отношения с депутатскими корпусами?

 

- Разные были отношения. В основном ровные. Да, конечно, были сложности в работе, но мы их преодолевали. И должен сказать, что наш депутатский корпус - один из лучших в области, потому что он не совершает критичных ошибок. Принимая решения, наши депутаты всегда думают о городе. Есть, конечно те, кто занимается политиканством, но я отношусь к этому философски.

 

- Можете назвать пять главных реализованных проектов, о которых Вы говорите с гордостью?

 

- Первое - это, конечно, наш ФОК, который мы строили восемь лет. Меня, если честно, просто распирает от гордости оттого, что мы это смогли сделать. Поверьте, это было невероятно трудно. Второй проект, которым я горжусь, это, пожалуй, развязка с подземным переходом. Реально это тоже был очень сложный проект. Причем сделали мы ее в год, когда было двойное наводнение. Тогда, в 2013 году, мы так намучились, но все получилось. Развязка стала не только украшением города, но и значительно снизила аварийность на этом опасном участке. Третье - это стадион «Амурсельмаш». Помню, как в ноябре 2008 года мы с заместителями приехали на этот убитый пустырь, куда я лет 10 назад до этого ходил смотреть футбол. Когда я сказал: «Здесь будет новый стадион», на меня посмотрели как на… скажем так, фантазера. Мол, ну-ну, давай посмотрим. А через три года мы его построили. Четвертое, чем горжусь, разумеется, ФК «Белогорск». Клуб, который вызвал фурор на Дальнем Востоке. Сейчас я очень жалею о том, что дальневосточного футбола не стало. Но ФК «Белогорск» жив, жив в моей душе и как только условия позволят проводить чемпионаты, он примет в них участие. И пятое - это наша световая аллея в горпарке. Проект невероятно сложный. Подобного нигде больше нет, только в Белогорске.

 

- А какая была самая большая сложность, которую пришлось преодолеть?

 

- Изменить сознание людей. Сделать так, чтобы белогорцы стали считать свой город родным и начали им гордиться. Я думаю, нам это удалось. Вспомните, что было 10 лет назад, как называли наш город? А сейчас? Когда кто-то узнает, что вы из Белогорска, говорят: «Ну да, это же Белогорск!» Вот это и есть главная работа, которая была проделана нами.

 

- Вы часто говорили, что в городе многое делается не благодаря, а вопреки. Почему?

 

- Деятельность местного самоуправления регулирует 131-й федеральный закон, которому исполнилось 15 лет. Ситуация в стране за эти годы изменилась существенно, а закон остался прежним. В Белогорске для того, чтобы власти ничего не делать, деньги есть. А для того, чтобы сделать то, что у нас сегодня есть, потребовались невероятные усилия. Поэтому и вопреки.

 

- Власть, тем более местную, принято ругать за все. Как Вы относитесь к этому? Есть рецепт стойкости к критиканству… или троллингу в соцсетях?

 

- Ну а кого собственно удобней ругать? Местную власть, конечно, потому что мы ближе всех к людям. Мы те, к кому обращаются за помощью. Должен сказать, что в Белогорске очень много поддержанных обращений. Да, не все получается, но, поверьте, сделано по обращениям граждан очень много. Но не все в наших силах. Вопросы, решение которых находится на федеральном уровне, мы реально решить не можем. Поэтому к критике я отношусь абсолютно адекватно. Мне только не нравится, когда критикуют, ничего взамен не предлагая. Посидеть в сетях, поумничать, поругаться могут, наверное, у нас многие. «Специалистов» во всех областях много. А когда доходит до дела, к сожалению, специалистов и не найти. Пример из последних - открытие ФОКа. С великим трудом искали персонал. Очень серьезный вопрос, и я вот сейчас понимаю, что 8 ноября откроется ФОК и не все сразу будет там гладко. Понятно, там персонал будет спотыкаться и, конечно, найдутся те, кому покритиковать за счастье. По мне, так надо им помогать, а не подставлять подножку. Но к сожалению, многие устроены так, что нужно свою неустроенность в жизни вынести в публичное обсуждение и просто поругать всех и все, но при этом ровным счетом ничего не сделать, чтобы что-то изменить.

 

- Может ли незнакомый человек Вас растрогать? Есть ли такие ситуации, о которых Вы до сих пор помните?

 

- Да, может. Такое часто бывало на личном приеме у главы. Не то чтобы я слезу пускал, но говорил себе - надо помочь… и помогал. Один из ярких эпизодов - на прием пришла мать с тяжелобольным ребенком. После приема через два месяца появилось единственное в России муниципальное положение о помощи людям, оказавшимся в неординарной жизненной ситуации.

 

- Вы публичная личность и Вас всегда обсуждают. Как Вы относитесь к слухам?

 

- С юмором. Я понимаю, что моя жизнь интересна людям. Понимаю, что многие слухи просто придумываются моими оппонентами в целях политической борьбы. Как-то недавно, комментируя «последние новости» журналисту информационного агентства, сказал, что слухов за 10 лет было очень много, но ни один из них не подтвердился. Я всегда говорю, если хотите узнать правду, спросите у первоисточника, то есть, у меня.

 

- Было такое, что хотелось махнуть рукой и сказать: да гори оно все..?

 

- Такого именно не было. Хотя были периоды, когда действительно не хотелось идти на работу. Просыпался утром и думал: «Да надоело все, не пойду, не хочу!» (смеется). Ну а потом шел работать. Очень сложно бороться с несправедливостью. А по отношению к муниципалитету, поверьте, несправедливости очень много и приходится прилагать усилия для того, чтобы не сбавить темп работы, к которому мы привыкли, не опустить руки.

 

- Приходилось ли Вам в профессиональной деятельности преступать через свои принципы?

 

- Нет. Никогда. Это невозможно.

 

- Что мешает работе главы?

 

- Чтобы было понятно, кто такой глава? Глава - это человек, который строит планы, принимает решения, контролирует их исполнение и несет за них ответственность. Моя задача - строить стратегические планы развития города. Но часто получается так: сидит руководитель в кабинете, строит эти планы. А тут заходит текучка с ножом и их режет. Вот это и мешает в работе. Есть вещи, которые кроме меня никто не сделает. Приходится ежедневно погружаться в разные сферы. Времени на то, чтобы посидеть, подумать о глобальном и понять, как нам быть дальше, не всегда хватает. Так что, мешает текучка.

 

- Считается, что Белогорск среди других муниципалитетов стоит особняком за свой особый подход к решению задач. Привыкли?

 

- Я бы даже сказал, что мы сами создали себе такую репутацию и гордимся ею. Это проявляется в разных ситуациях. К примеру, наводнение 2013 года. Рассказывали, как один зампред звонил другому: «Вот там в Белогорске все тонут, что делать?». Другой спрашивает: «Мелюкову звонила? Что ответил?». Сказал: «Сам все решит». «Вот и не переживай». Мы отличаемся своим виденьем происходящего. У нас всегда есть на все свое мнение, и мы часто пытаемся сделать так, чтобы наш голос был услышан.

 

- Говорят, что нет большего испытания для человека, чем испытание властью. Вы изменились за 10 лет?

 

- Нет. Единственное - я стал жестче.

 

- В чудеса верите? Какие бы три желания загадали Золотой Рыбке?

 

- Чудес не бывает, все достигается только трудом. А про Золотую Рыбку… Первое - чтобы в сутках стало больше 24 часов, потому что, к сожалению, мало времени хватает на семью. Второе - чтобы люди стали добрее и больше понимали друг друга. И третье, наверное, даже Золотая Рыбка это желание не исполнит, - чтобы наконец-то изменили закон о местном самоуправлении, чтобы у муниципалитетов стало столько денег, сколько им нужно для исполнения своих полномочий.

 

- Легко ли быть хорошим руководителем и хорошим отцом одновременно? Что сложнее?

 

- Сложнее быть отцом. Потому что времени на общение с детьми из-за работы немного. А я стараюсь вложить во Льва и Киру свою жизненную философию.

НазадАрхив