Сегодня на Амуре № 47 (28 ноября) 2018 г.


Путепровод попал в ЧС

 

ситуация

 

Жизнь без путепровода: представить ее Белогорску сложно. Мост, соединяющий два микрорайона, построили по одним данным в 1976 году, по другим - в начале 80-х. С десяток лет он находился в ведении железной дороги, а под конец перестройки благополучно и безвозмездно передан городу вместе со «Службой заказчика».

 

О той самой службе помнят теперь только старожилы. То, что путепровод достался в довесок, и не отрицают. Мол, время такое было… деваться было некуда. Из истории строительства транспортной артерии почти ничего не сохранилось, говорят в комитете имущественных отношений. Решение горсовета от 22 ноября 1991 года о принятии объекта в муниципальную собственность, урывочные сведения о капремонте в 2001-м, пара любительских фотографий… Вот, пожалуй, и все.

 

В подноготной моста стали разбираться после обрушения путепровода в Свободном. В октябре этого года аналогичная конструкция «соседа» через Транссиб не выдержала и рухнула на проходящий под ним состав. Обошлось без жертв. Однако «падеж мостов» по всей России стал для многих горькой реальностью - построенное в советское время постепенно разрушается. Нужны меры. Решение о проверке белогорского сооружения над Транссибом глава принял сразу, в день обрушения в Свободном.

 

Кстати, еще в 2013 году именно он поднял вопрос о строительстве дополнительного для города путепровода в районе улицы Базарной. Количество машин, как говорится, растет, а городская инфраструктура за этим процессом не успевает. Администрация сделала проектно-сметный расчет. На тот момент стоимость оценивалась в 1,2 млрд рублей. Сумма и по современным меркам запредельная, а если проиндексировать, то и вовсе космическая. Самостоятельно осилить такое муниципалитет не сможет, потому и предпринимал все возможные попытки привлечь инвесторов (даже китайских) к строительству объекта. Однако эти усилия то в период наводнений, то санкций, то прочих мировых нюансов, связанных, в том числе и с «зеленой валютой», оказались безрезультатными.

 

В отсутствие миллиарда действующий путепровод поддерживали и приводили в порядок, как могли.

 

Экспертное мнение

 

Работы по обследованию сооружения проводились лицензированной организацией инструментально почти три недели. На счету эксперта более 700 подобных конструкций. Работал он в режимных условиях: железная дорога выделила всего три часовых «окна», когда железнодорожное движение по ветке полностью прекращалось.

 

Устный вердикт после завершения работ, по признанию представителей администрации, шокировал всех - 40-летний путепровод небезопасен.

 

Оперативно о ситуации глава Белогорска Станислав Мелюков доложил губернатору Амурской области Василию Орлову. Уже на следующее утро состоялась рабочая группа при Правительстве Амурской области с профильными министерствами. Пришли к выводу - надо объявлять ЧС. Что и сделали в этот же день.

 

На следующий глава Белогорска, прилетев из командировки, провел заседание КЧС с участием заместителей главы города, руководителей всех структурных подразделений администрации и муниципальных предприятий Белогорска, представителей правоохранительных органов, Белогорской больницы, железной дороги, пожарных.

 

Представитель лицензированной организации Анатолий Токмаков в деталях рассказал о трещинах, опорах и ригелях, отметив, что путепровод практически идентичен с тем, что обрушился в Свободном. Типовой проект. В настоящее время, по мнению эксперта, наибольшее опасение вызывает третья опора из шести. Она находится в аварийном состоянии. При этом специалисты говорят об ошибках в проектировании и строительстве сооружения, при обследовании выявлено отсутствие части арматуры.

 

Без превентивных мероприятий мост эксплуатировать нельзя, еще констатировал эксперт и предложил временное техническое решение по укреплению опоры, которое позволит пользоваться путепроводом с ограничениями по движению транспортного потока. При этом установить индикаторы часового типа для дальнейшего наблюдения за состоянием моста.

 

Транссиб не остановить…

 

- Ситуация очень серьезная, но исправимая, - подчеркнул глава города. - Я бы еще добавил и странная. Абсолютно согласен с полномочным представителем Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрием Трутневым и губернатором Василием Орловым в том, что муниципалитеты в принципе не должны отвечать за путепроводы, это дело РЖД. Мы надеемся, что Правительство области нам поможет решить эту проблему. Город сделает все возможное для того, чтобы минимизировать серьезные последствия. Будем делать все, чтобы и не создать в городе коллапс, но и в то же время соблюсти безопасность, в том числе и на Транссибе.

 

На заседании глава Белогорска дал ряд поручений. Одно из них - привести в порядок, отсыпать объездной путь, ведущий в микрорайон «Транспортный» с населением в 22 тысячи человек. На участке в 26 километров будут установлены все необходимые дорожные знаки. Задачу МБУ планирует выполнить к 3 декабря. За помощью в проведении работ город обратился в министерство транспорта и строительства области, а также к военным. В понедельник, 26 ноября, эксперт предоставил письменное заключение о состоянии путепровода. Оно не отличалось от устного. По путепроводу, считает специалист, нельзя ни ходить, ни ездить никому…

 

- Мы должны принять решение, в каком формате мы будем преодолевать эту непростую ситуацию, - отметил глава Белогорска Станислав Мелюков. - По факту есть мнение эксперта, который рекомендует закрыть все движение по путепроводу. Если эксперт настаивает, чтобы движение было закрыто сверху по мосту, то соответственно, вполне справедливо ставить вопрос, чтобы движение было закрыто и под ним. При этом мы понимаем, что Транссиб закрыть невозможно и нереально.

 

Пассажироперевозки изменятся

 

Глава города озвучил ряд решений комиссии и соответствующих поручений. Одно из них - в оперативном порядке после получения технической документации по временному укреплению третьей опоры путепровода поручить РЖД произвести работы по временному укреплению ригеля опоры N3.

 

По поручению главы города будет проведен отбор проектных институтов, специализирующихся на проектировании и обследовании подобного рода сооружений, с тем чтобы пригласить специалистов для проведения более глубоких измерительных мероприятий по обследованию путепровода для дальнейшей разработки технических решений по укреплению опор.

 

Одним из наиболее сложных стал вопрос о пассажироперевозках и движению частного легкового транспорта по мосту. В первом случае оно будет запрещено с субботы, 1 декабря 2018 года. Во втором ограничено. Оптимальный вариант организации пассажироперевозок предложил межрайонный отдел полиции «Белогорский». На период чрезвычайной ситуации в городе фактически будет действовать две муниципальных маршрутных сети: одна по микрорайону «Транспортный» (для линий 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12), другая по микрорайону «Центральный». Соединяющим звеном для пассажиров станет пешеходный виадук железнодорожного вокзала. Пассажиры будут проходить по виадуку и пересаживаться на другой автобус. На стоимость билета такая пересадка не повлияет. Проработаны и школьные маршруты, они будут доведены до родителей, найдено оптимальное решение.

 

В целях безопасности глава Белогорска поручил установить систему видеонаблюдения на путепроводе и привокзальной площади. Подробная информация о новой схеме движения общественного транспорта размещена на официальном сайте белогорск.рф, а также в соцсетях и СМИ.

 

Реверс для легковой, объезд для грузовой

 

С 1 декабря вводится ограниченное движение легковых автомобилей по путепроводу. Оно будет осуществляться в реверсном исполнении. Для этого установят специальные светофоры. Эти меры направлены на снижение нагрузки на мост. С 22 ноября на путепроводе уже введено ограничение движения любого грузового транспорта.

 

Для пропуска специализированной техники, автомобилей, доставляющих продукты питания и продукцию первой необходимости, планируется задействовать дорогу под железнодорожным мостом («Томским») в районе локомотивного депо. Этот вопрос оперативно прорабатывается с представителями железной дороги.

 

Командованию Восточным военным округом будет направлено обращение в части помощи в оказании взаимодействия по приведению в порядок старой Благовещенской трассы. Ее передали из собственности Минобороны в муниципальную около четырех лет назад...

 

Так или иначе, Белогорск ждет время испытаний. В администрации отмечают, что предугадать и минимизировать все неудобства, связанные с изменением уклада городской жизни, сложно. В любом случае, к этому городская власть стремится. Без помощи понимания белогорцев здесь не обойтись.

Светлана Саенко

 

Обращение главы Станислава Мелюкова к жителям Белогорска

 

- Уважаемые белогорцы! Решение, которое приняла комиссия по чрезвычайным ситуациям, сложное. Несмотря на то что эксперт, проводивший обследование, настаивает на полном закрытии путепровода для любого движения, в том числе пешеходного, комиссия посчитала, что в настоящее время это невозможно. В том числе и потому, что в этом случае необходимо перекрыть и Транссиб. В принципе, это невыполнимо. Органы власти принимают все возможные меры по минимизации неудобств, которые возникнут при ограничении движения по путепроводу, и проведению мероприятий по усилению прочности конструкции. Мы закажем дополнительные обследования, чтобы было несколько экспертных мнений относительно прочности конструкций моста. От этого будет зависеть период ремонта путепровода.

 

Да, у кого-то возникает справедливый вопрос: почему раньше не делали обследований? К сожалению, вся инфраструктура, которая была построена еще при Советском Союзе, изнашивается и средств на решение многих вопросов в таких дальневосточных городах, как Белогорск, катастрофически не хватает. Только в этом году в России разрушилось 100 мостов. В разных регионах, в разных климатических условиях, но с одной составляющей - нет средств, износ, ошибки проектирования. Для дальневосточников вопрос инфраструктуры стоит особенно остро. Всегда есть дилемма, что первоочередно: аварийный ремонт котельных, сетей, очистных сооружений, школ, детских садов. В принципе, последние десять лет этим и занимались. В этот период казалось, что путепровод простоит еще век. По факту всем сейчас понятно, что и он требует пристального внимания.

 

Прошу белогорцев с пониманием отнестись к этому сложному периоду. Считаю, что лучше перестраховаться, провести мероприятия по укреплению путепровода. И очень надеюсь, что ни правительство Амурской области, ни РЖД не бросят город один на один с этой серьезной инфраструктурной проблемой.

НазадАрхив