Сегодня на Амуре № 49 (12 декабря) 2018 г.


То же оружие, только с зубами

 

безопасность

 

В прошедшее воскресенье, 9 декабря, профессиональный праздник отметили сотрудники ведомственной охраны железнодорожного транспорта. В этот день в 1921 году свет увидел особый документ - декрет ВЦИКа, которым утверждалась организация «охраны складов, пакгаузов и кладовых, а равно сооружений на железнодорожных и водных путях». С тех пор прошло 97 лет...

 

О данном историческом факте многие сотрудники белогорской ведомственной охраны знают и помнят. По словам заместителя начальника стрелковой команды по кадрам и соцвопросам Андрея Гука, их служба не просто ответственна, она имеет немаловажное значение, как для предприятия в отдельности, так и для страны в целом. Не секрет, что железная дорога часто становится объектом преступных посягательств. В первую очередь тех, кто хочет что-то украсть. Ведь воруют все: от обычных деталей до цветного металла, от угля до солярки - и мазута. Кстати, в объемах воры не церемонятся - «уносят» от нескольких  граммов до цистерн. Ко всему прочему, немало на железной дороге и тех, кто  нарушает правила  пропускного режима, проникает в так называемые «запретные зоны» либо просто игнорирует пожарную безопасность.

 

Вот и противостоят данным нарушениям работники ведомственной охраны. А надежными их помощниками в этом деле являются служебные собаки. Любопытно, но о лохматых четвероногих охранниках СМИ пишут крайне мало. В основном, о тех, кто с ними работает, кто заботится и ухаживает. Между тем, служебные собаки были и остаются незаменимыми помощниками в охране важных промышленных и железнодорожных объектов, складов. «А в годы Великой Отечественной войны они широко использовались для розыска и вывоза с поля боя тяжело раненых воинов, подвозки на передовую оружия, боеприпасов и продовольствия, подрыва танков», - проводит небольшой экскурс в историю Андрей Гук. Вожатый служебного собаководства Анатолий Шафигулин, который работает с четвероногими в охране долгие годы, добавляет: «Собаки зачастую выполняют боевые задания более четко, чем люди. Они способны незаметно подобраться к преступнику, лучше, чем люди, ориентируются в неосвещенном помещении или на темной улице, легко обнаруживают прячущегося или крадущегося нарушителя».

 

Анатолий Шафигулин рассказывает, как в прошлом году неизвестные попытались проникнуть на охраняемую территорию. Однако собака услышала, залаяла, и они сбежали до того, как на место прибежала охрана. Вспоминает еще об одном случае, он тогда еще диспетчером работал. Нарушитель пробрался на закрытую для посторонних территорию и побежал по ней к зданиям, лишь тень мелькнула, но ему вслед кинулась сторожевая собака. Правда, потом выяснилось, что это была проверка по линии службы безопасности…

 

Сегодня собаки охраняют железную дорогу практически повсеместно. Пока люди несут свое дежурство на вышках, четвероногие охранники оббегают территорию. «И даже мышь мимо не проскочит. Помогают они нам сильно. Одно время народу мало было в охране, поэтому выставляли на дежурство только одних собак. А вообще невозможно человеку самому обойти все и везде. К тому же в темноте не всегда увидишь что и кто. Так что без них никак», - говорит вожатый служебного собаководства, отдавая должное алабаям, овчаркам, но чаще представителям смешанных пород. «Породистые всегда стоили дорого. Их ведь и учить фактически ничему не надо, с щенячьего возраста знают и понимают все», - добавляет он.

 

Но было и так раньше: на работу проводники ходили со своими собаками. «Был у нас один такой сотрудник, патрулировал территорию вместе со своим бульдогом, - вспоминает Андрей Гук. - И доплата за работу с собакой была неплохая. Даже помнится, одно время очередь была, многие хотели именно с собакой работать…».

 

Кстати, охраняют железную дорогу собаки давно. Сторожили говорят, что в Белогорске они появились где-то с 60-х годов прошлого века. «В войну питомника для них, может, и не было, но вот после войны появился. Раньше было даже сопровождение поездов собаками, их на платформы выставляли. Но сейчас маршруты длиннее стали, животным это тяжело, потому сейчас в основном дежурят по объектам, на блок-постах, методом патрулирования территории», - рассказывают сотрудники ведомственной охраны. Впрочем, раньше был и инструктор служебного собаководства, кинолог. Сейчас его нет, несколько лет назад должность сократили. Поэтому с четвероногими охранниками занимаются вожатые. Хотя вожатый это все-таки не инструктор с обязательно высшим образованием, и который отвечает не только за правильное использование служебных собак при охране объекта, но лично руководит их дрессировкой и тренировкой, следит за состоянием здоровья, разрабатывает планы спецподготовки вожатых служебных собак и проводит с ними занятия…

 

Кстати, на каждую собаку положен паек: килограмм субпродуктов, 600 граммов крупы, 300 граммов овощей и соль - это суточная норма. Возможно, и хватает, но выглядят псы белогорского отряда ведомственной охраны поджарыми, сильными и - злыми. Для чужого. Впрочем, и своих иногда могут не признать. Андрей Гук вспоминает, как однажды псина бросилась на одного стрелка и немного его потрепала. Правда, только за одежду. «Хотя сам виноват, шел не там, где надо», - говорит он. И добавляет, что собака - это то же специальное средство, потому что опасна, равно как и огнестрельное оружие. Поэтому к четвероногой охране здесь относятся строго, со всей ответственностью. Кстати, раньше в белогорской ведомственной охране на службе состояли тридцать собак. Сегодня только восемнадцать. Но и этого количества хватает, чтобы поставленная задача по охране железной дороги выполнялась на высоте.

 

В чем, глядя на этих здоровенных зверюг, трудно усомнится...

Елена Гладышева

НазадАрхив